Перспективное планирование по финансово-экономической грамотности в подготовительной группе
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Захарова Юлия Анатольевна

Представляю вашему вниманию перспективное планирование по финансово-экономической грамотности в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по финансовой грамотности в подготовительной группе

 

Тема

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

1.Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга.

Сформировать  и закрепить у детей представление о том, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо; что результатом труда может быть как как достижение поставленной цели (научиться кататься на коньках, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

1.Отгадывание загадок о труде и лени

2.Обсуждение пословиц и поговорок о труде и лени

3.Чтение: А.Барто «Помощница»,

Н.Носов «Заплатка», беседа по прочитанному

4.Игра «Товары и услуги»

5. Физминутка «Мы в профессии играем»

2. Работать и зарабатывать

Сформулировать представление у детей понимания, что труд приносит доход; что заработать деньги можно трудом; что деньги – это мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу).

1. Чтение: Н.Носов «На горке», «Дудочка и кувшинчик» Катаев, В.Лившиц «И мы будем трудиться», «Золотая монета», беседы по прочитанному

2.Игра «Угадай профессию по движениям», «Назови лишнее слово»

3.Физкультминутка «Полезно – приятно»

4. Просмотр фрагментов мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия) - «Работа и зарплата», беседа

октябрь

1. Все работы хороши, выбирай на вкус

1.Чтение: Ю.Тувим «Все для всех», В.Сухомлинский «Пекарь и портной», «Как относиться к своей работе», беседа по прочитанному

2.Д/и «Найди ошибку» (профессии), «Людям каких профессий нужны эти вещи?»

3.Подвижная игра «Выбор профессии»

4.Моя будущая профессия

2. Творческое занятие

Дать представление, что будет, если люди перестанут работать и трудиться;  Развивать фантазию и воображение у детей.

1.Проблемная ситуация (1)

2.Д/и «Для чего нужны эти профессии?»

3.Рисование по теме

4.Физминутка «1, 2, 3, 4, 5 - Будем деньги мы считать».

3. Натуральный обмен. «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег

Дать представление о денежной единице; о том, что деньги – это универсальное и удобное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг); учить понимать назначение денег. Познакомить с историей возникновения денег; Учить работать с энциклопедиями.

1.Чтение: Е.Ульева «Откуда берутся деньги» (главы)

2. Просмотр мультфильма об истории появления денег (ссылка в приложении)

3. Отгадывание загадок о деньгах

4.Д/и «Что изменилось?», «Найди деньги»

4. Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

 Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта», бумажные и металлические деньги, наличные и безналичные деньги.

1.Беседа «Денежная единица. Номинал».

2.Д/и «Разложи деньги по достоинству»

3. Игра «Покупатели»

Ноябрь

1.Валюта – что это такое?

Деньги как явление культуры, их оформление, отражение культуры разных стран;

Формирование представлений детей о понятиях «валюта»

1. Беседа о валюте

2. Д/и «Отгадай, откуда денежка»

3. Рассматривание карты мира, флагов стран, валюты (монеты, купюры)

4. Физминутка «Клад»

5. Придумаем и нарисуем деньги для нашей группы

2. Потребности, капризы, желание, возможность

 Дать понятие потребности, разъяснить разницу между желаниями и потребностями;

Уточнить, от чего зависят потребности человека; Учить задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр.; есть ли возможность это купить. Дать представление о бережливом отношении к заработанным трудом деньгам (необходимо тратить их только с пользой).

1. Беседа «Разумные траты»

2. Чтение: Л.Стахович «Про капризного Артема»

3. Просмотр мультфильма «Три кота. Поход в магазин», беседа

4. Д/и «Желаемые и необходимые расходы». 

5. Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять. Можно все пересчитать»

3. Как деньги попадают к нам в дом

 Познакомить детей с понятием «семейный бюджет; объяснить, из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия, сбережения и т.п.)

Чтение: Ш.Галиев «3 копейки на покупки», беседа по прочитанному

2.Д/и «Хочу - надо»

3. Объясни пословицу «Нелегко деньги наживать, а легко проживать», «Хуже всех бед, когда денег нет»

4. Учимся экономить семейный бюджет

 Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;

 Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»;

 Воспитывать правильное отношение к деньгам.

1.Финансовые загадки

2.Д/и «Не ошибись» (последовательность событий)

3. Чтение сказки «Трудовые деньги»

4.Д/и «Как можно сэкономить?»

5. Физминутка: «Будем денежки считать» 

Декабрь

1. Где живут деньги

 Дать представление о способах хранения денег – кошельки, копилки, сейфы, банки  и банковские карточки.

Дать понимание, зачем надо копить и сберегать;, как можно копить.

1 Д/и «Денежкин домик»

2.Чтение А.Барто «Хищница», беседа по прочитанному

3.Продуктивная деятельность «Кошелек» (оригами)

4.Просмотр мультфильма или презентации о банке

2. Банк, что это такое

Дать первоначальные знания о назначении банков (принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); познакомить с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

1.Беседа «Экскурсия в банк»

2. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Банк» (10-я серия).

3. Игра «Школа банкиров»,»Минибанк»

4.  Рассматривание фотографий и иллюстраций о профессии «банковский работник» (презентация)

3. Осторожно: мошенники!

1.Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Осторожно: деньги!» (8-я серия)

2. Беседа «Мошенники»

4. Где покупают и продают разные товары

Дать представление о местах приобретения товаров и услуг(магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки, торговые центры)

1.Д/и «Угадай, где продаются»

2.Отгадывание загадок (в приложении)

3. Д/и «Доход и расход»

4. Беседа «Профессия – продавец»

Январь

1. Стоимость и цена товара.

Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него; Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле»; Учить определять стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формировать цену.

1. Игра «Сколько это стоит?»

2. «Азбука денег тетушки Совы» (Цена и ценные вещи, 2 серия)

3. Беседа «Из чего складывается стоимость товара».

4. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

2. Выгодно – невыгодно

Познакомить детей с «волшебными правилами» для покупателя и продавца. Дать представление о возможности обмена товара.

1. Беседа «Дорогие и дешевые товары, что лучше?»

2. Чтение сказок «Что за птица?» (обмен),

«Как старик корову продавал» (что может реклама)

3. Беседа «Ловушки для денег»

4. Игра «Спасатели»

3. Экономия тепла, света, воды (учимся экономить)

Формировать понимание единства человека и природы;

Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.

1.Чтение Б.Заходер «Что случилось с рекой», беседа

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

3. Д/и «Экономим воду», «Экономим тепло в доме», «Экономим свет»

4. Рисование листовок по теме

5.Просмотр мультфильма по теме «Откуда в нашем доме вода?»

6. Физкультминутка «Провода»

4. Спектакль об экономии света и воды

Февраль

1. Русская ярмарка

Дать представление о русской ярмарке (шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, Петрушка, шарманка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои.)

1.Игра- праздник

2. Занимаем и одалживаем

Познакомить с понятиями «одолжить», занимать». Занять – взять что- то взаймы на время, одолжить –дать что-то взаймы на время.

1. Игра - ситуация «Занять и одолжить»

2. Беседа

3.Решение ситуационных задач

3.Заплатить долг скорее – так будет веселее

Дать представление о понятии «долг», «должен», что долг может быть не только денежным: невыполненные обещания – тоже долг. Воспитывать ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

1.Чтение В.Осеева «Долг», беседа

2.Обсуждение русской поговорки «Долги к земле придавили»

3.Обсуждение русских пословиц «Умел взять – умей и отдать», «В долг брать легко, а отдавать тяжело»

4. Кто долго спит, тот денег не скопит

 Знакомство с пословицами и поговорками о труде

1.Объясни пословицы: «Рубль - трудовой, потому и дорогой»

2. «Терпение и труд все перетрут»

3. «Без работы день годом кажется»

4. «Какие труды, такие и плоды»

5. «Береженая посуда два века стоит»

Март

1.Творческое занятие «Наша мастерская»

Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи

1.Ремонт игрушек и книг, в том числе принесённых из дома.

2.Делают поделки (из бросового материала)

3.Д/и «Экономим материал» ( бумагу, краски, пластилин и пр.)

2.Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

Давать нравственную оценку поступкам героев.

 1.Р.н.с.«Гуси –лебеди» (обмен товаров на услугу), «Горшочек каши» (обмен ягод на горшочек), «Лисичка со скалочкой» (обмен), «Дудочка и кувшинчик» (обмен дудочки на кувшинчик и наоборот), «Петушок и бобовое зернышко» (обмен или бартер), «Трое из Простоквашино»( нашли клад, купили корову), «Кот в сапогах» (реклама)

2.Д/и «Вспомни сказки»

3. Реклама, как она работает

Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы; Научить детей правильно воспринимать рекламу; Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

1.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», беседа

2.Просмотр мультфильма «Зонтик» из серии «Смешарики. Уроки финансовой грамотности», беседа

3. Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»

4. Игра «Мы – художники»

4. Всё по плану!

Познакомить с понятием «план»; Объяснить важность составления планов; Научить планировать свой день, организовывать своё время

1.Игра «План на следующий день»

2. Беседа

Апрель

1. Ставим цели.

Воспитывать желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели

1.Ситуационная игра «Наши цели»

2. Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню)

 Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;

 Формировать экономическое мышление;

 Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи;  Закрепить экономические знания в практической ситуации.

1. Игра «Свой бизнес. Магазин- пекарня»

2. Д/и «Что сначала, что потом» (технология изготовления хлебобулочных изделий»

3. Рисование рекламы пекарни, придумать оригинальное название

4. Д/и «Кому что нужно для работы» (пекарня)

3. Сделал дело - гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща

1.Игра «Сделал дело - гуляй смело»

2.Ситуационные задачи, обсуждение

4. Богатство и бедность, жадность и щедрость

Сформировать у детей понимание того, что не всё продается и покупается; главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

1.Д/и «Что можно и нельзя купить»

2.Чтение Я.Аким «Жадина», беседа

3.Сказка «2 жадных медвежонка», беседа

4. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Почему так говорят?

Май

1. Благотворительность «Творим добро»

Знакомство с понятием «благотворительный фонд»;  Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.

1. Д/и «Работаем и зарабатываем» (дети)

2. Беседа «Благотворительность – что это такое?»

2. Игра КВН «Знатоки финансов»

Закрепить полученные знания о мире финансов.

Ожидаемые результаты:

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

На кружке мы даем базовые финансовые знания для формирования у ребенка картины мира финансов, обучаем правильно распоряжаться деньгами. Сюда входят понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы кружка объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.

Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

¾ сформировать первичные экономические понятия;

¾ научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

¾ объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

¾ научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Формы работы: деловые, сюжетно – ролевые игры, тематические занятия, интерактивные занятия, КВН, экскурсии.

Сроки реализации программы: сентябрь – май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование реализации образовательной области "Музыка" в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР) по программе Костиной Э.П. "Камертон"

В планировании отражена интеграция образовательных областей, указаны коррекционные задачи, репертуар соответствует тематическим неделям плана учителя-логопеда...

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе и планирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе ипланирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей...

Перспективное планирование НОД по финансовой грамотности в старшей группе.

: Содействовать финансовому  просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста; создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Перспективный план по формированию предпосылок грамотности в подготовительной группе

В плане представлен материал как с детьми , так и родителями на целый учебный год....

Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей младшей группы

Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей младшей группы...

Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей средней группы

Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности детей средней группы...