Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Что мы знаем о деньгах"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Пестова Ольга Сергеевна

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.

Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.

Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_finansovaya_gramotnost.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида

Конспект познавательного занятия

по финансовой грамотности

в подготовительной группе

 "Что мы знаем о деньгах"

Подготовила воспитатель

подготовительной группы:

Пестова О. С.

2022 г.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Образовательные задачи:

- раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги;

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

- развивать у детей умение подмечать простейшие экономические явления.                 - закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;

- способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Оборудование: монитор, картинки с видами денег, копилка с набором разных монет и банкнот, карточки для выполнения задания «Разложи монеты», Карточки для задания «Семейный бюджет»,  изображение пластиковой карты, бумага и цветные карандаши, шаблоны юбки и машины.

Предварительная работа: рассматривание банкнот и монет, рассматривание альбома «Деньги разных стран», беседа «Появление денег».

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости? /Ответы детей/

Воспитатель: - Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Воспитатель: - Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Воспитатель: - Ребята, на мою электронную почту пришло письмо. Без обратного адреса, от кого не известно. Но зато есть загадки, отгадав которые мы узнаем, откуда пришло это письмо.

Загадки

На товаре быть должна
Обязательна ...
(цена)

Люди ходят на базар:
Там дешевле весь ...
(товар)

И врачу, и акробату
Выдают за труд ...
(зарплату)

Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?
(банкомат)

Воспитатель: - Ребята, где используют эти термины? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Правильно, это финансовые термины. И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Страну Финансов. Закрывайте глаза и повторяйте за мной: "Вокруг себя повернись и в стране финансов очутись". (сели за столы)

Воспитатель: - Вот мы и в стране Финансов. А встречает нас прекрасная фея Финансия, она очень рада нашей встрече. Фея очень хотела бы узнать, что вы знаете о деньгах и приготовила для нас различные задания. Как вы думаете, справитесь?

- Ну что ж, вот и первое задание. (На экране изображение реки).

- Что мы здесь видим? Ребята, это не просто река, это Река Времени. На реке расположены различные предметы. Интересно, что это за предметы, вам они о чем – то говорят? (Эти предметы использовались в древности вместо денег).

Воспитатель: - Сейчас ваша задача разложить деньги последовательно так, как они появлялись – от древности до современности.

Воспитатель: - У вас на столах лежат карточки, разложите их по порядку. (Один ребенок выполняет у доски – затем проверяем)

Воспитатель:  - Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия)

Какие деньги используются в России? (В России используются рубли и копейки.) В каждой стране есть купюры и монеты. Предлагаю вам вспомнить их названия. Поиграем в игру «Скажи название». На экране будет появляться купюра, а ваша задача назвать страну, в  которой она используется.

- Ребята, а как одним словом можно назвать юань, доллар, евро.(Валюта)

Воспитатель. - Ребята, посмотрите,  в  стране Финансов есть  очень интересные предметы. Что это такое? (показ копилки)

- Для чего же нужна эта копилка? (ответы детей)

- Правильно, чтобы копить деньги. А ещё где можно копить, хранить деньги? (В банке) 

- А как вы думаете, на что можно накопить? (ответы детей)

Воспитатель. - А сейчас ответьте, пожалуйста, для чего людям нужны деньги? (ответы детей) (для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений; для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; на благотворительность и т.д.)

Воспитатель: - Здорово, сколько всего вы знаете! Ребята, а скажите, все ли можно купить за деньги? Вот сейчас мы поиграем в игру и узнаем «Что можно и нельзя купить». У вас на столах лежит карточка, на которой изображены различные предметы, ваша задача выбрать то, что можно купить и соединить красным карандашом с монетками, если это нельзя купить – синим карандашом с зачеркнутыми монетками. (проверка)

Воспитатель: - То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

Воспитатель.- А вам интересно узнать, какие деньги лежат  в копилке? Давайте посмотрим. (Рассматриваются сначала монеты).

- Это что такое? (монеты). Какая монета?

Дети. Круглая, металлическая, звенит. (если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им)

Воспитатель. - Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данные монеты всем детям)

Воспитатель: - Предлагаю выполнить упражнение «Разложи монеты». Вам нужно разложить монеты от самой крупной до самой мелкой. На верхней полоске - рубли, на нижней - копейки.

Воспитатель. - Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем. (Воспитатель достаёт банкноты) - Как можно назвать эти деньги?(ответы детей)Банкноты. Купюры. А какие они?

Дети. Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Воспитатель. Какие номиналы купюр вы знаете?(дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором)

Игра «Выложи купюры» от самой мелкой до самой крупной (работают индивидуально)

Воспитатель. -  Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

  • Монета круглая, а банкнота …
  • Банкнота бумажная, а монета …
  • Монета звенит, а банкнота …
  • Монета металлическая, а банкнота…
  • По размеру монета маленькая, а купюра…

Воспитатель. – Ребята, в этой стране есть еще интересные предметы? Что это? (кошелек). Для чего он нужен? (для денег). Они у нас находятся в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте.(показать пластиковые карты)Ребята, а что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А где можно использовать такую карту? (ответы детей) Банкомат, терминал (показать и рассказать, как пользоваться)

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Воспитатель: - Присядьте на стульчики, я вам расскажу сказку. Но только вы слушайте внимательно, потому что в конце я задам вам вопросы.

Сказка называется «Муха Цокотуха на новый лад»

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар - и купила самовар

И ещё купила дом

И кафе открыла в нём - чашек, плошек накупила,

После вывеску прибила,

Что клиентов, мол, зовут - посетить кафе “Уют”.

Тут клиенты приходили,

Ели торты, кофе пили.

Удивлялися цене: Мол, недорого вполне.

За еду, за угощенье, за конфеты, за печенья

Муха денежки берёт

-Так идёт за годом год.

А ещё продлятся годы-

Возрастут её доходы.

Ты запомни, наш читатель,

Муха та - предприниматель.

Воспитатель: - Что сделала муха, когда нашла денюжку? (открыла кафе)

- Как узнали клиенты об открытии кафе? (Вывеска, реклама)

- Почему в её кафе много клиентов?

- С какой целью муха открыла кафе?

- Успешна ли деятельность мухи, все ли у нее получается?

Воспитатель: - Ребята, давайте проведём эксперимент и представим себя в роли человека, который зарабатывает деньги: первый ряд – это ателье, которое шьёт платья, а второй ряд – выпускают  машины. Ваша задача быть экономными, расчётливыми, т. е. умело использовать материалы и выпустить как можно больше продукции, ведь от этого у человека зависит размер заработной платы, верно, как в сказке о Мухе Цокотухе./Детям даются трафареты платьев, трафареты машин и дети должны расположить на листе бумаги как можно больше предметов/.  

Воспитатель:- Давайте сравним, умело вы использовали материалы и какой будет заработная плата – высокая или низкая? /Делают выводы/     

 - Что же такое зарплата? Кто в семье получает зарплату?

Зарплата папы и мамы это - …… (семейный бюджет). Что еще может составлять семейный бюджет?

Воспитатель: - Попробуем составить схему семейного бюджета.                              Возьмите листочки с заданием, сейчас работаем с верхним рядом кружков.

Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате.

Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля  (закрашивают 3 кружка ), зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка другим цветом) Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру в квадрате.

Воспитатель: - В какой семье семейный бюджет больше? Почему?

Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. (три дохода).  А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.

Воспитатель: - Что такое доход? (полученные деньги)

- Что такое расход?(потраченные деньги)

Воспитатель: - Я предлагаю вам поиграть в игру «Доход – расход»

 (если расход - говорят слова ЭХ; если доход выражают – радость УРА).

подходит к ребенку и задает вопрос.

– Что это – доход или расход? Объясни свой выбор.

- покупка хлеба в магазине (расход),

- оплата коммунальных услуг (расход),

- папа получил отпускные (доход),

- оплата за детский сад (расход),

- покупка игрушки (расход),

- бабушка получила пенсию (доход),

- дедушка выиграл в лотерею (доход),

- поездка на курорт (расход),

- сестра получила стипендию (доход),

- поломался телевизор (расход).

- Молодцы, ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями и показали отличные знания по финансовой грамотности. Я думаю, что Фея очень довольна вами. Она приготовила для вас вот такой сюрприз (шоколадные монетки).

Воспитатель: - Молодцы! А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг и произнести слова: «Вокруг себя повернусь и в детском саду окажусь»

Рефлексия: О чём сегодня на занятии шла речь? Вам было интересно?                 А знания, которые мы получили на занятии, смогут нам самим пригодиться? Что мы можем рассказать дома родителям? Здорово. Мне очень понравилось с вами играть, заниматься и давайте скажем:

«Мы ребята просто класс,                                                                                              Получилось всё у нас!»

Воспитатель: Благодарю за работу, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Что нельзя купить»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Повторить понятие «потребности человека»;Закрепить названия осно...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Дети и деньги»

Занятие для подготовительной группы с целью введения культуры обращения с деньгаи для будущей самостоятельной жизни....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Что такое деньги"

Познакомить детей с деньгами.Какие бывают деньги.С историей их возникновения....

Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе " Приключение девочки Настеньки"

1. Даныый материал раскрывает   сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закр...

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккура...

Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Как сделать покупки с умом"

Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Как сделать покупки с умом"...

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Что нельзя купить»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Повторить понятие «потребности человека»;Закрепить названия осно...