Мастер-класс для педагогов "Дети и финансы"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Юткина Наталья Николаевна

На мастер-классе педагоги знакомятся с  квиз-технологией и финансовой грамотностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_kviz_tehnologii.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов с использованием КВИЗ технологии

«Дети и финансы»

 

Подготовила: Н.Н. Юткина

воспитатель 1 категории

Квиз (от англ. quiz) - это слово означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая "викторина", хотя, в последнее время, нередко можно встретить и употребление упомянутого выше англицизма.

Наряду с множеством современных образовательных технологий квиз тоже нашел свое место в образовательном процессе как активная форма организации учебной деятельности. Вариантов использования данной игровой технологии можно привести несколько: например, при обобщении материала по дисциплине можно провести квиз,  для обучающихся по пройденной теме, разделу, курсу. Для актуализации и мотивации учебной деятельности так же квиз не заменим.

Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение.

Основу состязания - игры составляют вопросы. Подбирая вопросы необходимо придерживаться правил: они не должны быть слишком простыми или сложными, так как не смогут привлечь внимание игроков, и тематика вопросов должна соответствовать интересам участников. Сложность вопросов может быть одинаковой по ходу игры, или меняться. Во втором случае сложность должна нарастать по ходу игры. Очень важно чтобы вопросы были различного формата от простого текстового представления информации до видеоряда.

После подбора вопросов определяется ход  игры. Игра может быть командной или индивидуальной, кому будет принадлежать право выбора вопросов (или его темы) - игрокам или ведущему. На каждом игровом этапе должен производиться подсчёт очков, данная информация должна быть доступна и озвучена грающим. После завершения игры подводятся итоги и награждаются победители и призеры. Если проводится серия соревнований, то можно составить рейтинг команд (игроков), отсортировав, например, по сумме очков, набранных в играх. Если игра командная, то можно дополнительно отмечать особо результативных игроков, включив их в отдельный рейтинг.

Для демонстрации преимуществ  образовательных игр, освоения технологии разработки и проведения игры, в рамках повышения квалификации для педагогов  мною был разработан и проведен квиз.

Цель квиз – обобщение и систематизация знаний по курсу:    «Экономическое воспитание дошкольников».

Ход мастер - класса


Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Ведущий: Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
Ведущий: Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)
Ведущий: Что сколачивают из денег? (капитал)
Ведущий: Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)

Ведущий: Действительно все так, и я рада приветствовать вас на мастер-классе, который пройдет у нас в виде квиз-игры.


Цель: сформировать у педагогов представления  в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?».

Ведущий: Уважаемые коллеги, начнем нашу игру, проведем разминку.
Приготовьте свои руки и сожмите их в кулаки - «Будем денежки считать»:
Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук)


Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак)


Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.


Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)


Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Ведущий: И так, разминка прошла успешно. А сейчас начнем игру. За каждый правильный ответ –  вы будете получать одну денежную купюру. По итогам игры определим победителей, набравших большее количество денежных купюр.

 

Первое игровое задание - «Анаграммы» - составьте правильные слова из представленных:
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
РАПЛАТАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
КАБН (банк)
ГИНЬЕД (деньги)

Ведущий:
Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена»: можно услышать много разных суждений, часто противоположных.
По нашему мнению, взрослых людей, деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей. Человек думает не столько о деньгах, сколько о качестве своей жизни.

У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость.
В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.
Само слово «деньги» станет постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага.
Формирование отношения ребёнка к деньгам  начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.
Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.

 Ведущий: Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим «Кроссворд»
1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

Ведущий: 

Вопрос: Какие жизненные ситуации способствуют ознакомлению детей дошкольного возраста с деньгами? К какому опыту эти ситуации приводят?
(покупки в магазинах, стрижки в парикмахерской, зубная фея приносит, денежные подарки на дне рождения, получение денег за выполнение чего-либо и т.д.)
То есть дети видят, как мы тратим деньги, мы даем деньги детям.
С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит «Не приставай!»
(дети понимают, что на деньги можно что-либо купить; чтобы что-то купить, надо деньги отдать; имея денежные накопления – учатся тратить).

Ведущий: Следующий вопрос: Что дети знают о наличии денег у родителей? Как деньги или любое детское благо достается ребенку?

Первый опыт в отношении денег дети получают в семье, слушая разговоры родителей и наблюдая, как те расплачиваются в магазинах за покупки наличными деньгами или банковской картой. Они как губка впитывает понятия, образ мышления, манеру поведения.
 Давайте рассмотрим следующие ситуации:
Детям дарят денежные подарки (высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)
Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские психологи считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли».
Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».
- Детям дают деньги за выполнение, каких- либо домашних дел, за примерное поведение (родители высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)
Когда родители щедро финансируют ребёнка, они пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним, считая, что свою заботу и любовь они могут компенсировать деньгами. Категорически не рекомендуется платить ребенку за помощь по дому. Ведь внутри семьи у всех равные права и обязанности. Не следует также «покупать» хорошее поведение у маленьких детей.
Детям дают карманные деньги (родители высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)
Общее мнение педагогов и психологов в том, что карманные деньги детям нужны. С точки зрения Антона Семеновича Макаренко, карманные деньги детям необходимы, так как их наличие заставляет ребенка планировать, экономить, рассчитывать, т.е., получать бесценный социальный опыт.
Самое главное – объяснить ребенку, что раз у него появилось право распоряжаться пусть небольшими, но деньгами, то появились и новые обязанности – например, в чем-то помогать по дому.

Ведущий: Учитывая то, что в настоящее время у детей уже дошкольного возраста появляются некоторые денежные средства, необходимо объяснять и помогать им в их использовании. Поэтому поводу предлагаю вам игу.
Игра «Груша и яблоко». 

Цель: Научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Нарисуйте, пожалуйста, на одной стороне бумаги грушу. А на оборотной стороне листа – яблоко. Вырежьте сейчас и грушу, и яблоко.
Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. И учить этому ребенка бесспорно нужно.

Ведущий: Как  можно научить детей обращению с деньгами?
1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц.

2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.
3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.
4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.
5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.

Ведущий: Следующее задание: литературные загадки о деньгах.
1. Автор произведения первой детской книжки с денежной тематикой. Ответ: К.И. Чуковский «Муха — Цокотуха».
2. Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»? Ответ: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого.
3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор:

«Клад - это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

- А зачем?

 - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

- Я? Про запас.

- Вот и они про запас» Ответ: Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского
4. Какие деньги ввёл на своём острове царь Гвидон? Ответ: Золотые монеты. («Все скорлупки золотые. ...Из скорлупок льют монету да пускают в ход по свету».)

Ведущий:  Вот и подошла к завершению наша игра. Конечно, остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Дети и деньги». И мы, несомненно, продолжим работу в этом направлении.
Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними.
А сейчас посчитайте свои доходы. Это поднимает настроение. Спасибо вам всем за работу. Сегодня каждый имеет свой доход, не важно, какой он, важно то, что вместе мы сила – и в игре побеждает дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса для родителей «Финансы для детей»

Мастер класс для родителей Финансы для детей...

мастер класс для педагогов«Чтоб про финансы больше знать ,будем в игры мы играть»

совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности детей....

Мастер - класс для "Азбука финансов"

Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. И начнем мы с азов....

Мастер - класс Дидактической игры "Финансы"

Мастер - класс дидактической игры "Финансы"...

Мастер – класс для родителей. «Азбука финансов»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры.Задачи: - расширить представление родителей об их роли в развитии...

Мастер класс для родителей "Почему важно говорить с детьми о финансах".

Мастер класс для родителей, целью которого является повышение финансовой культуры родителей в игровой форме....

Мастер-класс "Викторина с родителями и детьми подготовительной группы «Семья в мире финансов»

Цель викторины: расширить представления родителей о важности финансово- экономического образования дошкольников, а также об их роли в развитии финансовой грамотности. Викторина проходила в соревн...