Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Бондарева Алёна Владимировна

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Составила: Бондарева Алёна Владимировна

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Разработанное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик, в ходе НОД, их продолжительность составляет 25 - 30 минут.

Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.

Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия- викторины и т. д., включают в себя:

  • Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Проведение        сюжетно-ролевых        игр,        моделирующих        жизненные        ситуации:        «Банк»,        «Супермаркет»,        «Путешествие»,

«Ярмарка»».

  • Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

Решение арифметических задач, кроссвордов.

  • Чтение художественной литературы.
  • Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
  • Игровые упражнения для развития математических способностей.

Предполагаемые результаты

По завершению проведенных мероприятий дети могут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  • Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
  • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

  • Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
  • Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
  • Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие

- и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).

Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

Тематический план        мероприятий с детьми

Тема

Педагогические средства

Оборудование

Сроки проведения

Входная диагностика

Беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение

Сентябрь

Модуль 1. «Финансовая азбука»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

Задачи:

  • познакомить детей с многообразием потребностей человека;
  • научить определять разницу между «хочу» и «надо»;
  • формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
  • воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

Что такое потребности?

Потребности семьи

Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра «Если бы я выиграл миллион…»

Компьютер,        лото        «Заветные        желания»,        лото        «Кому        что нужно?»

Сентябрь

2

Что необходимо человеку?

Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф

«Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?».

Модуль 2. «Труд»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде.

Задачи:

  • расширить представления детей о труде взрослых;
  • познакомить детей с многообразием профессий человека;
  • способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;
  • воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;
  • формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

1

Почему все взрослые работают?

Беседа, соревнование, д/и, упражнение.

Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий, лэпбук «Все профессии важны», фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия), цветные карандаши.

Октябрь

2

Путешествие в страну профессий

Сюжетно - ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.

Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением

предметов.

Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;
  2. научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
  3. объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
  4. объяснить, от чего зависит цена товара;
  5. развивать внимание, мыслительные операции, речь;
  6. воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.

1

«Кто что делает?»

Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки.

Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук.

Ноябрь

2

Что такое товар? Обмен и покупка товаров

Беседа,        загадки, игра «Хочу и надо»,                физкультминутка

«Колобок»,        логические        задачи, поговорки о бережливости.

Сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры

«Бартер»,        презентация        «В        гостях        у        сказок», ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Модуль 4. «Деньги»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»;
  2. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
  3. учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
  4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
  5. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
  6. способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
  7. формировать разумное отношение к расходованию денег;
  8. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

1

Деньги. Монета.

Банкнота.

Беседа, д/и, НОД, изобразительная деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

2

«Достоинство монет и

Работа        с        морфологической

Набор монет на каждого ребенка для практических

купюр»

таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра

«Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш. Галиева «Три копейки на покупку»

действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр.

Декабрь

3

«Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?»

Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин.

Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка

Модуль 5. «Семейный бюджет»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов;
  2. научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
  3. сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
  4. сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
  5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
  6. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

1

«Семейный бюджет»

Метод моделирования, беседа,

Фланелеграф,        картинки        с        изображением        членов        семьи;

анализ игровой ситуации, чтение

картинки для модели: обязательные платежи, желательные

художественной литературы,

расходы, длительные накопления, необязательные расходы;

проблемный диалог, решение

мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

арифметических задач, д/и «Доход-

расход».

2

Как приходят деньги в

Психологическая разминка,

Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек

Январь

семью, азбука

моделирование, проблемный

с изображением членов семьи.

доходов

диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».

Модуль 6. «Семейные доходы и расходы»

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Задачи:

  • познакомить с понятием «денежные сбережения»;
  • продолжать познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
  • закрепить понятия «доход», «расход»;
  • раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).
  • воспитывать бережное отношение к собственным доходам.

2

Упражнения, проблемная ситуация,

Атрибуты        к        сюжетно-ролевой        игре        «Супермаркет»,

игра-        размышление,        игра-

карточки        с        изображением        членов        семьи;        карточки        с

«Семейный бюджет и

соревнование,        кроссворд,        чтение

изображением предметов, символизирующих основные        и

расходы семьи»

художественной        литературы        К.

неосновные        расходы,        иллюстрации        с        изображением

Чуковский        «Муха-цокотуха»,        В.

различных        видов        деятельности (бабушка вяжет, мама

Февраль

Даль        «пословицы        и        поговорки»,

стирает        и        т.        д.),        игрушка        Незнайка,

дидактическая        игра        «Какие

компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам,

бывают доходы».

картинки        с        изображением        профессий,        картинки        с

изображением предметов и орудий труда, фишки.

3

«Азбука юного

Чтение художественной литературы

Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные

финансиста»

«Три        поросенка»,        беседа,

карандаши.

изобразительная        деятельность,

решение проблемных ситуаций.

Модуль 7. «Юные финансисты»

Цель:        содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
  2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

1

«Путешествие в сказочную страну Финансов»

Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ        -        визуализация, отгадывание                        загадок, изобразительная деятельность.

Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация, материалы для детского творчества: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

Март

2

«Юные финансисты»

Игра      «Брейн-ринг»,       команда

«Знайки»       и        команда

«Почемучки», загадки, дыхательная гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами.

Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей, кошелек,

Модуль 8. «Магазины бывают разные»

Цель:

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир»;
  • продолжать знакомить детей с профессиями продавца, кассира;
  • учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;
  • продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка;
  • формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
  • продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
  • развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  • воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом;
  • воспитывать культуру речевого общения.

1

Магазины бывают разные. Как

Сюжетно - ролевая игра, рассказ, дидактическая игра, подвижная

Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч,

правильно выбирать товары в магазине?

игра.

Экскурсия.

магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров

Апрель

2

«По страницам сказки «Цветик- семицветик»

Сюжетно        -        ролевая        игра        с подвижными элементами.

Игра «Уточним цвет лепестков». Чтение сказки.

Склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницем сказки «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран. Комнатные растения, семена, луковицы.

3

«Магазин «Детский мир»

Игровое занятие Подвижная игра, беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару»

Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин

«Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники».

Модуль 9. Страна «Экономград»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;

Задачи:

  1. учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
  2. закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках.
  3. развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
  4. выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
  5. развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  6. развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
  7. воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой работе.

1

«Путешествие в сказочную страну Экономию»

Путешествие,                беседа,        загадки, поговорки        о        бережливости,        игра

«Услуги и товары», динамическая

Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы «Товары и Услуги».

пауза.

Май

2

«Веселая ярмарка»

Ролевая игра.

Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам; русские народные        костюмы        (коробейников,        скоморохов        и        пр.); музыкальные        инструменты        (трещотки,                ложки        деревянные, колокольчики, бубны, погремушки); костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти; глиняные горшки; корзины; товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры).

3

«Путешествие в страну «Экономград»

Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд.

Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер, ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

Диагностика на конец учебного года

май

Работа с родителями


Приложение 11

Мероприятие

Сроки реализации

1

Сообщение        на        родительском        собрании:        «Уроки        финансовой грамотности в семье» Анкета для родителей.

сентябрь

2

Консультации и рекомендации для родителей.

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

октябрь

3

                                Рекомендации для родителей

«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»

ноябрь

4

Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие

дошкольников».

декабрь

5

Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности».

январь

6

Консультация «Правила карманных денег»

февраль

7

Посещение открытого мероприятия

март

Буклет «Советы финансового воспитания»

апрель

Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2020-2021 учебный год.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Современные дети проявляют большой интерес к серьезным экономическим вопросам. Откуда берутся деньги? Почему они заканчиваются? Как можно заработать? Грамотному осуществлению экономического образовани...

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...

Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействиеформированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных      и семейных финансов....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности "Что такое реклама?"

Задачи:Дать представление о рекламе, ее истории, видах и значении.Учить правильно воспринимать рекламу (не покупай все, что рекламируется, прежде чем купить подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли ...

Совместная образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «Квест-игра «Форт Боярд» с элементами экспериментирования

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Создавать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....