Тематический день "Дошкольник в мире финансов"
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Формирование финансовой грамотности у детей и вовлечение родителей в финансовое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
раскрыть возможности и новые формы работы с детьми и взрослыми | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический день «Дошкольник в мире финансов»
Воспитатель Коновалова Г.Н.
01.06.2022 г.
Цель: Формирование финансовой грамотности у дошкольников и вовлечение родителей в финансовое воспитание детей.
Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме.
Финансовая грамотность – особое качество мышления человека, которое формируется в дошкольном возрасте и показывает умение и желание самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, когда ребенок готов начать изучать окружающий мир, как средство зарабатывания денег.
План тематического дня «Дошкольник в мире финансов»
- Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата»
- Оригами «Кошелек-это домик для денег»
- Игра «Деньги мира»
- Занятие «Приключения девочки Танечки»
- Буклет для родителей «Какие сказки расскажут детям о финансах»
- Квест-игра по финансовой грамотности в старшей группе «Найди клад»
Приложение
3.Игра «Деньги мира» «Деньги всякие нужны»
(для детей старшей группы)
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».
Задачи:
-закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают
бумажные и металлические;
-научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;
-активизировать словарь детей.
Материалы: мяч, копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!!!
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Стук в дверь, заходит почтальон)
Почтальон: Здравствуйте, ребята!! Вам пришла посылка от вашего друга Степашки.
(Воспитатель с детьми благодарит почтальона)
Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку.
Воспитатель: Что это такое нам прислал Степашка? Ответы детей
Воспитатель: Для чего же нужна эта копилка? Ответы детей
Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? Ответы детей
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей)
-для покупки продуктов питания;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений
нам нужны деньги?);
-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
-для оплаты проезда на транспорте;
-для покупки подарков;
-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть?
Давайте посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
Воспитатель: Это что такое? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют «БАНКНОТЫ»
Воспитатель: Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
Воспитатель показывает детям, какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их,
подержать в руках.
Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота… (Ответы детей)
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке).
Физминутка
Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем и нарисуем деньги для игр в нашей группе. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в нашем сказочном магазине.
После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.
Что вы придумали: монету или банкноту? Какой она формы? Как она называется?
Что и почему на ней изображено?
Рефлексия
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
В Заключении можно поиграть в игру «Магазин» с деньгами, которые придумали дети.
4. Конспект ООД. Тема: «Приключение девочки Танечки»
(Старшая группа)
Цель: развивать у дошкольников экономической грамотности.
Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»,
наличные и безналичные деньги, закрепить знания детей о внешнем виде
современных денег.
2.Закрепять знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и
банкнотой. Закреплять у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево».
3.Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить
свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать
осознанию роли денег в жизни людей.
4.Активизировать усидчивость, старательность, аккуратность, желание достигать
качественного результата.
5.Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей.
6.Воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность.
7.Создавать у детей радостное настроение.
Предварительная работа:
- Лепка посуды (чашки, миски, тарелки) из соленого теста.
- Знакомство с гжельской росписью, с ее элементами. Разучивание «закличек».
- Знакомство с понятие «монета», «банкнота».
- Заготовки посуды из соленого теста.
- Гуашевые краски, кисти, баночки с водой.
- Иллюстрации гжельской росписи.
Материалы: заготовки посуды из соленого теста, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, иллюстрации гжельской росписи, шары, муляжи - продуктов, кассы, монеты, картинки с изображением продуктов, фишки в виде монет, кукла.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что за дверью слышится плач. Входит девочка и плачет.
Воспитатель: Здравствуй, девочка.
Девочка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Как тебя зовут? Что с тобой случилось, почему ты плачешь?
Девочка: Меня мама попросила купить в магазине продукты, а я шла и потеряла
монеты, и я не смогу ничего купить. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем нашей Танечке? Ответы детей.
Воспитатель: А что такое монеты?
Дети: Это деньги.
Воспитатель: Ребята, а какие бывают монеты?
Дети: Круглые, металлические.
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного достоинства). Скажите, пожалуйста, а какие еще бывают деньги?
Дети: Банкноты.
Воспитатель: А какие бывают банкноты?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Воспитатель: Как вы думаете, почему наша Танечка, потеряла монеты.
Дети: Потому что она носила их в кармане, а он оказался дырявый.
Воспитатель: Ребята, а где нужно носить деньги?
Дети: В кошельке.
Воспитатель: Правильно, они лежат у нас в кошельки в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они в пластиковых карточках. Вы видели карточки у своих родителей.
Расскажите о них.
Дети рассказывают о пластиковых карточках, об их назначении.
Воспитатель: А где еще люди хранят деньги?
Дети: В банке.
Воспитатель: Замечательно. А давайте сейчас поиграем в игру:
Словесная игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Я называю признак монеты, а вы называете противоположный
признак банкноты и наоборот:
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Ребята, как появляются деньги у людей?
Дети: Получают зарплату.
Воспитатель: Как вы думаете, за что платят зарплату?
Дети: Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.
Воспитатель: Чтобы помочь нашей Настеньке, нам тоже нужно потрудиться. Мы с вами раскрасим уже готовую посуду, которую лепили на прошлом занятии. Мы украсим свою посуду росписью Гжель, а потом отправимся продавать свои изделия на ярмарку. Надо постараться украсить свою посуду аккуратно, красиво, чтобы дороже ее продать. Ведь дорого стоит только товар высокого качества, некачественные изделия называют браком, и они ничего не стоят.
Дети усаживаются за столы. Воспитатель приглашает участвовать в росписи посуды Танечку.
Воспитатель: Давайте мы с вами возьмем кисти, вспомним, какие основные цвета используют в
росписи, ее элементы, и украсим свою посуду (выставить демонстрацию росписи в качестве наглядного пособия). Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо постарались, теперь мы отправляемся на ярмарку, чтобы продать свой товар и на вырученные деньги, купить нужные продукты для нашей Танечки.
Физминутка:
Дружно, весело шагаем …(марш)
Раз-два-три!
На ярмарку мы попадаем
Раз-два-три!
Все ребята хоть куда
Раз-два-три!
Гжельские мы мастера.
Посмотри!
Зал украшен празднично, развешены шары. Дети ставят на столы свой товар и рекламируют его. Одни дети продают товар, а другие покупают. Покупатели объективно оценивают результаты («старался», «очень красиво выполнил», «работа высокого качества»» и т. д. Дети получают «деньги» (фишки - монеты), складывают в большой кошелек, а затем отдают его Настеньке.
Воспитатель: Вот, Танечка, бери деньги, которые мы заработали сами, а теперь мы вместе отправимся в магазин за продуктами. Скажите, как называется магазин, где можно купить продукты?
Дети: Продуктовый.
Воспитатель: А как называется магазин, где можно купить все товары?
Дети: Супермаркет.
Дети отправляются в магазин.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, на каждом товаре есть цена, у вас есть деньги, где вы можете купить тот товар, на которые у вас хватит монет. Это может быть один товар, а может быть и несколько.
Игра «Выбери товар»
На рисунке нарисованы картинки (хлеб, макароны, молоко, конфеты, кукла - Это товары, которые находятся в магазине. Каждый товар соответствует своей цене (вместо монет используются фишки).
Задача детей, выбрать тот товар, на который хватает денег (это может быть или продукты, которые очень нужны Танечкеной маме, или конфеты, кукла и т.д.).
Подвести детей к итогу. Что можно сэкономить и купить на заработанные деньги нужный товар. Проводится игра. Дети, вы молодцы, мы сегодня с вами были и мастера, и продавцы, и покупатели. А самое главное, мы смогли помочь нашей Танечке.
Танечка благодарит детей и уходит. Предполагаемые результаты
1.Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические
понятия (деньги, цена, товар).
2 Получают представления о том, что зарплата - это оплата за труд.
3 Понимают, что расходы не должны превышать доходы.
5. Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Если хочешь быть богатым,
Нужно быть финансово грамотным.
Роберт Кийосаки.
Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями.
Вы, конечно, заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются новые интересы: он чаще задаёт вопросы, активно обсуждает всё происходящее вокруг и, что совсем неожиданно, проявляет интерес к такой сложной сфере, как экономика и финансы.
С экономикой и финансами ребёнок сталкивается постоянно: когда идёт с родителями в магазин, где просит купить понравившуюся игрушку; когда в банке или сберкассе вносят плату за квартиру, газ и свет, когда бабушка с дедушкой дарят деньги.
Все, наверное, согласятся, что лучше, когда ребенок постепенно начнет осваивать азы работы с финансами и, будучи уже взрослым, он сможет правильно обращаться со своими деньгами, правильно распределять доходы, расходы и долю инвестирования. И поэтому именно на вас, на родителях, лежит необходимость обучить своего ребенка грамотному управлению финансами.
Во многих преуспевающих странах дети обучены финансовой грамотности с самого раннего детства. К примеру, в США и странах западной Европы даже учащиеся младших классов имеют платёжные карты, а старшеклассники с лёгкостью оплачивают покупки через Интернет и таким же способом отслеживают потоки своих финансов.
Экономисты советуют начинать финансово обучать ребёнка уже с пяти лет. В этом возрасте тяга к познанию малыша уже выходит за рамки семьи: ребёнок готов усвоить нечто новое.
Финансовая грамотность состоит из нескольких элементов, которые полностью взаимосвязаны между собой, она включает в себя создание накоплений, установление целей. Что означает для ребенка быть финансово грамотным?
• Знать, как экономить средства;
• Научиться ставить финансовые цели, как на длинный, так и на короткий промежуток времени;
• Уметь управлять средствами;
• Уметь распределить бюджет на все жизненно важные нужды;
• Выполнять контроль над своими средствами, в том числе и с помощью современных средств;
• Осознавать, что за свои деньги ответственен только их хозяин;
• Уметь жертвовать часть своих средств без ущерба для себя и одновременно для помощи нуждающимся;
• Правильно принимать решения о трате средств;
• Знать, как работают банковские системы;
• Уметь зарабатывать средства и достигать финансовые задачи.
Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям
Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.
Когда он получает подарок
Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.
Когда Вы пользуетесь банкоматом
Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.
В магазине
Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.
Оплата счетов и квитанций
Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.
Так же Вы можете подробно рассказать малышу о том, откуда берутся деньги, где их взять, на что можно тратить.
Хорошо помогают в освоении азов финансовой грамотности детские деловые игры: «Магазин», «Кассовый аппарат», «Бизнес», «Монополия» и др. Играя в такие игры, ребёнок учится финансово размышлять, вырабатывать собственные стратегии преумножения и траты денег, экономить.
Уважаемые родители! Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
6. Конспект сценария квест-игры по станциям «Путешествие в страну финансов»
(Старшая группа) с родителями
На экране презентация «Путешествие в страну финансов». В зале 4 стола с табличками, обозначающими 4 станции: Домострой, Сказочный Маркет, Банкобург, Автодром, и раздаточным материалом.
Музыка на сбор публики. Появляется ведущий.
Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня вас ждет увлекательное приключение - «Путешествие в Страну Финансов», Вы поучаствуете в
ДОМОСТРОЕ, сделаете покупки в СКАЗОЧНОМ МАРКЕТЕ, познакомитесь с финансовыми хитростями в БАНКОБУРГЕ и побываете на АВТОДРОМЕ. А сопровождать вас будет жительница Страны Финансов ДЕНЕЖКА!
Появляется Денежка она напевает:
Если очень, очень, очень
Хорошо ты хочешь жить.
Если очень, очень, очень
Хочется богатым быть
То, пожалуй, то конечно
То наверно, верно, верно
То возможно можно, можно
Нам с финансами дружить.
Денежка: Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать в нашу страну! Меня зовут Денежка, я буду вашим гидом-помощником! Так хорошо, что вас много, но путешествовать лучше небольшими группами.
Ведущий: Мы разделимся на цветные группы: красную, синюю, зелёную и фиолетовую. Мне нужно четыре капитана, которые наберут себе команды.
Команды набираются по принципу «Круговой поруки», где каждый предыдущий выбирает последующего.
Ведущий:
Итак, разноцветные команды собраны, каждый лидер получает путеводитель, в котором прописан индивидуальный маршрут. Сейчас вы отправитесь каждый по своему маршруту в разные города нашей страны. В каждом городе можно задержаться только на 10 минут и заработать денежки, выполняя задания. Когда время выполнения заданий истекает, мы с Денежкой проверяем их правильность, и за каждый верный ответ вы получите честно заработанные Денежки! В финале путешествия мы посчитаем баланс каждой команды и узнаем, кто же из вас самый успешный финансист!
Денежка: Ну что ж, начинаем путешествие!
Звучит музыка.
Все команды идут на те станции, которые у них стоят следом за номером один.
Ведущий: Все попали в свои города, и я сейчас объясню, что вы будете делать в каждом. В городе ДОМОСТРОЙ надо срочно построить дома для сказочных героев и догадаться, кто же живет в каждом доме. Дело в том, что сказочные злодеи разрушили все четыре домика и свалили в кучу весь строительный материал.
Ваша задача разобрать все части домов и собрать картинки. За каждую картинку вы получаете одну денежку. И пишете на листочке имена владельцев этих домов. За каждое правильное имя тоже получаете по денежке. Если команда успевает всё сделать раньше срока, то получает право ответить на дополнительный вопрос и получить бонус за правильные ответы.
Команда Красных садится на стулья в Домострое.
Денежка: Ребята играйте честно, не начинайте выполнять задания, пока всем всё не объяснят.
Ведущий: В Сказочном Маркете вы рассмотрите все варианты слова «КУПИТЬ», разберетесь в понятиях «ДОРОГО» и «ДЕШЕВО» и ответите на вопросы покупательской викторины «ПОЛЕЗНЫЕ и ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ».
Денежка: И за каждый правильный ответ получите свои денежки! Команда синих садится на стулья в Сказочном Маркете.
Ведущий: В Банкобурге вас ждут финансовые ребусы. За каждый разгаданный ребус вы получите свои денежки.
Денежка: А если выполните задание раньше установленного срока, то сможете улучшить своё финансовое положение, решив некоторые финансовые задачи. Команда зелёных садится на стулья в Банкобург.
Ведущий: На автодроме вас ждут лабиринты, которые не просто пройти, нужна вся смекалка и сноровка внимательности, чтобы выполнить задания.
Денежка: И получить свои заветные Денежки!
Ведущий: Если вы выполните задания раньше положенного срока, то можете получить дополнительные денежки за правильные ответы на финансовую викторину «АВТОСТОП».
Команда фиолетовых садится на стулья в Автодром.
Денежка: Если всем всё понятно, тогда начинаем! Время пошло!
Команды выполняют задания на своих станциях. Заканчивают одновременно по истечению 10 минут.
Ведущая и Денежка подводят итоги, команды получают свои Денежки и переходят
на следующий этап.
После каждого этапа Денежка проводит флэш-моб «Финансы - поют романсы» В завершении путешествия по станциям ребята возвращаются на ту станцию, с которой начали путешествие и подсчитывают свою прибыль.
Ведущий: А теперь прошу капитанов команд посчитать баланс своих команд.
Капитаны команд называют количество денег.
Денежка: А теперь, мы обменяем ваши деньги на почетные дипломы! Вручение дипломов. Поздравление.
Ведущий: Наше путешествие успешно завершено, но прежде чем мы расстанемся до следующего мероприятия прошу вас сказать понравилось ли вам мероприятие? Что нового вы узнали о управлении деньгами? Вам это было полезно? Какой город был вам интереснее всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомим дошкольников с миром финансов
Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.Расскажите ре...
Презентация: " Ребенок в мире финансов"
Фмнансовая грамотность...
Игровой практикум для родителей: «В мире финансов»
Цель: повышение компетентности родителей по вопросам формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возрастаЗадачи:- сформировать у родителей понимание важности формирования основ финанс...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование предпосылок финансовой грамотности) Для детей старшей группы (5-6лет) Квест - игра «В мире финансов»
Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитию(Формирование предпосылок финансовой грамотности)Для детей старшей группы (5-6лет)Квест - игра «В мире финансов&raq...
Педагогический проект «В мире финансов»
Информационно-практико-ориентированный педагогический проект «В мире финансов» для реализации в условиях общего дошкольного образования, направленный на формирование финансовой культуры и ...
Игра по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста "В мире финансов"
Человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах ...