Технологическая карта НОД по формированию основ финансовой грамотности "Уроки бережливости"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Мамзонова Ирина Альбертовна

Технологическая карта НОД по формированию основ финансовой грамотности "Уроки бережливости" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_uroki_berezhlivosti_mamzonova.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта непосредственно-образовательной деятельности

по формированию основ финансовой грамотности   в старшей группе.

Тема: «Уроки бережливости»

Автор: Мамзонова Ирина Альбертовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка»,

г.Нефтеюганска ХМАО-Югры

Задачи: 

Образовательные:

- упражнять в сложении и вычитании чисел в пределах 10;

- закреплять понятия о семейном бюджете, о доходах и расходах;

- формировать предпосылки финансовой грамотности: познакомить с полезными привычками  быть трудолюбивым, старательным, бережливым, заботливым, экономным;  

-формировать представления о понятии «потребности», о классификации потребностей на «жизненно необходимые и «желания»

Развивающие:

-развивать логическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в команде, в паре,

-развивать умение считать деньги;

Воспитательные:

-воспитывать полезные экономические привычки, навыки сотрудничества.

Материал и оборудование: свинья-копилка, проектор и ноутбук, презентация «Полезные привычки», 2 мольберта, кружочки-наклейки для детей (6шт.  синего цвета и 6 шт. зеленого цвета), такие же наклейки на мольберты, картинки с изображением кошелька, корзины, доходов и расходов семьи, коробочка с 6 красными и 6 желтыми лентами, муляжи продуктов питания (молоко, колбаса, яйца, макароны, сыр, овощи) с ценниками на каждом продукте, корзины для покупок, слайд интернет-магазина с изображением игрушек с обозначением цены, карточки, дублирующие изображения игрушек, кошельки 6 шт, копилочки (пластиковые коробочки с крышками) 6 шт.

Этап, его продолжительность

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Результат

Психологичекий настрой,

1 мин

Воспитатель и дети встают в круг и произносят слова:

Собрались мы в круг

Справа друг и слева друг.

Начинаем заниматься

Будем очень мы стараться

Не зевать, повторять, все запоминать

Предлагает детям встать в круг, произносит  слова,

Устанавливает зрительный контакт, настраивает на предстоящую деятельность

Приветствие,

участие в игре, настраиваются на организованную деятельность

Психогимнастика    

Психологическая готовность

Мотивационно-побудительный, 2 мин

Воспитатель загадывает загадку:

Ребята, послушайте загадку:

Разрисованная хрюшка -
Не обычная игрушка.
У неё на гладкой спинке
Прорезь есть посерединке.
Свинка эта любит, детки,
Не котлетки, не конфетки
А блестящие монетки!

Дети отгадывают: копилка.
Воспитатель показывает детям копилку и задает вопросы:

- У кого дома ест копилка?

-Для чего копилка нужна?

-Кто кладет деньги в копилку?

- На что вы копите?

-О чем вы мечтаете, расскажите.

-Очень интересно. Хотите, я тоже поделюсь своей мечтой? Я мечтаю  всей семьей поехать в отпуск на море.

У каждого из нас есть мечта. Чтобы она сбылась, нужны деньги. Где же их взять?

Давайте присядем и поговорим о том, откуда в семье берутся деньги.

Создает ситуацию,  побуждающую детей к рассуждениям.

Осознают и принимают поставленную задачу, соглашаются найти выход из затруднительной ситуации, предлагают свои варианты действий

Внесение копилки -прием «яркое пятно» ,

Загадка.  Придание личностной значимости предстоящей деятельности.

Внутренняя мотивация на деятельность,  возникновение интереса к содержанию предстоящей деятельности

Актуализация,

3 мин

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним.

- Что такое семейный бюджет?

-Из каких частей он состоит?

-Что такое доходы и расходы?

    Предлагаю создать модель семейного бюджета с помощью картинок.

Для создания модели вам нужно разделиться на две команды. Обратите внимание на наклейки у вас на груди. Такие же наклейки и на мольбертах.  Команда с синими наклейками выбирает картинки, изображающие доходы семьи и прикрепляет их на мольберт рядом с кошельком. Команда с зелеными наклейками выбирает картинки с изображением расходов семьи  и прикрепляет их рядом с корзиной.  Затем один ребенок из каждой команды рассказывает о выполненном задании.

Воспитатель: Вы создали правильную модель семейного бюджета. Молодцы!

-А сейчас предлагаю  послушать  рассказ Маргариты о бюджете их семьи.

Воспитатель: Спасибо, Маргарита, за рассказ.  

Воспитатель убирает с мольберта картинки с доходами.

Направляет

деятельность

воспитанников

наводящими и

проблемными

вопросами.  Предлагает создать модель «Семейный бюджет», организует взаимодействие детей в командах, взаимопроверку.

Участвуют в

диалоге, вы-

сказывают

свое мнение.

основываясь

на имеющихся

представлениях, вспоминают ранее усвоенное,

отвечают на

вопросы, рассказывают о ситуациях из личного опыта. Делятся на две команды, участвуют в создании модели «Семейный бюджет».

Беседа, игровой прием для деления на команды,  моделирование, рассказ ребенка,

взаимопроверка, похвала.

Воспроизведение информации о семейном бюджете, необходимой для успешного усвоения

нового.

Расширение

имеющихся

представлений, 8 мин

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки с изображениями расходов семьи. Расходов очень много! Мы помним, что нам нужно осуществить нашу мечту. Давайте порассуждаем, можем ли мы от чего-то отказаться?

Попробуем все расходы поделить. Ребята из команды Тани, найдите, пожалуйста, среди расходов те, без которых человек не сможем обойтись и перенесите их на свободный мольберт.

Таня рассказывает, какие картинки перенесли.

Воспитатель: Мы разделили все расходы на две группы. Расходы, без которых человек не сможет обойтись в жизни-(пища, жилье, одежда)-это жизненно необходимые потребности.

-Расходы, без которых можно прожить. (игрушки, сладости, поход в цирк, в кино)-это наши желания.

Если мы хотим осуществить мечту, то нам нужно ограничить себя в некоторых желаниях.

Ребята, что же еще нужно делать, чтобы нам хватало денег и на потребности и на наши желания?  

Просмотр презентации «Полезные привычки и навыки в повседневной жизни».

2 слайд: фрагмент м/ф «Уроки тетушки Совы»: разбросанные игрушки, вещи.

-Почему тетушка Сова недовольна таким беспорядком в комнате?  Что случится, если мы будем небрежно обращаться со своими и чужими вещами (бросать, ломать, портить)? ( Дети рассуждают)

Вы правы, нужно имеет привычку быть бережливыми и аккуратными, чтобы вещи, игрушки как можно дольше нам служили. Тогда не придется тратить много денег на покупку новых вещей.

3 слайд: фрагмент м/ф «Уроки тетушки Совы» текущая вода, включенный свет и телевизор.  

-Почему в сюжете говорили о том, что денежки утекают, сгорают? (Дети рассуждают) В каждой квартире есть счетчики, которые отсчитывают количество израсходованной воды, электричества. Чем больше тратим, тем больше платим.  Поэтому надо быть экономными. Мы с вами в детском саду можем экономить не только воду и электричество, но и бумагу, пластилин, фломастеры. Нужно брать столько бумаги и пластилина, сколько нужно для рисунка или поделки. Колпачок на фломастерах нужно всегда закрывать, чтобы они не высыхали и дольше нам служили.  Вот еще одна полезная привычка-быть экономными. А сэкономленные деньги можно положить в копилку на свою мечту или желание.

3 слайд

Чтобы не болеть и не тратить много денег на лекарства, что нужно делать? (ответы детей)

Нужно заботиться о своем здоровье : гулять на свежем воздухе, заниматься физкультурой, закаливаться.

 4 слайд

А чтобы не болели старшие члены семьи, родители, бабушки, дедушки, что нужно делать? Заботиться друг о друге, не огорчать, радовать друг друга, помогать друг другу в домашних делах. Как вы думаете, вы можете помочь своим родителям в выполнении домашних дел? (дети делятся опытом)

Молодцы! Если вы с детства, помогаете взрослым, стараетесь, значит, у вас есть полезная привычка-быть заботливыми , внимательным и трудолюбивыми.

Итог: Ребята, какие же полезные привычки помогают человеку правильно планировать расходы, чтобы денег хватало на необходимые покупки и на удовольствия?

Молодцы!

Объясняет, расширяет представления о полезных экономических привычках,  

подводит детей к выводам о полезных привычках,

Организация

взаимодействия

в достижении

результата

Рассматривают,

сравнивают.

Участвуют в обсуждении

Отвечают и задают

вопросы.

Составляют

связные

высказывания, делают

выводы (с помощью воспитателя)

Приемы активизации

самостоятельного мышления

детей.

Беседа, рассказ

воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией, демонстрация

презентации, обсуждение.

Осознанные,

сформированные

представления о полезных экономических привычках, о классификации потребностей на «жизненно необходимые потребности» и «желания».

Любознательность и

активность

Динамическая

пауза, 1 мин

Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка (проводит ребенок).

Смотрят глазки влево -вправо,

Смотрят глазки вверх-вниз,.

Что увидят наши глазки?

Ну, куда мы забрались?

Мы нашли богатый клад, повороты головой вправо-влево , наклон вперед)

Каждый кладу очень рад, (дети хлопают в ладоши).

Стали думать, как нам быть (пожимают плечами)

Как же клад нам разделить? (руки в замок, 3 наклона  вперед)

Чтоб хватило всем друзьям,(указывают поочередно друг на друга)

Делим ровно пополам (хлопок в ладони, руки в стороны).

Проведение физкультминутки

Участвуют в

игре,  выполняют физические

упражнения.

 

Игровые приемы

Снятие напряжения, эмоциональная

и физическая

разрядка. По-

лучение нового

игрового опыта

Практическая

работа , 8 мин

-Мы сегодня много узнали о том, что нужно делать, чтобы осуществить свою мечту. Попробуем применить наши знания в игре? Для этой игры вам нужно разделиться на пары. В этом нам поможет коробочка с лентами. Возьмитесь за концы лент и потяните. Каждая пара получает кошелек с 10 рублями и копилочку.

Те, кто выбрал красные ленты, пойдут в магазин самообслуживания за продуктами для ужина.

Представьте, что вы семья. Вы получили зарплату. Вам нужно в магазине купить на эти деньги необходимые продукты для приготовления ужина и сэкономить деньги, чтобы положить в копилку на мечту.

Те, кто выбрал желтые ленты, будут выбирать подарки на день рождении в интернет-магазине. Вас пригласили на день рождения к близнецам, к мальчику и девочке. Вам нужно выбрать два подарка в интернет- магазине. Помните, что, если у вас останутся деньги, вы можете положить их в копилку.

Время для посещения магазина будут отсчитывать песочные часы.

Удачных покупок!.

После совершения покупок дети присаживаются на стульчики.

Вопросы к детям:

-У кого получилось сэкономить?

-Давайте проверим, правильно ли вы посчитали стоимость ваших покупок?

2 пары рассказывают о результатах покупок.

Выходим в круг.

-Молодцы, ребята. Вы смогли правильно посчитать деньги, сделать правильный выбор продуктов и подарков и положить деньги в копилку. 

У русского народа очень много разных пословиц и поговорок, есть  о бережливости и экономии. Какие пословицы вы знаете? (дети называют пословицы)
Копейка рубль бережет. 
Доход не живет без хлопот. 

Бережливость – главное богатство. Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.

Организует

практическую деятельность,

взаимодействие детей в парах для  достижения результата,  оказывает необходимую помощь, эмоциональную

поддержку,  

Выполняют

практическую

работу: выбирают товары, считают деньги, потраченные на покупку и кладут деньги  в копилку. Взаимодействуют с другими детьми в парах

и с педагогом

(задают  вопросы,

помогают,

договариваются

распределяют

действия в сотрудничестве)

Моделирование игровой ситуации .

Парная форма организации деятельности

дидактическое  

упражнение «Состав числа 10 и двух меньших», прием деления на

пары «коробочка с лентами»

Овладение умением считать деньги, упражнение в сложении и вычитании чисел в пределах 10.

Овладение умениями

слушать взросло-

го и выполнять

его инструкции.

Овладение

конструктивными способа-

ми взаимодействия со сверстниками в паре

Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин

Вопросы к детям:

-Ребята, что полезного вы сегодня узнали?

 - Какие полезные привычки помогут нам накопить на мечту?

Я очень рада, что у вас уже появились привычки быть бережливыми, экономными.

Не зря мы сегодня потрудились!  

Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния.

Беседа, обсуждение.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.

Использованная литература:

1.  Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет.

2. Играем в экономику: комплексные занятия , сюжетно-ролевые и дидактические  игры. Авт-сост. Л.А.Киреева, Волгоград: Учитель, 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»

Целью занятия выступает обогащение представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусства...

Технологическая карта ИОС по формированию основ экологического развития

В предложенном материале предоставлен конспект игровой образовательной ситуации по экологическому развитию по теме "Наблюдение за туей". Поставлены задачи по познавательному развитию: обучаю...

Технологическая карта к совместной деятельности с детьми 6-7 лет, с ОВЗ по формированию основ финансовой грамотности. «Путешествие в страну Экономика»

Цель: формирование основ финансовой грамотности, раскрыть сущность понятий: деньги, банковская карта, банк, наличные и безналичные денежные средства.Задачи:Образовательные: Формировать умение распреде...

Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»

Тема занятия«Тоня и Потап»Возрастная группаСтарший дошкольный возрастЦель:Обогащать представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусстваЗадачи:Обучающие:...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольного возраста

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкол...

Технологическая карта по формированию основ финансовой грамотности

Технологическая карта по формированию основ финансовой грамотности Тема занятия: «Деньги и банк»  Возрастная группа: старшая группа.Форма организации: фронтальная.Цель занят...