Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
презентация по логопедии на тему
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение
этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое
высказывание. Ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения
грамматическими категориями и формами на основе непосредственного
подражания речи окружающих. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и
применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов
и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято
называть аграмматизмами. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в
специальных условиях обучения. Эффективным средством закрепления
грамматических навыков является дидактическая игра, так как благодаря
диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они
дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Так, формирование грамматического строя речи посредством дидактической игры должно
осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых
особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики
логопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_saparova_e.n_didakticheskaya_igra.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классики об игре «И я как педагог должен с ними немножко играть . Если я буду только приучать , требовать , наставлять , я буду посторонней силой , может быть полезной , но не близкой . Я должен обязательно немножко играть , и я этого требовал от всех своих коллег» ( А . С . Макаренко) «Без игры нет , и не может быть полноценного умственного развития . Игра – это огромное светлое окно , через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий об окружающем мире . Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности» ( В . А . Сухомлинский)
Актуальность проблемы Изучением лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Л.Ф.Спирова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова , Т.Б.Филичева. Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание. Ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих . У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято называть аграмматизмами . Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения. Эффективным средством закрепления грамматических навыков является дидактическая игра, так как благодаря диалектичности , эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Так, формирование грамматического строя речи посредством дидактической игры должно о существляться дифференцировано , с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии.
Цель : развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с лексико-грамматическими нарушениями через использование дидактических игр. Задачи: развивать детскую речевую активность; учить понимать грамматические категории и формы слов; уметь пользоваться этими категориями в заученной , отраженной и самостоятельной речи; уметь изменять форму слова в зависимости от вопроса или ситуации; добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции ; проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале , а также с опорой на новые ситуации ; обучать детей точному употреблению слов ; обогащать и развивать словарный запас, как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
Методы работы наглядные; словесные; практические; игровые (дидактические игры , игры-драматизации , подвижные игры , игры-путешествия, игры-поручения, эпизодические игровые приемы – загадки , упражнения , игровые действия)
Структурные элементы дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры
Принципы дидактической игры: должна опираться на программный материал; должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс более сохранные анализаторы; должны быть ясны и понятны детям назначения предметов , картинок , пособий , смысл вопросов; должны быть внешне привлекательны пособия; количество пособий должно соответствовать количеству детей
Подбор дидактических игр На образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Назови ласково» « Б ольшой-маленький » «Назови , не ошибись» «Давай поможем!»
На согласование существительных и прилагательных , обозначающих цвет , форму , размер , вкус: «Какой , какая , какое?» «Какого цвета?» «Какой на вкус?» «Письмо с ошибками»
На согласование числительных с существительными: «Мы считаем» «Кто больше назовет» «Расставь картинки»
На образование родительного падежа существительных единственного и множественного числа: «Чего нет?» «Чего не хватает? «Кого нет в ряду?» «Без чего?» «Машин сад» «Закрытая корзина » «Кого без чего не бывает?»
На образование винительного падежа существительных единственного числа: «Чудесный мешочек» «Что достал?» «Что нарисовал?» «Что я несу?» «Из чего что готовят?» «Повар» «День рождения у зайца»
На образование предложного падежа существительных единственного числа: «Где что растет?» «Где лежит?» На образование дательного падежа существительных единственного числа «Что кому нужно?»
На образование творительного падежа имени существительного: «Кто чем защищается?» «Кто с кем?» «Кто чем питается?» На образование сложных слов : « К то что делает?» На образование притяжательных прилагательных : «Чей хвост , чья голова?» «Чьи вещи?» «Найди свой домик» «Путаница »
На образование относительных прилагательных: «Какой сок? «Какое варенье?» «Какой суп?» «Мастер» «Из чего сделана посуда?»
Предложные конструкции: «Где лежат вещи?» «Где стоит машина?» «где что растет?» «Ложка и стакан» «Котенок» «Кормушка» «Незнайка»
На образование приставочных глаголов: «Назови новое «Слово-действие» «Портной» «Ехали мы ехали» «Старик Хоттабыч »
Выводы: В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений , усвоению знаний . Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способом решения тех или иных умственных и практических задач. В работе с детьми с ОНР дидактической игре отводится большое место в коррекционной работе . С помощью дидактической игры ребенок приобретает новые знания, общаясь с воспитателем, со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, накапливает словарь, учится правильно строить свои речевые высказывания, закрепляется словарь детей ( существительные, прилагательные, глаголы , названия цвета, пространственные понятия , предлоги и т.д .), развивается речь, память , внимание, логическое мышление , зрительная память, закрепляется культура поведения , навыки общения.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи»
КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игракак средство развитиялексико-грамматического строя речи» Воспитатель: Попова Т. А....
Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня....
Дидактическая игра как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Представлены вашему вниманию дидактические игры, по пособию Павловой, для старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры. Игры можно использовать как предварительную работу...
«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего возраста...
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дидактические игры, направленные на формирование элементарныхматематических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры по развитию количественных представлений&la...