«Дидактическая игра - как средство формирования экономической грамотности дошкольников»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Кузенкова Ирина Борисовна

Консультация для педагогов ДОУ по финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.. В статье дидактическая игра рассматривается как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра - как средство формирования

экономической грамотности дошкольников»

Цель: активное применение в практической деятельности воспитателей ДОУ дидактических игр как средство формирования экономической грамотности дошкольников.

Не стоит пренебрегать

финансовым обучением Вашего ребенка,

так как это может определить его будущее.

 И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью,

 плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.

Современные дети принимают активное участие в покупках, ежедневно слышат от взрослых и сверстников такие понятия - деньги, продукты, дорого, дёшево, услуги, экономить и т. д. Именно дошкольный возраст становится самым продуктивным  в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово - грамотного человека. Уже в ДОУ детей необходимо знакомить с профессиями, учить воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; формировать представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Воспитанникам ДОУ необходимо освоить взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги», понять, что стоимость продукта зависит от его качества.

 В настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. В нашем МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»  сегодня уделяется большое внимание этому вопросу. Сделать экономику доступной, понятной и интересной для воспитанников нашей группы № 1 компенсирующей направленности нам, педагогам группы, помогают дидактические игры, в которых задания предлагаются в игровой форме. Воспитанники нашей группы играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры, которые мы предлагаем детям, включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет нам, педагогам, интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Дидактические игры

  • «Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

  •  «Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

  • «Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета – зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

  • Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры.  Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

  • Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Ход игры. Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

  • Игра «Предметы труда» 

Цель: расширение представлений дошкольников об основных предметах труда людей различных профессий.

Ход.

Игрок должен назвать предметы труда, изображённые на карточке, рассказать о назначении данных предметов, определить, в какой профессии их используют. Дополнительные баллы игрок может получить, если назовёт продукт (результат труда) людей данной профессии. Например, ножницы для стрижки волос, фен для сушки и укладки, расческа для стрижки и укладки, — все эти предметы труда парикмахера. Результат труда парикмахера — красивая причёска, укладка

С целью формирования экономической грамотности дошкольников в семье мы рекомендовали родителям воспитанников группы игры - практики:

  • «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

 Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.   Далее предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.  Затем вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%

  • «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

- Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей. Предложите ребенку найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Воспитатель должен подбирать дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями, потребностями, возможностями детей дошкольного возраста.

Таким образом, использование дидактической игры для развития финансовой грамотности у дошкольников является эффективным педагогическим средством, обеспечивающим формирование представлений об основных экономических категориях, а также делающим данный процесс интересным и увлекательным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра - как средство формирования лексики у дошкольников с ОНР.

В статье даётся определение - лексика. Рассказывается о задачах, а также о методах и приёмах, используемых в работе, направленной на развитие лексики у дошкольников с ОНР....

Дидактические игры как средство формирования связной речи дошкольников.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития и получения им знаний в учёбе в школе, так как речь-средство общения, формирования мысли и вз...

Дидактическая игра как средство формирования ЭМП у дошкольников (презентация)

Уважаемые педагоги, в данной презентации описана значимость дидактической игрывв дошкольном детстве.особое внимание уделяется развитию ЭМП посредством использования дидактической игры. Представлен спи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Рассматривается дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников. Авто...

Дидактическая игра как средство формирования финансовых навыков дошкольников

Дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности дошкольников ...

Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность — особое качество, формируемое у людей с самого раннего возраста, показывающее умение человека зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. Современные дети принимают...