Консультация "Что такое финансовая грамотность?"
консультация по основам финансовой грамотности

Крикунова Ольга Николаевна

Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.

Финансово грамотный человек – это человек, который:

  • Умеет грамотно обращаться с денежными средствами, сохраняет и приумножает их;
  • Ведет учёт доходов и расходов;
  • Ориентируется в экономической обстановке страны;
  • Может распознать признаки финансового мошенничества;
  • Выполняет свои обязательства налогоплательщика;
  • Умеет ориентироваться в банковских услугах.

https://findmykids.org/blog/wp-content/uploads/2020/06/save-3402476_1280-1024x438.jpgДолгое время считалось, что финансовая грамотность необходима только работникам финансовых структур. Но опрос, проведённый в 2017 году Национальным агентством финансовых исследований, выявил, что люди всё чаще и чаще сетуют на отсутствие экономических и финансовых знаний, которые помогли бы им, например, не принимать участие в сомнительных денежных операциях. Поэтому сейчас в нашей стране активно проводится политика по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения и подрастающего поколения. Для детей выпускается специальная литература, создаются экономические игры и приложения. Для взрослых предназначены информационные сайты и онлайн-курсы по управлению личными финансами.

Финансовое воспитание детей

В чём важность?

Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки.

Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых.

Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т.д.

Что должен знать ребёнок?

Всю информацию можно разделить на 5 больших групп.

Первая группа – знания о деньгах:

  • Какие бывают деньги;
  • Как можно пользоваться деньгами;
  • Как правильно считать деньги;
  • Разумная трата денег;
  • Как научиться экономить деньги;
  • Способы защиты денежных средств.

https://findmykids.org/blog/wp-content/uploads/2020/06/ruble-2644066_1280-1024x768.jpgВторая группа – знания о потребностях:

  • Какие бывают потребности;
  • Желания и возможности человека.

Третья группа – знания о товаре:

  • Знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»;
  • От чего зависит цена товара;
  • Как определить качество товара.

Четвертая группа – знания о труде:

  • Какой бывает труд, знакомство с профессиями;
  • Как определить продукт труда;
  • Оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»;

Пятая группа – знания о бюджете:

  • Что такое бюджет, из чего он состоит;
  • Расходы и доходы семьи;
  • Какие могут быть источники дохода;
  • Способы экономии бюджета.

Эти сведения помогут ребёнку познакомиться с основными экономическими понятиями и ориентироваться в них.

Знакомим дошкольников с миром финансов

Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.

Расскажите ребёнку об основных потребностях семьи. Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.

Планируя посещение магазина, составляйте список покупок вместе с ребёнком. Если он ещё не умеет писать, пусть нарисует картинки. В магазине придерживайтесь этого списка и попросите ребёнка помочь вам с выбором товара.

Научите ребенка правильно выбирать товар и обращать внимание на качество и срок годности. Познакомьте малыша с профессиями всех членов семьи, расскажите о конкретных обязанностях. По возможности устройте экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен.

Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки. Объясните, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложите найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.

Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.

Педагоги предлагают использовать следующие финансово-экономические игры:

 1. «Магазин»

Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.

https://sun9-35.userapi.com/impf/mhpLTM49ri_d0LztU0ajgR7XYw1dQU-YQJVQhw/S1Zt9ZtwIkA.jpg?size=1000x667&quality=96&proxy=1&sign=597e2e9da6fd5988f819b677322b88c5С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.

2. «Банк»

Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется сходить с сыном или дочерью на экскурсию в настоящий банк.

Ребёнок и взрослый поочерёдно берут на себя роли кассира и посетителя, которому нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт.

Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям выработать нужный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений между людьми в финансовых учреждениях

3. «Профессии»

Ребёнок знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду. Родители в свою очередь могут рассказать ему о труде каждого члена семьи и поиграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания. Малышу предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.

4. «Знакомимся с деньгами»

В этой игре взрослый знакомит ребёнка с купюрами и монетами, учит их правильно считать. Можно поручить ребёнку складывать мелкие монеты в специальную баночку, а в конце недели пересчитывать, сколько накопилось.

5. «Я иду в магазин»

Цель этой игры – научить ребёнка различать жизненно необходимые товары и те, покупку которых можно отложить, а также укладываться в пределы имеющейся денежной суммы.

На столе раскладываются картинки различных товаров (хлеб, молоко, торт, игровая приставка, стиральный порошок и другие). У каждой картинки есть свой ценник. Необязательно указывать реальную цену товара. Если ребёнок считает только до 10, значит, все ценники оформляются в этих пределах.

https://sun9-34.userapi.com/impf/fs571FX-GzWx91z9krkMLAb0devz6C80PiRTEQ/6Ir7vo4aiV8.jpg?size=1000x666&quality=96&proxy=1&sign=e2e3d3ee502bbd214cda945d7bbe199fРебёнку даётся задание: «Ты пришёл в магазин. У тебя 10 рублей. Тебе нужно купить продукты, сладости для маленькой сестрёнки и стиральный порошок. Превышать сумму нельзя».

6. «Реклама»

Эта игра хорошо подходит для группы детей, и способствуют развитию словесно-логического мышления и коммуникативных навыков.

На «витрине» выставлено несколько товаров. Задача «продавца» – так прорекламировать товар и ответить на все вопросы «покупателей», чтобы его сразу же захотелось купить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое экономика?» для детей средней группы

Цель занятия содействие формированию основ финансовой грамотности, развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям....

НОД для детей подготовительной группы по финансовой грамотности дошкольника «Что такое деньги и откуда они взялись?»

Цель: создать условия для знакомства с деньгами, их историей.Программные задачи:Образовательная: познакомить с деньгами.Развивающие:расширять представление об элементах экономики (деньги их история);ф...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Что такое деньги"

Познакомить детей с деньгами.Какие бывают деньги.С историей их возникновения....

Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....

Что такое финансовая грамотность и почему так важно формировать ее с детства?

В процессе формирования финансовой грамотности ребенок вынужден принимать большое количество самостоятельных решений, которые в дальнейшем переходят в его базовые знания....

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности «Финансовая грамотность. А что это такое?»

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.В настоящее время дети ра...