Использование технологии «Storysack» в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Лобусова Мариана Владимировна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, т.к. финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

В процессе работы с детьми в части развития финансовой грамотности я использую такую инновационную технологию, как «Storysack».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lobusova_m.v.docx708.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 Лобусова М.В.

Использование технологии «Storysack» в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, т.к. финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

В процессе работы с детьми в части развития финансовой грамотности я использую такую инновационную технологию, как «Storysack».

Технология «Storysack» была придумана в Великобритании в 1994 году. Основатель -  англичанин Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. «Storysack» в переводе с английского языка означает «мешок историй». 

Цель «Storysack»: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения.

Задачи «Storysack»:

- чтение хороших, добрых книг;

- расширение кругозора детей;

- пополнение и расширение словарного запаса, грамматического строя речи;

- развитие навыков осмысленного чтения;

- навыков обсуждения художественного произведения;

- формирование чувства уверенности в себе;

- стимулирование интереса к книге;

- развитие опосредованной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

В состав «Storysack» входят основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:

- художественная книга;

- мягкие игрушки и реквизиты к книге;

- научно-популярная литература;

- аудиозапись, CD, DVD;

- языковые игры;

 - «шпаргалки» для взрослых.

В зависимости от возраста ребенка и цели применения «Storysack» может дополняться взаимосвязанными и взаимодополняющими друг друга материалами: игрушки, маски, красочные художественные книги по теме, различные виды игр, резиновые фигурки животных и человека, сказочных героев, пальчиковые и перчаточные куклы и многое другое.

Технологию «Storysack» в финансовом воспитании детей я применяю в своей работе третий год. Мною были разработаны и реализованы следующие проекты:

  1. Русская народная сказка «Репка». Цель - научить дружно и слаженно работать. То, что не под силу одному человеку, сможет одолеть целый трудолюбивый коллектив.
  2. Русская народная сказка «Теремок». Цель - формирование понимания необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка (семьи).
  3. Сказка К. Чуковского «Федорино горе». Цель - расширение представлений детей о домашнем труде, понимания необходимости соблюдения чистоты и порядка.

     Рассмотрим более подробно «Storysack» по произведению С. Михалкова «Как старик корову продавал» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников.

На подготовительном этапе определяется произведение, содержащее экономический характер. Книга должна соответствовать возрасту детей. Подготавливается мешок для комплекта материалов.

Далее подбираются остальные компоненты, разрабатываются литературные игры, «шпаргалки для взрослых», красочно оформляется опись готового «Storysack». Главное условие – все компоненты должны быть соотнесены с выбранным произведением.

C:\Users\ЮРИЙ\Desktop\методобъединение\фото сторисек\IMG_20210315_141510.jpg C:\Users\ЮРИЙ\Desktop\методобъединение\фото сторисек\IMG_20210316_135607.jpg

На основном этапе я работаю с художественным произведением.

1. Громкое чтение сказки.

2. Беседа по содержанию сказки:  

- Понравилось ли вам произведение?

- Что понравилось?

- Кто главные герои сказки?

- Основная мысль произведения?

- Почему старику сложно продать корову, а молодому человеку легко?

3. Подведение итогов:

- Чему учит нас сказка?

- Как и где можно применить полученные знания?

Таким образом, я знакомлю ребят с экономическим понятием «реклама» как способ распространения информации о товарах и услугах.

Дети с удовольствием рассматривают яркие иллюстрации к книге про животных, а также обучающие карточки про домашних животных.

Проводим игры с элементами театрализации: использую театр бибабо, театр на палочках, маски-ободки.

С помощью подвижной игры «Заработай и купи» показываю детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

Предлагаю детям мини-рекламы на карточках, где улыбающийся зайчик рекламирует морковку, веселая белочка – свои любимые орешки, а сердитый недовольный шершень – мед. Подвожу ребят к выводу о том, что реклама должна быть привлекательной, краткой, понятной

С помощью «рекламного мешочка» дети сами пробуют прорекламировать свой товар, развивая речь, воображение, мышление.

С большим интересом отгадывают экономические загадки, за правильный ответ получают «пятаки».

Коллективно прослушиваем аудиокнигу с одновременным рисованием.

Своими руками делаем поделку корову и однозначно все решаем: «Корову свою не продам никому — такая скотина нужна самому!»

Играем в игру «Дерево объявлений», быстро разгадываем сказочных героев, давших рекламу.

Ребята закрепляют знания о том, что не все можно купить за деньги с помощью дидактической игры «Что можно и что нельзя купить».

Таким образом, дети знакомятся с новыми экономическими понятиями: реклама, товар, продавец, покупатель, рынок, экономия, качество, деньги, цена, пятак.

В помощь воспитателю и родителям оформляем картотеку дидактических игр, пословиц, экономических сказок по формированию финансовой грамотности детей 5-7 лет.

Закрепляем полученные знания просмотром мультфильма «Как старик корову продавал».

Ребята усваивают правило: не покупай все, что рекламируется, подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение. Надо быть внимательным и осторожным, чтоб не получилось, как в сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал».

На завершающем этапе «Storysack» передаем в другие группы детского сада.

Актуальность использования технологии «Storysack» в процессе финансового воспитания детей дошкольного возраста заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям множество ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой.

C:\Users\ЮРИЙ\Desktop\методобъединение\фото сторисек\IMG_20210315_154328.jpg                     C:\Users\ЮРИЙ\Desktop\методобъединение\фото сторисек\01.jpg

Игра «Дерево объявлений»                                 Театрализация сказки

    C:\Users\ЮРИЙ\Desktop\методобъединение\фото сторисек\02.jpg                   C:\Users\ЮРИЙ\Desktop\методобъединение\фото сторисек\IMG_20210316_095347.jpg

     Аппликация «Корова»                                          Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Библиографический список

  1. Забирова А.В. Как работают деньги. Энциклопедия для детей. Владис, 2019. 64 с.
  2. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2019. – 32с.
  3. Письменная консультация «Что такое «сторисек»?» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.ru/19_243500_pismennaya-konsultatsiya.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...

Доклад на тему "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

Доклад на онлайн-форсайте "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Познаём основы экономики»

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их при...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...