Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Чеха Юлия Алексеевна

Предлагаю для коррекционной работы учителя - логопеда, дидактические игры на развитие всех сторон речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры21 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры направленные на развитие лексико-грамматического строя речи

п/п

Направления

Название игры

Цели

1

Игры для развития словообра-

зования существительных

«Назови ласково»

Совершенствование грамматического строя речи. Обучение использования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Назвать животных парами», «Правильно назови детенышей животных»

Совершенствование грамматического строя речи. Обучение употреблению существительных с суффиксами –онок-, -енок-. – ат-, -ят-.

«Назвать профессии»

Совершенствование грамматического строя речи. Употребление профессий с суффиксами –чик-, -щик-.

«Один – много»

Обучение образовывать существительные множественного числа. Активизация словаря.

«Что в магазине?»

Обучение дифференциации существительных единственного и множественного числа.

«Убираем урожай».

«Огород»

«Кто подберёт больше слов»

Закрепление формы Винительного падежа существительных.

«Кому что дадим?»

Закрепление формы Дательного падежа существительных.

«Что без чего?»

Закрепление формы Родительного падежа существительных.

2

Игры для развития словообразования глаголов

«Олины помощники»

Образование формы множественного числа глаголов.

«Разноцветный сундучок»

Обучение при согласовании среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание.

«Найди действия»

Обучение дифференциации глаголов с приставками.

3

Игры для развития словообразования прилагательных

«Хвосты»

Активизация словаря по теме. Закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные.

«Ералаш»

Закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами –ин-, -й-.

«Правильно назови листья»

Закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом –ов-.

«Что из чего сделано?»

Образование относительных прилагательных.

4

Игры для развития правильного построения предложений

«Составь предложения»

Обучение составлению предложений с предлогами В,НА,ПОД по трем опорным словам.

«Придумай предложения»

Обучение составлению предложений с предлогами В,НА,ПОД по двум опорным словам.

«Вставь «маленькое слово»»

Обучение определению пропущенных предлогов (В,НА,ПОД) в предложениях.

  1. Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

2. «Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди капля – капли лист – листья гриб – грибы зонт – зонты плащ — плащи птица – птицы

3. «Назвать животных парами».

- А как называют детеныша белки? (Бельчонок.)

На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).

Логопед показывает картинку, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок.)

4. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша.

Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)

- А теперь поиграем с мячом.

Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.

5. «Назвать профессии» (по картинкам).

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? (Носильщик.)

Кто сваривает трубы? (Сварщик.)

Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)

Кто работает на кране? (Крановщик.)

Кто укладывает камни? (Каменщик.)

Кто точит ножи? (Точильщик.)

Кто чинит часы? (Часовщик.)

Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)

Далее логопед задает вопрос:

Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?

При произнесении этих слов логопед подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.

6. «Узнай игрушку»

Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.

Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.

  1. «Олины помощники»
    Материал: кукла Оля.

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а

вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

  1. «Разноцветный сундучок»
    Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
    Логопед:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

  1. «Найти действие».

У детей карточки с картинками, изображающими действия. Назывались слова, обозначающие действия, дети закрывали соответствующую картинку фишкой. Затем детей просили назвать действие и придумать предложение с этим словом. Речевой материал: входит – выходит, подлетает – отлетает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, наливает – выливает, залезает – слезает.

10. Игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? Лисий. А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий. Хвост коровы — коровий. Хвост лошади — лошадиный. Хвост быка — бычий. Хвост козы — козий. Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий

11. Игра «Ералаш».

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

12. Игра «Правильно назови листья».

Лист дуба — дубовый лист

лист осины — …

лист березы — …

лист клена — …

лист липы — …

лист яблони— …

13. Игра в лото «Что из чего сделано?»

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан.

Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки. Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.

14. Игра «Что в магазине?»

(на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») – несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине? Ребенок: А в магазине – яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине? Ребенок: А в магазине – огурцы. И т.д. Вариант игры: Логопед: У меня яблоко, а в магазине много…(?) Ребенок: А в магазине много яблок.

15. Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному.

Морковь, свеклу. Репу, редис выдергивают.

Огурцы, помидоры, горох срывают.

Картофель выкапывают.

Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?»

Дети составляют предложения типа: Морковь выдергивают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу выдергивают. И т.д.

16. Игра «Огород» (закрепление формы, винительного падежа).

Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту.) и т. д.

17. Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление формы винительного падежа).

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.) Что можно связать?(Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т.д.)

Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.) Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.) Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

18. Игра «Что без чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда» ).

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

Машина без колеса. Шуба без воротника. Чайник без носика. Расческа без зубчиков. Грузовик без фары и т. д.

19. Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные» ).

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (сено, яблоко, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.).

На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, белка, медведь, кошка, собака, свинья).|

В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим? »

Сено дадим корове, лошади.

Грибы дадим белке.

Орехи тоже дадим белке.и т.д.

20. «Составь предложение».

Содержание: взрослый предлагает малышу смотреть на схемы предлогов и слушать отдельные слова, например: Лена — идти — школа.

Затем просит составить по этим словам предложение и обязательно включить в него любое из трех «маленьких слов». Аналогично происходит составление предложений с включением предлогов по следующим опорным словам: Лиса — лезть — нора. Коля — сидеть — стул. Дедушка — спать — диван. Жук — спрятаться — лист. Лебеди — плавать — пруд. Студентка — идти — зонт. Котёнок — играть — ковёр. Гриб — расти — ёлка. Пловцы — соревноваться — бассейн.

Все незнакомые ребенку слова, уточняются и проговариваются несколько раз. После составления каждого предложения ребенок обязательно называет то «маленькое слово», которое он использовал.

21. «Придумай предложение».

Содержание: взрослый Просит ребенка посмотреть на схемы предлогов, вспомнить пространственное значение каждого из них и по двум картинкам, соединенным стрелкой, составить предложения с каждым из «маленьких слов» по очереди.

Пример: Берёзовый лист упал на корзинку. Лена нашла в корзинке жёлтый лист берёзы. Под корзинкой лежал красивый маленький лист.

22. «Вставь «маленькое слово»».

Содержание: взрослый показывает малышу схемы предлогов, просит внимательно слушать предложения и догадаться, какое из трех «маленьких слов» пропустил Незнайка: в, на или под.

Дети отправились… лес. — Соседи торопятся… театр, — Лена любит детский сад («провокационное» задание).— Катя спешит… школу. —… столе стоит сервиз. —… ветках набухли почки. — Петух уселся… забор. — Коровы пасутся… лугу,— Земляника выросла… берёзой. — Марина идёт… зонтом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игракак средство развитиялексико-грамматического строя речи»      Воспитатель: Попова Т. А....

Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи

Данные игры могут использовать учителя – логопеды, воспитатели, родители в целях закрепления лексических тем, тем самым обогащая словарь детей, что в свою очередь способствует развитию правильной и...

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.

Статья о развитии лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....