Проект с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности «Финансовая грамотность. А что это такое?»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Полюх Нина Владимировна

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

В настоящее время дети рано вовлекаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют при покупке или продаже, и других финансово-экономических отношениях, тем самым усваивая экономическую информацию на повседневном уровне. Формирование полезных знаний и привычек в области финансов, начиная с дошкольного  возраста, поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой независимости, а также заложит основу для финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности

«Финансовая грамотность. А что это такое?»

Автор: воспитатель МБДОУ детский сад №127 «Берёзка» Полюх Нина Владимировна

Проект разработан по методике проектной деятельности дошкольников         В.А. Деркунской.

Актуальность проекта:

         Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

В настоящее время дети рано вовлекаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют при покупке или продаже, и других финансово-экономических отношениях, тем самым усваивая экономическую информацию на повседневном уровне. Формирование полезных знаний и привычек в области финансов, начиная с дошкольного  возраста, поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой независимости, а также заложит основу для финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Сроки реализации: долгосрочный (6 месяцев).

Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Человеческие: воспитатели, родители воспитанников.

Финансовые: за счет добровольно вложенных средств родителей и педагогов группы.

Материально - технические: канцелярские принадлежности ( бумага, клей, фломастеры, пленка для ламинирования), ИКТ-оборудование (проектор, компьютер, экран), принтер, ламинатор, наглядно-дидактическое пособие «Банкомат».

Информационные: книги, иллюстрации, картинки, энциклопедии, альбомы, познавательные  журналы, интернет – ресурсы ( презентации, фильмы, мультфильмы); деньги: банкноты  и монеты, банковские карты.

Цель проекта: формирование первоначальных основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в процессе разных видов деятельности.

Задачи для детей:

  • узнать, что такое денежная сфера жизни, как появились деньги и откуда они берутся;
  • проанализировать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги», «стоимость продукта в зависимости от его качества»;
  • обогатить представления о разнообразии профессий и установить зависимость между трудом человека и результатами этой деятельности;
  • организовать самостоятельный поиск информации о понятиях «семейный бюджет», «расходы», «доходы»;
  • получить представление о рациональном использовании денег;
  • соотнести понятия «надо», «хочу» и «могу».
  • раскрыть сущности таких нравственных категорий, как бережливость и рациональность, экономность и трудолюбие и, вместе с тем, щедрость и благородство, честность и отзывчивость, сочувствие и благотворительность;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
  • принять участие в изготовлении материалов и атрибутов для центра финансовой грамотности.
  • взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.

Задачи для педагогов:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  • заложить основы ответственного отношения к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • формировать на доступном уровне понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость, качество) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и др.);
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
  • организовать развивающую предметно-пространственную среду для формирования основ финансовой грамотности дошкольников;
  • развивать у детей навык сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе разных видов деятельности;
  • вовлечь родителей в образовательный процесс как первых педагогов в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Задачи для родителей:

  • повысить педагогическую культуру в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;
  • участвовать в деятельности по созданию развивающей среды в группе по теме проекта.
  • активно включиться в совместную деятельность с детьми, поощрять их творческую инициативу.

Методы проекта:

  • Словесные: беседы, чтение книг, энциклопедий, сказок, загадок; рассматривание книг, картинок.
  • Игровые: дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации.
  • Практические: совместные действия педагога и детей.
  • Наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.

Предполагаемые результаты:

  • дети знают, что такое финансовая грамотность, приобретают новые знания социально-экономического характера, первичные навыки рационального распределения доходов семьи, применяют полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, проявляют активность в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности;
  • педагогами созданы оптимальные условия для формирования   финансовой грамотности у дошкольников, разработаны методические материалы по заявленной теме, оснащена развивающая предметно-пространственная среда для развития детей, укреплены партнерские отношения с семьями обучающихся;
  • родители вовлечены в образовательный процесс ДОО, знакомы с особенностями формирования финансовой грамотности дошкольников, активно участвуют в совместной деятельности с детьми, что положительно влияет на доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономики. Посещение с детьми рабочих кабинетов сотрудников детского сада, посещение детей с родителями магазинов, рынка. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (выпечки, книжек), разработка методического, демонстрационного, раздаточного материала. Оформление игрового места.

1 этап. Погружение в проект (мотивационный этап)

Содержание и формы работы:

- Обозначение проблемы и темы проекта.

- Постановка целей и задач по проблеме малой информированности детей в вопросах финансовой грамотности, в незнании многих экономических факторов, влияющих на качество жизни.

-Создание развивающей предметно-пространственной среды: подбор художественной литературы, альбомов с иллюстрациями; атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме проекта.

- Подготовка информации для родителей, беседы, анкетирование.

- Разработка конспектов занятий.

- Подбор литературы, сказок, загадок и мультфильмов.

- Подбор картотеки дидактических игр теме проекта.

- Подбор настольных игр по теме.

- Подготовка мультимедийных презентаций по теме, обучающих видео.

- Прогнозирование результата.

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы «Финансовая грамотность. А что это такое?»

Игровая ситуация: Появляется «грустный» Банкомат, который спешил поделиться с детьми интересными знаниями о финансовой грамотности. В процессе общения с Банкоматом, воспитатель с детьми узнают, что вследствие сильной непогоды, всё содержимое из банкомата (альбомы, игры, картинки и деньги) улетело в неизвестном направлении. Теперь Банкомату нечего рассказывать детям в детском саду. Воспитатель предлагает помочь, и совместно с детьми и родителями поучаствовать в пополнении банкомата пособиями, и разобраться, что же такое финансовая грамотность?

Модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как об этом узнать?

Мы знаем, что есть деньги.

Мы знаем, что люди получают деньги за работу.

Что такое деньги и как они появились?

Какими могут быть деньги?

Как распределяются деньги в семье?

Зачем нужно трудиться?

Как заработать много денег?

Всё ли можно купить за деньги?

Как экономить деньги?

Что такое финансовая грамотность?

Может рассказать воспитатель.

Спросить у родителей.

Узнать из интернета при помощи родителей.

Прочитать в книгах.

Спросить у «Алисы».

2 этап. Деятельностный.

1 блок. Ознакомление.

Образовательная деятельность:

 Ознакомление с окружающим миром «Путешествие в прошлое денег».

 Развитие речи. Викторина  по литературным произведениям «Узнай и назови профессию».

 ФЭМП «Юные финансисты».

Изобразительная деятельность: Рисование «Копилка», пластилинография «Кошелёк», обрывная аппликация «Кошелёк» с элементами рисования.

Совместная деятельность в режимных моментах: Беседы: «Что такое деньги?», «Что использовали раньше, пока не появились деньги?», «Для чего нужны деньги?»

- Просмотр презентаций и познавательных фильмов: «Деньги давних времён»; «История возникновения денег»; Просмотр видеофильма «Деньги разных стран».

- Чтение художественной литературы: А.Толстой  «Золотой ключик, или приключения Буратино», К.И.Чуковский «Муха – Цокотуха»; чтение экономических пословиц и поговорок.

- Пальчиковые игры «Будем денежки считать», подвижные игры: «Копилка», игра-эстафета «Хорошо — плохо».

- Строительные игры из строительного материала с элементами рисования «Город» (с вывесками).

Самостоятельная деятельность в условиях РППС: Настольно-печатные игры: домино «Российские монеты», теневое лото «Экономика», «Математические пазлы». Дидактические игры: игра «Не ошибитесь», игра «Угадай, где продаются».

- Рассматривание иллюстраций, старинных денег (начиная времен СССР  и купюр по настоящее время). Раскраски по теме «Деньги. Ознакомление».

- Рассматривание альбомов: «История возникновения денег», «А знаете ли вы, как печатают деньги России?», «Современные деньги (валюта) мира».

- Сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Магазин», «Кафе», «Аптека».

Взаимодействие с родителями: Информирование родителей и привлечение их к участию в проекте. Анкетирование «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

- Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников: Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?».

- Экскурсия выходного дня родителей с детьми  в банк, магазин.

- Презентация для родителей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

- Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Финансовой грамотности» в группе разнообразными экспонатами (старинные деньги, кошельки, банковские карточки).

- Изготовление плаката совместно с детьми и родителями - «Старинные деньги», изготовление плаката «Как менялись деньги 1997-2022».

2 блок Семейный бюджет.

Образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим миром «Семейный бюджет. Что это такое?»

ФЭМП « В магазин за покупками».

Развитие речи «Семейный бюджет и расходы семьи».

Конструирование из бумаги в технике оригами «Кошелёк».

Изобразительная деятельность: Рисование «Наши потребности», «Моя мечта». Аппликация с элементами рисования «Мама на работе», «Папа на работе». Лепка в технике тестопластики «Выпечка для пекарни».

Совместная деятельность в режимных моментах: Беседы: «Что такое экономика?», «Хочу и надо?», «Что такое семейная экономика - семейный бюджет», «Что такое расходы и доходы?», «Семейный бюджет, как сэкономить?».

- Пальчиковые игры «Товары в магазине», физминутка «Покупка», «Пересчёт», игра с мячом «Расход – доход».

- Чтение художественной литературы: «Иван-Царевич и        серый волк», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», просмотр мультфильмов Х.К. Андерсен «Дюймовочка», «Жадный богач» С.Михалкова.

- Просмотр презентаций и познавательных фильмов: «Доходы и расходы. Финансовая грамотность», «Профессии жителей города Иркутска».

- Игры из строительного материала с применением фольги «Дома на берегу».

Самостоятельная деятельность в условиях РППС: Настольно-печатные игры: «Семейный бюджет». Дидактические игры: «Какие бывают доходы», «Что можно купить за деньги, что – нельзя», настольная игра на липучках «Хочу – Надо», «Наши потребности».

- Рассматривание альбомов «Семейный бюджет», раскраски по теме «Семейный бюджет».

- Оформление  плакатов: «Потребности комнатных растений», «Потребности домашних  животных», «Потребности человека».

- Работа в подгруппах: оформление плакатов «Наши расходы».

- Сюжетно-ролевые игры:  «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» (книжный, игрушек, продуктовый), «Пекарня».

Взаимодействие с родителями:

- Консультация для родителей «Знакомим ребенка с семейным бюджетом».

- Привлечение родителей к выполнению совместной  с детьми творческой работы - плакат «Наши доходы и расходы».

- Консультация для родителей  «Финансовая грамотность начинается в семье».

-Рекомендации для родителей «Практические советы для родителей по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

- Создание игры – ходилки  «Расходы и доходы» (совместная работа дети – родители - воспитатель).

3 блок Труд. Профессии.

Образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим миром «Мир профессий. Товары и услуги».

Развитие речи «Мир профессий».

ФЭМП «Путешествие в страну профессий».

Изобразительная деятельность: Рисование    «Кем я хочу быть», «Рекламная вывеска», «Профессии моих родителей». Аппликация «Доктор Айболит», лепка «Работы разные нужны».

Совместная деятельность в режимных моментах: Беседы: «Поведение в общественных местах», «Что такое супермаркет?», «Кто, где работает?», «Что такое реклама?», «Как сэкономить?», «Зачем нужна профессия?».

- Чтение художественной литературы: Д.Родари «Чем пахнут ремесла?», С.Я. Маршак «Почта», В.В.Маяковский «Кем быть?», Я.Грот «Приглашение к труду», С.В. Михалков «А у вас?», «Дядя Стёпа», «Волшебное кольцо», К.И. Чуковский «Доктор Айболит», А.Максимов, Л.Усова «Чудеса в кошельке», А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», русская сказка «Колосок», чтение сказок народов мира о труде и деньгах. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде.

-  Разучивание стихотворений  о  профессиях.

- Просмотр презентации: «Мир профессий». Просмотр мультфильмов: «Золотая антилопа», С.Михалков «Как старик корову продавал», «Уроки тетушки Совы. Азбука денег».

- Физкультурная минутка «Много профессий на свете у нас».

- Игры из строительного «Сделай план и построй» («Магазин», «Кафе», «Детский сад»).

Самостоятельная деятельность в условиях РППС: Настольно - печатные игры: «Услуги и товары», разрезные картинки «Профессии, связанные с деньгами»,  «Угадай профессию героев сказок», лото «Что продается в магазине?», «Кому, что нужно для работы?». Дидактические игры: «Дети трудятся - дети играют», «Магазин - разложи по полочкам», «Кто как работает?»; «Определи по предмету профессию», «Добавь словечко».

- Рассматривание альбомов: «Знакомство с профессиями», «Все профессии важны, все профессии нужны».

-Рассматривание иллюстраций  к произведениям о профессиях и труде; рассматривание картин художников с изображением трудящихся людей.

-Сюжетно-ролевые игры:  «Магазин», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ателье»,  «Парикмахерская», «Салон красоты», «Кафе».

- Экскурсия на кухню, в прачечную детского сада.

- Театрализованная деятельность. Инсценировка сказки «Колосок».

Взаимодействие с родителями:

- Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников».

- Привлечение родителей к составлению  и оформлению    (фотографиями и рисунками) рассказа для детей о своей профессиональной деятельности «Профессии моих родителей».

- Консультация для родителей. «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников».

- Рекомендации для родителей «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников».

- Привлечение родителей к пополнению атрибутов для сюжетно-ролевых игр (нарядов, костюмов и аксессуаров).

- Пополнение атрибутов для игр (деньги для игры: бумажные, монеты, банковские карточки).

3 этап Презентация продукта совместной деятельности.

Продукт проекта: Центр финансовой грамотности в группе «Финансовые знатоки»

Центр включает:

- Наглядное дидактическое пособие «Удивительный банкомат», наполненный дидактическими материалами по теме проекта: наглядный иллюстрированный материал (познавательные альбомы), дидактические игры, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (банкноты, монеты, кошельки, банковские карточки).

- Материалы и атрибуты, изготовленные детьми совместно с педагогом и родителями (альбомы «Финансовые знатоки», «Экономические загадки», «Экономический словарик»; альбомы детских рисунков; коллекция «старинные деньги», плакаты «Как менялись деньги 1997-2022», «Наши доходы и расходы»; игра –ходилка «Расходы и доходы»; плакаты: «Потребности комнатных растений», «Потребности домашних  животных», «Потребности человека».

Форма презентации: демонстрация центра финансовой грамотности, представление детьми его оборудования и материалов.

Содержание:

  1. Приглашение гостей (родители, воспитатели и дети других групп).
  2. Выступление воспитателя (организатора) о реализации проекта.
  3. Представление детьми оборудования и материалов центра финансовой грамотности.
  4. Краткие сообщения детей «Финансовая грамотность. Что это такое?».
  5. Рефлексия. Отзывы гостей о проекте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Современные дети проявляют большой интерес к серьезным экономическим вопросам. Откуда берутся деньги? Почему они заканчиваются? Как можно заработать? Грамотному осуществлению экономического образовани...

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...

Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействиеформированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных      и семейных финансов....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности "Что такое реклама?"

Задачи:Дать представление о рекламе, ее истории, видах и значении.Учить правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли ...

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...