Дидактическая игра - как средство формирования лексики у дошкольников с ОНР.
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Кучерова Юлия Викторовна

В статье даётся определение - лексика. Рассказывается о задачах, а также о методах и приёмах, используемых в работе, направленной на развитие лексики у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мы знаем, что общее недоразвитие речи (ОНР) является системным нарушением, вопросом преодоления которого давно озабочены специалисты и родители, так как

 с каждым годом рождается все больше и больше детей с различными патологиями, а как следствие – общее недоразвитие речи. Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является нарушение формирования лексики (словаря).

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико – фонематического и грамматического строя речи.

С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности участия в коллективном труде. Но бедный словарный запас отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Ограниченность речевого общения из- за нарушений формирования лексики могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности)

Все это отрицательно сказывается на всестороннем развитии ребенка: на овладении грамотой, на усвояемость в целом. Поэтому необходимо помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Что может быть важнее  хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения из-за скудного словарного запаса. Современная программа обучения и воспитания детей в детском саду предъявляет высокие требования к речевому развитию детей.        

Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь ими пользоваться.

Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Осуществляя словарную работу, необходимо придерживаться следующих принципов:

1)работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2)формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3)все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Задачи и содержание словарной работы:.

1 задача

Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Обогащение речи детей должно идти прежде всего за счет знаменательных слов.

Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших.

Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.

В старшей и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности.  В подготовительной к школе группе особенно уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

2 задача

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные — обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные — красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик).

Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

3 задача

Активизация словаря. Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы педагог побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы:

1. Работа с наглядным материалом для формирования родовых обобщений.

2. Показ картины, мало знакомой детям по содержанию.

3. Показ кинофильмов и диафильмов, чтение художественных произведений.

4. Рассматривание игрушек, как метод словарной работы, используется во всех возрастных группах.

5. Дидактическая игра.

6. Словарно – логические упражнения (с предметами, картинками).

7. Словесные упражнения и игры.

8. Составление и отгадывание детьми загадок.

9. Активизируется словарь и на других речевых занятиях — в беседе, в рассказе.

Рассмотрев все методы и приемы развития словаря дошкольника, мы решили предложить дидактическую игру – как средство формирования словарного запаса у дошкольников с ОНР. Так как дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения, потому что ребенок до семи лет все время проводит в игре, в ней он трудится и обучается. Сочетание ценности игры для ребенка и ее развивающего значения ставит дидактическую игру, как метод коррекционного обучения, в разряд приоритетных. Дидактическая игра позволяет проводить обучение средствами активной и интенсивной для детей игровой деятельности и формировать словарный запас по следующим направлениям:

- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

- уточнение значений слов;

- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

- организация семантических полей, лексической системы;

- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода из пассивного в активный словарь.

Изучением проблемы детской игры занимались Выготский Л.С., Леонтьев А.М., Эльконин Д.Б., Ушинский К.Д., Филичева Т.Б., Максаков А.И., Тумакова Г.А., Швайко Г.С.и др. Выготский Л.С. говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и скапливаются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли. Поэтому правильный единственный путь, ведущий к развитию, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение детей, основанное на использовании специальных игр, относится к таким методам».

Исследования Леонтьева А.А. показали, что количество слов, которые ребенок усваивает в четыре – пять лет в два раза больше в игре, чем когда он делает это по инициативе.

Исследования Максакова А. И и Тумаковой Г. А. показали, что важно приучать ребят с детских лет думать, будить их самостоятельную мысль, развивать у них поисковую творческую жилку, создавая для этого обстановку, требующую от детей проявления повышенных умственных усилий, а этой обстановкой и является игра. Максаков А. И. и Тумакова Г. А. говорили: «Мы считаем возможным создавать в играх ситуации затруднения, когда ребенок ставится перед необходимостью преодолевать посильные затруднения, искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, творчески размышлять».

Филичева Т.Б. предлагала различные игры для того, чтобы «развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации».

По мнению многих специалистов дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, негативных реакций раньше, чем ребенок пойдет в школу. Изучив научные труды и мнения многих известных учёных и педагогов, мы пришли к выводу, что необходимо и целесообразно использовать дидактические игры для развития лексики у дошкольников с ОНР.

Так как игра увлекает детей, они с большим удовольствием и вниманием играют и развиваются, потому что для игр со словом подбирается разнообразный наглядный материал: картинки, игрушки, используются предметы быта. Это помогает ребенку сосредоточить внимание на слове – названии предмета, подкрепляет его интерес к звучанию слова и не дает утомляться.

В каждую дидактическую игру входит определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок. Мы считаем, что игры необходимо проводить не реже двух раз в неделю на логопедических занятиях, в процессе которых и будет обогащаться и активизироваться словарь. В игре легче научить детей всматриваться в наблюдаемый объект, сопоставлять, сравнивать с известным ранее.

ВЫВОД: дидактическая игра включает в себя все необходимые в коррекционном обучении направления и позволяет проводить обучение средствами активной и интенсивной для детей игровой деятельности. И этот вывод находит своё подтверждение в работах таких учёных, как Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Т.Б.Филичева, К.Д.Ушинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речиявляется одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решениеэтой задачи предполагает умение грамматически ...

Дидактические игры как средство формирования связной речи дошкольников.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития и получения им знаний в учёбе в школе, так как речь-средство общения, формирования мысли и вз...

Дидактическая игра как средство формирования ЭМП у дошкольников (презентация)

Уважаемые педагоги, в данной презентации описана значимость дидактической игрывв дошкольном детстве.особое внимание уделяется развитию ЭМП посредством использования дидактической игры. Представлен спи...

«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

«Дидактическая игра - как средство формирования экономической грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов ДОУ по финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.. В статье дидактическая игра рассматривается как средство формирования финансовой грамотности у ...

Дидактическая игра как средство формирования финансовых навыков дошкольников

Дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности дошкольников ...

Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников

Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников...