«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.
методическая разработка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. 

Задачи семинара-практикума:

1.Систематизировать знания воспитателей по формированию лексико -грамматического строя речи у дошкольников.

2.Активизировать творческую деятельность воспитателей, через проведение «Педагогической мастерской».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

        «Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников».    

                        Семинар – практикум для воспитателей.

Цель: Систематизация дидактических игр, способствующих формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

Задачи:

  • Систематизировать знания воспитателей по формированию лексико -грамматического строя речи у дошкольников.
  • Активизировать творческую деятельность воспитателей, через проведение «Педагогической мастерской».

                                                    Ход проведения

  Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.

             В настоящий момент в стране наблюдается низкий уровень речевого развития дошкольников. Как вы думаете, что является причиной низкого уровня речевого развития у детей?     (высказываются педагоги)

  • инфекции и/или интоксикации матери в период беременности;
  • несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;
  • гипоксия плода;
  • асфиксия;
  • повышение внутричерепного давления;
  • патология натального периода развития;

постнатальные заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка и др.

Общение со взрослыми.

Формирование связной (диалогической и монологической) речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько они владеют лексико - грамматическим строем речи.

Что такое Лексика?

Лексика - это совокупность слов языка, его словарный состав.

Что такое грамматика?

Грамматика - свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

       Мы знаем, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

     Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей.    

Все игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Именно дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности дошкольников, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Какие виды дидактических игр вы знаете?

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами;

- настольно-печатные;

- словесные игры.

     В играх с предметами в качестве дидактического материала используются игрушки и реальные предметы. Игры с предметами дают возможность педагогу решать разнообразные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, различение), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность внимания, поведения, памяти.

     Настольно-печатные игры. Они разнообразны по содержанию, оформлению, обучающим задачам. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать и расширять знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.

     Словесные дидактические игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений, без опоры на наглядность. Именно из-за данной особенности словесные игры проводят чаще всего с детьми среднего и преимущественно

старшего дошкольного возраста.

Словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

    Педагогу следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.

При помощи словесных пояснений, указаний педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь педагога должна способствовать обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствовать совершенствованию игровых действий.

      Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Во время работы над словом, необходимо стимулировать детей к употреблению и формированию слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если лошадь бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

(Практическая часть)

А сейчас я предлагаю поиграть в игры.

Словесные игры

Игра «Назови ласково»

Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Я буду называть вам слово, а вы назовите его ласково.

Куст-кустик

Лист-листик

Сад-садик

Дом-домик

Гвоздь-гвоздик

Таз-тазик

Шкаф-шкафчик

Костюм-костюмчик

Рукав-рукавчик

Диван-диванчик

Стул-стульчик

Стакан-стаканчик

Мышь-мышка

Лапа-лапка

Туча-тучка

Капля-капелька

Книга-книжка

Бумага-бумажка

Рука-ручка

Кольцо-колечко

Игра «Чей это хвост?» 

Цель: - учить образовывать притяжательные прилагательные.

Хвост собаки — собачий.

Хвост кошки — кошачий.

Хвост коровы — коровий.

Хвост лошади — лошадиный.

хвост волка - волчий.

хвост лисы - лисий.

В этой игре можно использовать наглядное пособие из фетра. К животным подбирать хвосты и оречевлять игру.

 Игра «Что из чего сделано?» 

Цель: -  учить образовывать прилагательные от существительных.

сковорода из чугуна - чугунная,

ваза из хрусталя - хрустальная,

стакан из стекла - стеклянный

Оборудование: картинки с изображением посуды.
Описание: детям предлагается продолжить предложение.
Это посуда из стекла, значит это (стеклянная) посуда.
Мама купила новую (стеклянную) посуду.
Мы пьем чай из (стеклянной) посуды
Мама наливает воду в (стеклянную) посуду.
 

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что речевые  игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Старайтесь чаще играть с детьми в словесные игры - они не требуют особых усилий и дополнительного материала.

Эти игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос.

Рефлексия. 

 «Неоконченное предложение». У вас лежат листочки с неоконченными предложениями. Ваша задача закончить их.

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

В ходе семинара мне было…

      Картотека дидактических игр по формированию лексико-        

                          грамматического строя речи.

Найди другое слово

Цель: учить точно подбирать слова, объяснять их значение с соответствие с ситуацией.

Ход игры

  • Папа решил сделать детям качели. Миша принес ему веревку. "Нет, эта веревка не годится - она оборвется." Миша принес ему другую. "А вот эта ни за что не оборвется". Какую веревку сначала принес Миша? (тонкую, ветхую). А затем? (крепкую, прочную).
  • Наступила зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по - другому? (прочный, не хрупкий). Мороз крепчал (становился сильнее).
  • Как вы понимаете выражение "крепкий орешек"! (его трудно разбить, сломать). Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: "крепкий духом". Значит, сильный, стойкий человек.
  • Объясните, что означают слова: "крепкая ткань" (прочная), "крепкий сон" (глубокий), "крепкий чай" (не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом "крепкий" вам встречались в сказках и в каких? (В сказке "Волк и семеро козлят" коза крепко-накрепко (очень строго) наказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь). Придумайте предложения со словом "крепкий".

Это правда или нет

Цель: учить находить неточности в стихотворном тексте.

Ход игры

Прослушайте стихотворение Л. Станчева "Это правда или нет"? Вы должны заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей "Га - га - га!" - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ - это правда или нет?

Послушайте, можно ли так сказать, и исправьте ошибку: «Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика - один на голове, другой на спине». «Папочка, это лошадке, подметки подбивают». «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилияки валяются». «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом». «Мамочка, я тебя громко - громко люблю».

А сейчас вы придумайте небылицы или путаницы, а другие дети будут их

распутывать.

Найди точное слово

Цель: учить точно называть предмет, его качества и действия.

Ход игры

О каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное». Что это? Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

Дополните другими словами: снег белый, холодный... (еще какой?); сахар сладкий, а лимон... (кислый), весной погода теплая, а зимой... (холодная).

Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона (летает), рыба (плавает), кузнечик (прыгает), уж (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух (кукарекает), тигр (рычит), мышь (пищит), корова (мычит).

Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди "Прощальная игра".

Скажу я слово высоко, а ты ответишь ... (низко).

Скажу я, слово далеко, а ты ответишь ... (близко).

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец).

Теперь начало я скажу, ну, отвечай... (конец).

Что вы видите вокруг

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

Ход игры

Назовите предметы, которые вы видите вокруг? Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, ездят, на стуле сидят).

Что значит слово... (мяч)? Кукла? Ручка? У меня в руке... (ручка). Что ею делают? (пишут). У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками). Что значит слово "ручка", обозначающая этот, предмет? (показывает ручку, которой пишут). А что обозначает теперь слово "ручка"? (показывает на дверную ручку).

Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение И. Такмаковой "Плим".

Ложка - это ложка. Ложкой суп едят. Кошка - это кошка. У кошки семь котят. Тряпка - это тряпка. Тряпкой вытрут стол. Шапка - это шапка.

Оделся и пошел. А я придумал слово. Смешное слово - плим. Я повторяю снова -Плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет -Плим, плим, плим. И ничего не значит -Плим, плим, плим.

- Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат (трам - тэтам, ту - туруру).

У кого иголки

Цель: дать представление о разных значениях многозначного слова; учитьподбирать признаки и действия к заданным словам.

Материал: картинки: одна игла, много игл, один мишка, много мишек.

Ход игры

В словах шар, мак, жук, рак, пар - по одному слогу. А сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?

Какие иглы вы знаете? Какие предметы мы называем этим словом? (игла у ежа, елки, сосны, лиственницы). Чем они похожи? (все иглы острые).

Как называют иглы у елки? (еловые) Как называются иглы у сосны? (сосновые) Чем отличаются иглы елки и сосны? Какие иглы длиннее? (сосновые) А чем отличаются иглы у елки и лиственницы? (еловые иглы твердые, жесткие, а лиственные мягкие).

А какие еще иглы вы знаете? (швейные) Что можно сказать про швейную иглу? Какая она? (длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая). Что делают швейной иглой? (шьют) Что шьют швейной иглой? (одежду) А что еще можно делать швейной иглой? (вышивать, зашивать, подшивать, штопать).

Про ежей, про елки

Цель: учить различать предметы, которые называются одним словом; закреплять представление о многозначном слове.

Материал: рисунок леса.

Ход игры

Дети рассматривают рисунок с изображением леса. По стволу сосны прыгает белка, под елкой - еж.

Назовите деревья и животных с иглами (ель, сосна, лиственница, еж). Какие это иглы? (еловые, сосновые, лиственные, ежиные).

Назовите другие предметы, которые называются словом игла. Что можно делать иглой? Для чего нужны иглы?

Сочините сказку про ежей, про елки и разные иголки. Воспитатель записывает за каждым ребенком сказку, затем предлагает сделать рисунки (или рисует сам) по сюжету сочиненной сказки (по всему сюжету или его части).

Кто как двигается

Цель: учить сопоставлять название животного и его движение.

Материал: картинки (лягушка, воробей, гусеница, волк, дельфин, слон, заяц, кузнечик, ласточка, змея, лиса, кит, кенгуру, кошка, черепаха, петух, крокодил, бабочка).

Ход игры

Найдите на рисунке животных, которые одинаково двигаются, и назовите их движения (лягушка и кузнечик прыгают, воробей и ласточка летают, дельфин и кит плавают, волк и лиса бегают, заяц и кенгуру скачут).

Расскажите, что делают эти животные? Что они могут еще делать? (кошка сидит, черепаха ползает, петух клюет, бабочка летает, крокодил плывет.

Кошка может мяукать, лакать молоко. Черепаха умеет плавать, есть капусту. Петух может взлететь на забор. Крокодил может укусить. Бабочка может садиться на цветы.).

Составьте предложение из двух слов(бабочка летает; петух кукарекает) и из трех слов(кошка лакает молоко).

Опишите бабочку. Какая она? Кого вы хотите еще описать: петуха, кошку или детеныша любого животного?

Высокий - низкий

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

Материал: картинки (елки высокая и низкая, карандаши длинный и короткий, ленты широкая и узкая, лица девочек веселое и грустное, мальчики чистый и грязный, тарелки глубокая и мелкая).

Ход игры

Посмотрите на рисунки и назовите слова, противоположные по смыслу. Скажите, чем отличаются похожие лица и предметы: высокая - низкая (елка-елочка); длинный-короткий (карандаш); широкая-узкая (лента); грустное-веселое (лицо девочки); глубокая-мелкая (тарелка); чистый-грязный (мальчик).

Составьте предложения со словами, противоположными по смыслу. (Я нарисовал большой дом и маленький домик. Река глубокая, а ручей мелкий. Ягоды клубники крупные, а земляники мелкие.)

Послушайте отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:

Никому отказа нет, подан каждому обед;

Собачке - в миске, в блюдечке - киске,

Курочке-несушке - пшена в черепушке,

А Машеньке в тарелке, в глубокой, не в мелкой.

Что бывает глубоким и мелким? Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

Лето - зима

Цель: учить подбирать слова, противоположные по смыслу, и подбирать определения к заданным словам.

Ход игры

Назовите мне слова, противоположные по смыслу тем, что я скажу: лето, ночь, солнце, лимон, река, девочка (дети называют слова: зима, день, луна, сахар, ручей).

Вспомните любую пару слов с противоположным значением и назовите их (лето-зима, ночь-день, солнце-луна, лимон-сахар, река-ручей, девочка-

мальчик).

Подберите определения ко всем словам. Какое лето и какая зима? (лето

теплое, а зима холодная; ночь темная, а день светлый; солнце жаркое горячее, яркое, а луна холодная, неяркая; лимон кислый, а сахар сладкий; река глубокая, а ручей мелкий; девочка веселая, мальчик грустный).

Придумайте рассказ про веселую девочку и грустного мальчика. Обязательно расскажите, как девочка развеселила мальчика. Когда это было: теплым летом или холодной зимой?

Чей нос?

Цель: закрепить представление о многозначном слове.

Материал: картинки (Буратино, чашка, ключик, гриб, шприц, чайник, кисточка, табуретка, виноград, скрипичный ключ, иголка, зонтик).

Ход игры

Назовите предметы, которые нарисованы на картинках. Дети должны назвать нос, ключ, кисть, ножку, ручку, иглу.

Найдите предметы, которые называются одним словом. Придумайте рассказ про иглу, которая заблудилась.

Воспитатель помогает детям составить рассказы и предлагает записать их сначала на диктофон, а затем в альбом. К рассказам детей можно нарисовать иллюстрации.

Хочу погладить

Цель: познакомить с разными значениями многозначных глаголов и существительных.

Ход игры

  • Можно ли ежа погладить рукой? Почему? Закончите предложение: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он .. .(колючий)».
  • Кого можно погладить? (котенка, собачку, ребенка)
  • Девочка гладит себе платье. Чем она гладит? (утюгом). Что еще можно погладить утюгом? (брюки, кофту, юбку). Как одним словом можно назвать эти вещи?(одежда).
  • Когда девочка гладит котенка, что он делает? Закончите предложение: «Котенок выгнул спинку, когда...»
  • У каких предметов есть спинка? (у дивана, стула). А у каких есть спина? (у людей). Какие выражения со словом «спина» вы часто слышите? (выпрямить спину, лечь на спину, повернуться спиной). Как вы понимаете выражение: «Прятаться за чужую спину» (перекладывать свое дело на другого).

Шишка

Цель: знакомить с новыми многозначными словами; учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Ход игры

  • Отгадайте загадку: «Рыжая, пушистая на сосну взбирается, шишками

93

кидается». Кто это? (белка).

  • Закончите предложения: «Белка бросила в волка ...(шишку). На лбу у

волка выросла ...(шишка).

  • Какие шишки бросала белка? (еловые). Что вскочило у волка на голове? (шишка). Еловая? Сосновая? А какая?
  • Какое веселое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова (шишка - мышка, малышка, трусишка).
  • Белка угостила ежа орехами, а он не смог их ...(съесть).

- Еж взял молоток и ...(расколол орехи). Что еще можно расколоть? (дрова). Чем можно уколоться? (иглой) Почему? (игла острая, колючая).

  • О чем мы говорим острая? (игла, пила, вилка). Острый? (нож, язык, слух, нюх, ум). Острое? (перо). Острые? (ножницы, иглы).
  • Закончите фразу так, чтобы складно было: «Где ты, белочка, гуляла? (Я орешки собирала.) Ежик ты кого нашел? (Я вам белочку привел.). А ежиха в лес пошла... (спелых ягод принесла). Быстро белочка скакала, ...(все орешки растеряла). В стороне стоял грибок, ...(еж его найти на смог)».

Идет - стоит

Цель: познакомить с разными значениями слова «идти»; находить слова с противоположным значением; учить заканчивать простые и сложные предложения.

Ход игры

  • Отгадайте загадку: «Стучат - стучат, не велят скучать. Идут - идут, а все тут да тут» Что это? (часы).
  • Как сказать по другому? Часы идут (ходят, тикают). Дождь идет (капает, льется). Мальчик идет (шагает, движется). Поезд идет (едет, мчится). Фильм идет (демонстрируется). Весна идет (наступает). Пароход идет (плывет). Лед идет по реке (плывет).
  • Закончите предложения: «Мальчик пошел.. .Девочка ушла .. .Люди вышли .. .Я пришел ..Саша идет медленно, а Вова .. .Можно сказать, он не идет, а ...»
  • Подберите слова, противоположные по смыслу: идти (стоять), падать (подниматься), разрешить (запретить).

Прыгает - скачет

Цель: знакомить со значением многозначных глаголов.

Ход

Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Плим».

Вот прыгает и скачет -Плим-плим-плим.

И ничего не значит -Плим-плим-плим.

Почему это слово «ничего не значит»? А что значит слово «прыгает»? (подскакивает). Как вы понимаете выражение «сердце прыгает от радости»?

94

Как можно сказать об этом по-другому? Как называют спортсменов, которые прыгают в длину, в высоту? А тех, кто прыгает с парашютом?

Закончите предложения: «Девочки взяли скакалки и пошли ...Зайчик прыгал

Летит пулей

Цель: знакомство с многозначным глаголом «лететь».

Ход

  • Отгадай загадку: «Кем хочу я стать, если я стремлюсь летать?» (летчиком).
  • Что может летать? О чем можно сказать «летит стрелой (пулей)»? Что это значит?
  • Как сказать по-другому: летят тучи по небу (несутся); летит снег(кружится, вьется); прилетели в лес метели (примчались); мальчик летит с горки (падает); пыль летит(поднимается); книги летят со стола(падают); тройка летит (мчится)?

Лить - поливать

Цель: работа с многозначными глаголами.

Ход

  • Вы помните загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук). Как можно заменить выражение «слезы проливает»? (плачет).
  • Что можно лить? (воду из кувшина). Что можно наливать? (сок, чай).
  • Отгадайте еще одну загадку: «Один льет, другой пьет, третий растет» (дождь, земля, трава). Что значит выражения: «дождик льет как из ведра», «лить слезы в три ручья», «льется песня над полями»?

- Воспитатель загадывает детям еще одну загадку: «Из горячего колодца через нос водица льется. Ты послушай мой вопрос: Что там льется через нос?» (Горячая вода льется из чайника).

Брат - братец - братик

Цель: учить различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом.

Ход

  • Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются: мама - мамочка - мамуля; бра - братец - братик; дерево - деревце, заяц - заинька - зайчишка - зайчище; дом - домик - домище.(Многие слова звучат ласково). Какие из этих слов встречались вам в сказках? (братец в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; заинька и зайчишка во многих сказках о животных).
  • Чем отличаются слова: бежать - подбежать - выбежать, писать - переписать - подписать, играть - выиграть - проиграть, смеяться –

95

засмеяться - высмеять, шел - отошел - вошел?Составьте предложения с любыми двумя словами, которые вы услышали («Мы играли в домино:

Вова выиграл, а я проиграл.»).

  • Объясните, чем отличаются слова: старый - старенький; умный - умненький; злой - злющий; толстый - толстенный; полный - полноватый?

Бежать - мчаться

Цель: учить объяснять оттенки значений глаголов и прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.

Ход

  • Как вы понимаете слова и чем они отличаются: засмеялись - захихикали, бежать - мчаться, пришли - приплелись, плакать - рыдать, разговаривать - болтать, думать - размышлять, открыть - отворить, отыскать - найти, зябнуть - мерзнуть, поразить - удивить, шалить - баловаться, забавлять - развлекать, прощать - извинять, звать - приглашать? Придумайте предложения с любой парой слов.
  • Отличаются ли эти слова: большой - огромный, умный - рассудительный, слабый - беззащитный, старый - дряхлый, робкий - трусливый?
  • Закончите предложения: «Этот дом большой, а этот ...(огромный, громадный). Эта одежда старая, а это платье совсем ...(старое, ветхое, рваное). Это платье чуть влажное, а это совсем ...(мокрое). Вчера был день теплый, а сегодня .. .(жаркий)».
  • Как сказать об этом же, но другими словами: искусный мастер (хороший, умелый); отважный солдат (храбрый, смелый);старый дом (ветхий, старинный); громадный завод (огромный, большущий); нарядный платок (разноцветный, красивый); верный друг (преданный, настоящий); суровая зима (холодная, морозная)?

Как сказать правильно

Цель: учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняет значение.

Ход

Закончите фразы

  1. Подушка мягкая, а скамейка .. .(жесткая).
  2. Пластилин мягкий, а камень .. .(твердый).
  3. Ручей мелкий, а речка .. .(глубокая).
  4. Ягоды смородины мелкие, а клубники ...(крупные).
  5. Кашу варят густую, а суп .. .(жидкий). Лес густой, а иногда ...(редкий).
  6. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду ...(сухая).
  7. Покупаем картофель сырой, а едим ...(вареный)
  8. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал .. .(черствый).
  9. Летом мы ели свежие огурцы, а зимой .. .(соленые).
  10. Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет ... (грязный).

96

  • Объясните, как вы понимаете выражения: «дождь озорничал»; «лес

дремлет»; «дом растет»; «ручьи бегут»; «песня льется»?

  • Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
  • Где вы встречали выражение «злая зима»? (в сказках) К кому относится слово «злая»? (злая мачеха, злая ведьма, Баба Яга)
  • Замените слова и скажите по-другому: плакать (реветь), мчаться (нестись), найти (отыскать), радоваться (веселиться), шалить (баловаться), приглашать (звать), бросать (кидать), кружиться (вертеться), открыть (отворить).
  • Подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах: «Март зиму кончает, весну ... (начинает)», «смелый там найдет, где робкий ...(потеряет)». «Больше знай, да меньше ...(болтай)». «Вещь хороша, когда новая, а друг - когда .. .(старый)». «В умной беседе ума наберешься, в глупой свой .. .(растеряешь)». «Человек от лени болеет, а от труда .. .(здоровеет)». «Умел ошибиться, умей и ... (поправиться)».

Кто хитрее?

Цель: учить подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени прилагательных; образовывать новые слова (прилагательные) с помощью суффиксов –еньк(-оньк); -оват(-еват); -ущ(-ющ); -енн(-ейш).

Ход

- Вспомним сказку «Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? (3убки острые, шубка тепленькая, она красивая). А какой характер у лисы? (она хитрая, лукавая, коварная).

  • Каким показан журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль ...(еще хитрее, хитрющий). Лиса умная, а журавль ...(еще умнее, умнейший).
  • Волк злой, волчище .. .(еще злее, злющий). Заяц трусливый, а зайчишка .. .(еще трусливее, трусоватый). Этот человек полный, другой не совсем полный, а ...(полноватый).
  • Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот ...(еще больше, большущий). Этот платок синий, а этот не совсем синий, а .. .(синеватый). Этот лист зеленый, а этот .. (еще зеленее). Это лист зеленый, а этот не совсем зеленый, слегка ...(зеленоватый). Это платье красное, это не совсем красное, а ... (красноватое).
  • Бабушка старая. А как сказать ласково? (старенькая). Умный щенок. А как сказать по-другому? (умненький). Рисунок плохой или ...(плохонький, плоховатый).

Как сказать правильно

Цель: учить различать правильное и возможное сочетание слов

Ход

Послушайте и подумайте, можно ли так сказать: «полный человек»? Что это

97

значит? (толстый). А можно ли сказать «полное дерево»? Как правильно

сказать? (больное дерево). Полная бумага или толстая? Что может быть полным? Про что мы можем сказать «полный» (колодец, карман, кошелек, стакан), «полная» (чаша, тетя, тарелка), «полное» (ведро), «полные» (дяди, карманы).

Жаркий день. Как сказать по - другому? (теплый) Жаркий спор? (горячий) Можно ли сказать: «горячий день», «жаркий суп»? Как сказать правильно?

Дом — домище

Цель: учить образовывать слова с разными смысловыми оттенками.

Ход

Я назову вам слово, а вы найдите другое слово и объясните, как мое слово стало звучать - ласково, грубо, пренебрежительно:

Рука - ручка - ручища (большая рука).

Дом - домик - домище (огромный дом).

Береза - березка – березонька.

Книга - книжечка - книжонка Для таких упражнений используются слова - названия предметов и животных: стол - столик, лопата -лопатка, дуб - дубочек, дождь - дождик - дождичек, река - речка - реченька - речушка, погода -погодка, облако - облачко, туча - тучка, сапоги - сапожки - сапожищи, нога - ножка - ноженька -ножища, часы - часики, брюки - брючки, лист - листочек, коса - косичка - косища, ложка - ложечка, шапка - шапочка, письмо - письмецо – письмишко.

Закончи предложение

Цель: учить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.

Ход

Закончите начатые предложения: «Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него .. .(отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером .. .(ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он .. .(вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они ...(перебежали) на левую. Дети играли в прятки, они забежали за дом. Их долго не находили, и они .. .(выбежали).

Придумайте предложения со словами: шел - перешел - пошел - подошел - вошел - вышел - отошел. Замените словосочетание другими словами: ползет муравей - движется, передвигается; ползет поезд -едет очень медленно; плывет человек - плавает; плывет лодка - движется по воде; плывет облако -движется по небу; сложить дрова - уложить их; сложить песню - написать; бить посуду - разбить что-то; свет бьет глаза - ярко светит.

Какие слова, связанные с движением людей, животных, транспорта, вы знаете?(идти, бежать, мчаться, нестись, лететь, двигаться, ползти). Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой».

98

Как лучше сказать

Цель: учить подбирать близкие и противоположные по значению слова

разных частей речи к заданной ситуации.

Ход

Вспомните рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Я расскажу вам про этих медвежат. Вот выкупались они, и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок - веселый, подвижный, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует - медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме-медведице.

Какой был медвежонок? К слову «веселый» подберите слова, близкие по смыслу (радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый). И к маме он не просто побежал, а .. .(помчался, понесся, полетел стрелой, помчался сломя голову). Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный.

А как можно о нем сказать по-другому? (нерасторопный, неуклюжий, неловкий, неповоротливый).

Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Совсем ему стало плохо и невесело или .. .(грустно, скучно, обидно). Какой он был? (грустный, обиженный, огорченный, печальный). И к маме он не просто пошел, а ...(побрел, поплелся).

Придумайте рассказ о том, как неугомонный и веселый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою медлительность.

Придумайте складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) «Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на поляне мы бродили.)». Медвежонок мед искал (и братишку потерял).

Выберите ответ, который вам больше всего понравился. Один из вас говорит первую фразу, остальные отвечают громко, тихо, шепотом (быстро, умеренно, медленно).

Скажи точнее

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Ход

Послушайте мой рассказ. Там, где я буду останавливаться, вы будете мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (сильный, резкий, порывистый, холодный ...). Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (могучий, злой, суровый, ледяной) Ветерок слушал их и думал: «А какой же я?» (легкий, нежный, приятный, ласковый ...). Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой померяться. Подул ветер. Что произошло? (деревья закачались, трава пригнулась к земле). Что делал ветер? (дул, мчался, гудел, ворочал). Подул ветер-ветрище. Что он делал? (сильно дул, выл, завывал, стремительно

99

несся). Что после этого случилось? (ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались). И вот подул ветерок. Что

он делал? (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал

веточки). Что произошло в природе? (листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно).

Придумайте сказку о ветре, ветерке и ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (братьями, соперниками, друзьями, товарищами) Что они могут делать?(дружить, меряться силой, спорить, разговаривать).

Размытое письмо

Цель: упражнять в составлении распространенных предложений.

Материал: игрушечный мишка.

Организация

Медвежонок получил письмо от брата. Но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что ... Я блуждал по лесу и ... Выйдя на тропинку, я попал ... Я попал в яму, потому что ... Там было так глубоко, что ... Если бы у меня была лестница, то ... Я так долго ревел в яме, что ... Пришли охотники и ... Теперь я живу в ... У нас есть площадка для ... На площадке для молодняка много ... Мы играем с ... За нами ухаживают ... Они нас любят, потому что ... Скоро к нам придет дрессировщик из ... Надеюсь попасть в ... Как здорово уметь ... Жди следующего письма из ... До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложение.

Живые слова

Цель: упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Ход

Каждый ребенок изображает слово. Воспитатель:

  • Пусть Петя изображает слово «медвежонок», Оля - слово «любит». Какое третье слово выберем?(мед) Прочитаем предложение: «Медвежонок любит мед». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мед любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мед любит медвежонок). Заменим слово «мед» другим. Коля будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение. (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).
  • Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, медвежонок любит малину, медвежонок спит ...)

Сочиняем рифмовки

Цель: Упражнять в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных(ботинок, чулок, носков, тапочек,

100

перчаток, рукавичек).

Материал: предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, перчатки,

рукавички, две сороки, щенки, синички.

Организация

Читаем английскую народную песенку в переводе С.Я.Маршака.

Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого Я видел двух свинок Без шляп и ботинок. Даю вам честное слово!

Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят рукавички? А может быть, свинки носят перчатки? Мы с вами вместе тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, буду показывать картинки-подсказки.

Даем вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видали двух сорок

Без ... (ботинок) и ... (чулок).

И щенков без ...(носков),

И синичек без ...(тапочек) и ...(рукавичек).

Где я был?

Цель: образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Организация

  • Отгадайте, ребята, где я была. Я видела медуз, морских коньков, акул, (на море).
  • А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только надо говорить, кого вы видели много: много волков или бабочек, например.

Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.

Пиф считает

Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: собака Пиф из театра бибабо.

Организация

Воспитатель. Дети, к нам пришел совершенно необыкновенный пес. Как тебя зовут, пес?

Пес. Я Пиф. Я умею считать. Вот спросите меня: «Пиф, Пиф, сколько у тебя хвостов?»- и я отвечу.

Воспитатель. Пиф, сколько у тебя хвостов?

Пиф. У меня один хвост. А теперь спросите про нос.(обращается к кому-нибудь из детей)

Ребенок. Пиф, Пиф, сколько у тебя носов?

101

Пиф. У меня один нос. А теперь спросите про уши (про брови, глаза, рот, щеки, лапы).

Пиф отвечает только на правильную форму вопроса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игракак средство развитиялексико-грамматического строя речи»      Воспитатель: Попова Т. А....

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речиявляется одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решениеэтой задачи предполагает умение грамматически ...

Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)

В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...

Картотека дидактических и упражнений на формирование лексико - грамматического строя речи

Картотека дидактических и упражнений на формирование лексико - грамматического строя речи...

Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи

Предлагаю для коррекционной работы учителя - логопеда, дидактические игры на развитие всех сторон речи....

Статья "МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ"

*Копия печатного издания*XIII Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы"https://elibrary.ru/item.asp?id=50237187Стат...