Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ольга Михайловна Мурашова

Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_strane_ekonomika.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №23»

г.о. Электросталь

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по формированию финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Путешествие в страну Экономики»

                  Составила:                                                                                                                                                             воспитатель высшей кв.категории                                                                                                                   Мурашова О.М.

                                                            2020г.                                 

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

- расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.

- формировать умения выражать свои мысли и анализировать.

- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.

- опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

- развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.

- закреплять умение выполнять математические вычисления.

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные:

- воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

- обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.

Материал: Для эксперимента: стол, магнитная доска, тарелка с водой, железная монета, бумажная купюра (не настоящая, карта, куда будут дети вносить результаты опытов. Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом, конверты с заданиями, магазин с товарами.

Словарная работаэкономикаэкономный, доход, расход, семейный бюджет, цена, деньги

Предварительная работа: сюжетно ролевая - игра «Магазин», рассматривание иллюстраций валюты разных стран.

Ход образовательной деятельности.

     Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости? (ответы детей)

     Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Воспитатель: ребята я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется. «Три копейки на покупку».

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей даё т: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

И на сдачу, можешь даже,

И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.

- А что значит быть экономным? (ответы детей)

Воспитатель: Я хочу вас пригласить в школу «ЭКОНОМИКИ». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи.

Чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, закроем глаза, возьмёмся за руки и сосчитаем от 10 до 0 всем вместе. Открываем глаза. Вот мы и в школе.

2. Основная часть.

Воспитатель демонстрирует копилку.

Воспитатель:

- Ребята, что это такое?

- Для чего нужна копилка?

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?

Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?

«Ребята, а сейчас вы ответите на мои вопросы, за каждый правильный ответ заработаете по 1 рублю»

1. Ваши родители ходят на работу и получают за свой труд (зарплату)

2. Бабушки и дедушки уже не работают, но получают от государства (пенсию)

3. Братья и сестры учатся в институтах, колледжах, за хорошую учёбу получают от государства (стипендию)

4. Маленькие дети тоже не могут работать, поэтому государство тоже платит им (детское пособие)

5. Если сложить все деньги, которые получают члены семьи, это называется (доход семьи)

6. Семья платит за свет, отопление, детский сад, питание, это называется (расходы семьи)

Ребята, а сейчас давайте определим, что является доходом, а что расходом в семье:

Мама продает урожай фруктов (доход)

Купить подарок на день рождения (расход)

Выиграть в лото (доход)

Оплата за воду (расход)

Бабушка заболела, купила лекарства (расход)

Выиграла приз (доход)

Поход в кинотеатр (расход)

Потеряла кошелёк (расход)

Продала бабушка пирожки (доход)

Заплатили за квартиру (расход)

Поездка на море (расход)

Купили куклу (расход)

Воспитатель: давайте вспомним сказки, в которых упоминается о деньгах или покупках.

1. Героиня сказки нашла монету и обменяла ее на самовар. (муха-цокотуха, К. И. Чуковский, «Муха-цокотуха»)

2. Герой этой сказки продавал на рынке корову, но резко передумал, сказав: «Такая корова нужна самому». (старик, сказка С. В. Михалкова «Как старик корову продавал»)

3. Герои этой сказки отправились в лес искать клад, чтобы купить корову. (дядя Федор, Шарик, кот Матроскин, Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

4. Герой в этой сказке случайно узнал волшебные слова, благодаря которым смог открывать вход в гору с сокровищами. (Али-баба, арабская народная сказка «Али-баба и сорок разбойников»)

5. Герой этой сказки вел подсчет, выгодно ли ему жениться? (крот, Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»). Вопрос второй команде.

6. Герой этой сказки зарыл деньги в землю, чтобы вырастить денежное дерево. (Буратино, А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Чтобы настроиться на игру, проведем финансовую разминку.

Педагог приглашает всех участников в круг,

Раз, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем - разжимаем кулачки)

Один и два - оплатим дом

Дом, в котором мы живем (загибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка – одежду купить (средний пальчик)

На четвертую монетку

Купим с вами есть, и пить (указательный)

Ну а пятую дружок

Пока спрячем в кошелек (прячем большой палец в кулачок)

Практическое задание. «Найди российские деньги».

Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят? ( предполагаемый ответ: с деньгами)

- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.

Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)

- Как называются наши деньги? (Рубль).

Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? (ответы детей)

Воспитатель: А может мы это проверим? Давайте пройдем в мини лабораторию. Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории? (ответы детей) Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? ( предполагаемый ответ: чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

Воспитатель: как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске. Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента? (ответы детей)

1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать (бумага мнётся, рвется; монета нет)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент: Что будем делать дальше? Посмотрите в карту. (ответы детей)

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит? (ответы детей)

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.

Вывод: плюс монетке.

А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

- Может, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

Вывод: Что выигрывает? Ставим плюсик в нашей карте для купюры

4 Эксперимент

Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки (купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. (дети проверяют) Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает? (ответы детей)

Воспитатель: А что значит ничья? (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? (ответы детей)

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате? (ответы детей)

Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?

(Дети спрашиваю гостей удобно ли им пользоваться картой.)

Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу все получаете по монетке.

Физминутка "Считаем денежки"

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем деньги мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на правой руке у вас.

А теперь наклонитесь столько раз, сколько пальцев на левой руке у вас. Загадки «Экономические понятия».

(на экране высвечиваются загадки экономических понятий, тому, кто первым ответит правильно, дается 1 рубдь)

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Коль трудился круглый год, будет кругленьким (доход)

Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).

На товаре быть должна обязательно (цена)

Будут целыми, как в танке, сбережения ваши (в банке)

И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату)

Чтоб семья жила без бед, положи доход в семейный (бюджет)

Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет (Монета).

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт (кассир).

Воспитатель: Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Теперь вы можете смело идти в магазин. Но магазин не простой. Вы в этом году пойдёте в школу и вам надо купить некоторые школьные принадлежности. Как называется такой магазин, в котором можно купить школьные принадлежности (канцтовары)

Каждый товар имеет свою цену. Вот вы её и определите.

Карандаш стоит 1 рубль

А тетрадь стоит на 1 рубль больше, чем карандаш. (2 рубля)

Обложка на тетрадь стоит на 1 рубль больше, чем тетрадь (3 рубля)

Ручка стоит на 2 рубля больше, чем тетрадь (4 рубля)

Воспитатель: Сколько всего денег потратили на покупку? (10 рублей)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги?

Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).

Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?

Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).

Воспитатель: Правильно, а как это сделать?

Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги)

- Мы с вами узнали сегодня много интересного, узнали много новых слов, пора нам возвращаться в детский сад. Но ковер самолет не взлетает просто так, нужно выполнить задание:

Игра «Наоборот» и помощниками нам в этом будут экономические слова.

Трудолюбивый - ленивый

Покупатель - продавец

Много - мало

Дорого - дешево

Богатый - бедный

Доход - расход

Тратить - копить

Воспитатель: вот мы и вернулись из страны Экономика. А чтобы было, куда складывать наши накопления сделаем кошельки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Мастер - класс для воспитателей, направленный на привитие у детей дошкольного возраста финансовой грамотности...

Картотека конспектов, игр по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Картотекаконспектов, игр поформированию финансовой грамотностиу детей дошкольного возраста....

Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Методическая статья. «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Статья освящена описанию игры как средства формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников. Описаны разные виды игр, которые можно применить со старшими дошкольниками для приобщение р...

Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей 6-7 лет. « ЗНАКОМСТВО С ДЕНЬГАМИ»

Цель : Познакомить детей с историей появления  денег.Задачи:*образовательные:   познакомить с историей возникновения денег, и дать представления о монетах достоинством 1, 2, 5 и 10 рубл...

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

laquo;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...