МОДЕРНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

В своей педагогической деятельности, внедряя, азы экономической науки, мы способствуем к изучению экономики в детском саду. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста не предполагает подготовки будущих экономистов. Но, при этом ставит цель и задачи, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Цель работы заключается в развитии реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_finansovaya_gramotnost_naseleniya.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕРНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ВОСПИТАННИКОВ ДОО

В своей педагогической деятельности, внедряя, азы экономической науки, мы способствуем к изучению экономики в детском саду. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста не предполагает подготовки будущих экономистов. Но, при этом ставит цель и задачи, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Цель работы заключается в развитии реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям [1].

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережного отношения к труду и продуктам труда, формировании у ребёнка правильного представления о финансовом мире.

Развитие ребёнка, в том числе и по формированию основ финансовой грамотности, зависит и от правильно организованной предметно- пространственной среды. Содержание ППРС должно соответствовать интересам ребёнка и способствовать его всестороннему развитию.

Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно - развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

Предметно-пространственная экономическая включает предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.).

В соответствии с этим можно выделить центры:

 информационный (произведения художественной литературы экономического содержания);

 занимательно-экономический (кроссворды, лабиринты, ребусы, головоломки, экономические задачи и др.);

 деятельностно-игровой (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).

Актуальной остаётся задача знакомства детей дошкольного возраста с профессиями как с источником получения заработной платы. Решать данную задачу можно, используя плакаты или коллажи о предприятиях, работающих на данной территории. Такие плакаты может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми. Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме в различных форматах педагогом и совместное создание Google-презентаций с родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми. Используются для формирования основ финансовой грамотности
дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения
конкретной педагогической задачи.

Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство
дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду
тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег.
При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно-
ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с
темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков.

Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо
тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк,
банкомат и т.п.), необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы
с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства.
Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».

Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме,
регламентированной образовательной и совместной образовательной
деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:

 деньги, нарисованные детьми;

 картотека загадок;

 книги художественные и научно-популярные, комиксы; аудиотека;

 альбом: пословицы и поговорки в картинках;

 медиатека из презентаций;

 медиатека интерактивных игр;

 медиатека мультфильмов;

 альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;

 карточки о профессиях;

 дидактические игры;

 кроссворды;

 ребусы;

 лабиринты тематические;

 игры-путешествия;

 банковские карты;

 ненастоящие деньги;

 банкомат;

 металлические устаревшие деньги;

 альбом «Эволюция денег»;

 атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения [2]. Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).
Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие
интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Лэпбуки «Юный экономист», «Деньги и семейный бюджет» активно применяются в образовательном процессе. Пособие полезно на занятиях по финансовой грамотности, а также в индивидуальной работе с детьми. Дети узнают, что деньги бывают разными: бумажными (купюры) и металлическими (монеты); что деньги имеют достоинство; узнают, какие деньги имеют хождение на территории нашей страны; что такое валюта. Детям дают понять, что деньги в первую очередь являются средством покупки, платежа; они нужны для удовлетворения потребностей, желаний и нужд человека в условиях рыночных отношений. Кроме того, детям необходимо хорошо усвоить, что деньги зарабатывают взрослые, получают их за свой труд и что очень важно разумно распоряжаться деньгами, делать сбережения, из чего складывается семейный бюджет. Знакомят с профессиями.

Использование разнообразных форм дает воспитателю проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Специфические термины экономики и финансов сложны для восприятия детьми, поэтому, прежде всего, необходимо руководствоваться правилом доступности с учётом возраста детей [3].

Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», — играм, образовательным ситуациям, ситуациям общения, тренинга, проблемным ситуациям и др.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

Литература

1. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.

2. Емельянова М.Н. Технология организации познавательно- исследовательской деятельности в образовательном процессе
ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 9. – С. 9–16.

3. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 17–24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда по формированию основ финансовой грамотности детей подготовительной группы

ull;Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности разворачивается не только в форме непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продо...

статья «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

laquo;Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»...

статья «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

laquo;Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»...

«Модернизация развивающей предметно-пространственной среды как средство формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должн...