Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Куприянская Тамара Петровна

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

Разработанное   тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик, в ходе НОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

ЯНАО. Ямальский район

Тематическое        планирование       совместной      деятельности       с  детьми     старшего  

дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.  

«Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Разработанное   тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик, в ходе НОД,   их продолжительность составляет 25 - 30 минут.

Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.

Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:

  • Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк»,  «Супермаркет», «Путешествие», «Ярмарка»».
  • Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
  • Решение арифметических задач, кроссвордов.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
  • Игровые упражнения для развития математических способностей.

Предполагаемые результаты

По завершению проведенных мероприятий дети могут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  • Получить представления о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
  • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 
  • Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. 
  • Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
  • Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
  • Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

Тематический план   мероприятий с детьми

Тема

Педагогические средства

Оборудование

Сроки проведения

Входная диагностика

Беседа, упражнения, работа с
карточками, игровое упражнение

Сентябрь

 Модуль 1. «Финансовая азбука»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

Задачи:

  1. познакомить детей с многообразием потребностей человека;
  2. научить определять разницу между «хочу» и «надо»;
  3. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
  4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

Что такое потребности?

Потребности семьи

Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра  «Если бы я выиграл миллион…»

Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?»

Сентябрь

2

Что необходимо человеку?

Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?».

Модуль 2. «Труд»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде.

Задачи:

  1. расширить представления детей о труде взрослых;
  2. познакомить детей с многообразием профессий человека;
  3. способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;
  4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;
  5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

1

Почему все взрослые работают?

Беседа, соревнование, д/и, упражнение.

Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий, лэпбук «Все профессии важны»,  фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия), цветные карандаши.

Октябрь

2

Путешествие в страну профессий

Сюжетно - ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.

Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.

Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;
  2. научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
  3. объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
  4. объяснить, от чего зависит цена товара;
  5. развивать внимание, мыслительные операции, речь;
  6.  воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.

1

 «Кто что делает?»

Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки.

 Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук.  

Ноябрь

2

Что такое товар?

Обмен и покупка товаров

Беседа,  загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости.

Сказки «Муха-Цокотуха» и  «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и  демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок», ноутбук/компьютер,  мультимедиапроектор, экран. 

Модуль 4. «Деньги»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»;
  2. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
  3. учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
  4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
  5. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
  6. способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
  7. формировать разумное отношение к расходованию денег;
  8. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

1

Деньги. Монета. Банкнота.

Беседа,  д/и, НОД, изобразительная деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

Декабрь

2

«Достоинство монет и купюр»

Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку»

Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр.

3

«Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?»

Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин.

Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка

 Модуль 5. «Семейный бюджет»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов;
  2. научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
  3. сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
  4. сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
  5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
  6. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

«Семейный бюджет»

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход».

Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

Январь

2

Как приходят деньги в семью, азбука доходов

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».

Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.

Модуль 6. «Семейные доходы и расходы»

Цель: расширить  представление  детей  о  том,  как  складывается  семейный  бюджет;  познакомить с новым понятием  «расходы», какими они бывают (на товары длительного  пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);  воспитывать  в  детях  бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.  

Задачи:

  1. познакомить с понятием «денежные сбережения»;
  2. продолжать познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
  3. закрепить понятия «доход», «расход»;
  4. раскрыть  сущность  понятий  семейный  бюджет  и  его  основные  источники  (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).  
  5. воспитывать бережное отношение к собственным доходам.

2

«Семейный  бюджет и расходы семьи»  

Упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы К.   Чуковский  «Муха-цокотуха»,  В. Даль «пословицы и поговорки»,  дидактическая  игра  «Какие бывают доходы».  

Атрибуты   к   сюжетно-ролевой   игре   «Супермаркет»,   карточки   с  изображением  членов  семьи;  карточки  с  изображением  предметов,  символизирующих  основные     и   неосновные      расходы,     иллюстрации      с   изображением       различных     видов  деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка,  
компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.

Февраль

3

«Азбука юного финансиста»

Чтение художественной литературы «Три поросенка», беседа, изобразительная деятельность, решение проблемных ситуаций.

Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.

Модуль 7. «Юные финансисты»    

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. расширить  знания детей о возникновении  денег, о том,  что служило деньгами для древних людей;
  2. развивать  память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

1

«Путешествие в сказочную страну Финансов» 

Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ - визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.

Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация, материалы для детского творчества: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

Март

2

«Юные финансисты»

Игра «Брейн-ринг», команда «Знайки»  и  команда  «Почемучки», загадки, дыхательная гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами.

Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей, кошелек,

Модуль 8. «Магазины бывают разные»

Цель:

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир»;
  2. продолжать знакомить детей  с профессиями продавца, кассира;
  3. учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;
  4. продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка;
  5. формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
  6. продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
  7. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  8. воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом;
  9. воспитывать культуру речевого общения.

1

Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине?

Сюжетно - ролевая игра, рассказ,

дидактическая игра, подвижная игра.

Экскурсия.

Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров

Апрель

2

 «По страницам сказки «Цветик-семицветик»

Сюжетно - ролевая игра с подвижными элементами.

Игра «Уточним цвет лепестков». Чтение сказки.

Склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницем сказки  «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран. Комнатные растения, семена, луковицы.

3

«Магазин «Детский мир»

Игровое занятие Подвижная игра, беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару»

Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники».

Модуль 9. Страна «Зкономград»

  Цель:  содействие  финансовому  просвещению  и  воспитанию  детей  дошкольного  возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;  

Задачи:    

  1. учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
  2. закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются  не только в реальной жизни, но и в сказках.
  3. развивать у детей  умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;  
  4. выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку   поступкам героев;  
  5.  развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел  с замыслами сверстников;  
  6. развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в  процессе познавательно-игровой деятельности;    
  7. воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями  бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой работе.  

1

«Путешествие в сказочную страну Экономию»

Путешествие, беседа, загадки, поговорки о бережливости, игра «Услуги и товары», динамическая пауза.   

Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы  Товары  и  Услуги. 

Май

2

«Веселая ярмарка»

Ролевая игра.

Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам; русские народные костюмы (коробейников, скоморохов и пр.); музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки); костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы;  скатерти; глиняные горшки;

корзины; товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры).

3

«Путешествие в страну «Экономград»  

Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд.

Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты  для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер,  ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.  

Диагностика на конец учебного года

май

Приложение 11

Работа с родителями

Мероприятие

Сроки реализации

1

Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье»  Анкета для родителей.

сентябрь

2

Консультации и рекомендации для родителей.

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

октябрь

3

Рекомендации для родителей

«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»

ноябрь

4

Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».

декабрь

5

Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности».

январь

6

Консультация « Правила карманных денег»

февраль

7

Посещение открытого мероприятия

март

Буклет «Советы финансового воспитания»

апрель

Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2019-2020 учебный год.

май



Предварительный просмотр:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

ЯНАО. Ямальский район

Картотека игр по финансовой грамотности

(для детей 4-7 лет)

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1.    Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

 Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2.                          Сначала зарабатываем – потом тратим. 

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3.                          Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. 

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4.                          Деньги любят счет. 

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5.                          Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6.                          Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

 Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7.                          Не все покупается. 

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8.                          Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

 

 Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

 Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка              каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем   суммы выигрышей.

Игра «Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите  детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам — с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите  черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше — трудолюбивых или ленивых?

 С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из  черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

 «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи — не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

 

Игра Услуги и товары

Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда — изготовление товаров или предоставления услуг — в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?

 Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

    -Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу .

    -Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.



Предварительный просмотр:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

ЯНАО. Ямальский район

Опыт работы

«Обучение финансовой грамотности дошкольников»

 «Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Актуальность опыта

В 2019 году я прошла курсы повышения квалификации в ООО «Издательство «Учитель» по теме: «Основы финансовой грамотности для дошкольников в ДОО», тема оказалась очень интересной и актуальной. На одном из методических объединений я рассказала о проекте  «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (Г.Н. Бирина, который был предложен на курсах для изучения и ознакомления детей дошкольного возраста финансовой грамотности. Было принято решение применять на практике данный проект. Потому что не все семьи (особенно у нас в селе)  имеют возможность регулярно заниматься финансовым образованием детей. Поэтому я решила помочь своим воспитанникам: повысить уровень финансовой грамотности.

Новизна опыта

Новшество опыта заключается в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.

Использование данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этот опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных формах взаимодействия с ребенком. Мой опыт строится на основе программы образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» с использованием методов работы по экономическому воспитанию дошкольников.

Моя цель работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, на каких ступенях развития стоит говорить о финансах. Обучение финансовой грамотности дошкольников, это необходимость для России, как процветающей страны в будущем, занимающую лидирующее место в мире по качеству жизни.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

  • создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;
  • познакомить детей с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
  • расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - товар - деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества»;
  • развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, и управлять своими эмоциями;
  • воспитать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в различных жизненных ситуациях);
  •  развить навыки осмысленного поведения;
  • сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни.

Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей. (Приложение 1) Результат анкетирования среди родителей показал: 23% считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 12% считают, что эта тема детям не интересна, 18% ещё не думали об этом. Остальные 47% родителей согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию старших дошкольников.

На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Были проведены с родителями беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформлен  информационный уголок, проведено родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье». (Приложение 2)

 Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Включение в образовательный процесс  работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.

Изучая проблему формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, я убедилась, что именно в дошкольный период можно сформировать у ребенка правильное представление о финансовых понятиях и посадить зерно богатства, которое будет расти вместе с ребенком, и сможет помочь ему стать независящим успешным человеком.

В начале учебного года проводился мониторинг по программе обучающего курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». (Приложение 3)

Для достижения положительных результатов в работе, я применяла самые различные методы, приемы и средства обучения,  создавала наилучшие условия для развития финансовой грамотности. Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя:

  • календарно-тематическое планирование  работы с детьми  
  • занятия с детьми старшего дошкольного возраста, которые носят интегративный характер, позволяющие знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
  • план работы с родителями (Приложение 5)

В своей работе использую различные принципы. Применяю разнообразные методы и приемы.

Работа по формированию у детей финансовой грамотности составлена на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, (Приложение 6) сюжетно-ролевые, дидактические, (Приложение 7) настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения - все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Для того чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, проводятся беседы, презентации. Для лучшей реализации поставленных задач в своей работе использую чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. (Приложение 8) Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений. (Приложение 9) Такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач увеличивает интерес ребенка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

В своей группе я создала такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственное и личностное развитие.

Знакомство детей с потребностями происходит в процессе непосредственно-образовательной деятельности, например: «Что такое потребность», «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности», «Потребности  современного человека».

1 Этап: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или испытывают жажду, когда и зачем нужно одеться и умыться, когда хочется играть, гулять, рисовать, лепить, послушать сказку и т. д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т. д., откуда берутся нужные вещи, кто предоставляет те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие. Знакомство с различными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.

На 2 этапе работы знакомлю с экономическим понятием «потребность». Расширяю представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди. Обсуждаем с детьми, в чем заключается разнообразие потребностей людей. Например: потребности первобытных людей на земле были не велики. Еда, одежда да пещера, где можно спрятаться от бури и дождей. Потребности людей нашего времени шире, им необходимы и медицинская помощь, и транспорт, и образование.

3 этап. Решение практических задач.

На этом этапе вместе с дошкольниками выясняем причины, которые требуют обязательного удовлетворения потребностей (жилище, одежда, обувь, безопасность, еда, вода, воздух, медицинская помощь, транспорт). Знакомлю детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.

После того, как дети получили знания, я выясняю, что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям. Выявляю зависимость между потребностями и правилами жизни.

В ходе знакомства с разделом  «Потребности» дети усваивают основные экономические понятия: потребности, жизненно важные потребности, возможности.

В разделе  «Труд» даю представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учу выделять последовательность трудовых действий; воспитываю уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

В разделе «Товар» формирую системные знания о предмете, выделяю новую сторону предмета - товар, как результат труда. Показываю детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомлю с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываю бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

В разделе «Деньги» моей задачей является: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли - продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.

В разделе «Семейный бюджет», я подвожу детей к понятию новым словам: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).

Даю представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показать как много их в повседневной жизни. Воспитываю бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждаю жадность.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка. Дети приобретают навыки правильно вести домашнее хозяйство, экономить семейный бюджет. Это было заметно, когда я провела с детьми итоговое мероприятие: «Юные финансисты». Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что финансовая грамотность играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста.

Результат моего опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Литература

  1. Аменд, А.Ф., Экономическое воспитание в процессе трудовой подготовки /
    А.Ф. Аменд, И.Б. Сасова. – Москва: Просвещение; 1988. – 192 с.
  2. Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в
    Российской Федерации / А. А. Бокарев. – Финансы. – 2010. – № 9. – С 3-6
  3. Горяев, А., Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской
    экономической школы по личным финансам / А. Горяев, В. Чумаченко –
    2010. – 42 с.
  4. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения:
    международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А.
    Блискавка, Д. Н. Демидов. – Москва: КноРус; – 2012. – 106 с.
  5.  Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников / З.П. Коннова,
    И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; – 2010.
  6. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной
    действительностью / С.А. Козлова – Москва, 1998.
  7.  Макаренко, A.C. Сочинения: В 7 т. Т.4./ А.С. Макаренко.– Москва: Изд-во
    АПН РСФСР; 1957. – 321 с.
  8.  Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в
    экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва,
    2016.
  9. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова –
    Москва, 2018.

Электронные ресурсы

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. –
    Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Дети и деньги [Электронный ресурс] – Режим доступа:
    www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс].– Режим доступа:
    http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
  4. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
    www.klubkontakt.net/ , свободный. – Загл. с экрана.
  5. Подготовка к школе [Электронный ресурс].– Режим доступа:
    http://vscolu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.



Предварительный просмотр:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

ЯНАО. Ямальский район

Дидактические игры по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

  • Объясняю, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  • Сначала зарабатываем - потом тратим.
  • Рассказываю, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», - соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняю, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник.

  • Деньги любят счет.
  • Приучаю  считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
  • Финансы нужно планировать. Приучаю вести учет доходов и расходов в

краткосрочном периоде.

  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
  • Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
  • Не все покупается.
  • Прививаю понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь.
  • Финансы - это интересно и увлекательно!

                                           Игра «Груша-яблоко

Цель

Научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы:

Бумага, карандаши, ножницы.

Содержание

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель

Научить считать деньги.

Необходимые материалы Монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1 -5.

Содержание

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Кто, кем работает»

Цель

Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал

Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание

Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для

работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

№2

     Цель

На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал

Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Содержание

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Игра «Назови профессии»

Цель

Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал

Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание

Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

Игра «Кто трудится, кто играет?»

Цель

Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой - нетрудовой).

Материал

Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание

У каждого ребенка - набор парных карточек (трудовая - игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

Игра «Какие бывают доходы?»

Цель

Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал

Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход - заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание

Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

Игра «Товарный поезд»

  Цель

Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал

Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание

Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты - продукция мясокомбината, молочные продукты - продукция молокозавода и т. д.

Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель - мебельная фабрика, посуда - фаянсовый завод, игрушки - фабрика игрушек и т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Современные дети проявляют большой интерес к серьезным экономическим вопросам. Откуда берутся деньги? Почему они заканчиваются? Как можно заработать? Грамотному осуществлению экономического образовани...

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...

Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействиеформированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных      и семейных финансов....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности "Что такое реклама?"

Задачи:Дать представление о рекламе, ее истории, видах и значении.Учить правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли ...

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...