Моя педагогическая находка: «Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Аксенова Ольга Григорьевна

Материал предназначен для воспитателей . В докладе раскрывается значение квест - технологии при обучении детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konkurs_2023.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Рогнединский детский сад « Солнышко»

Моя педагогическая находка:

«Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

                                                                    Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Аксенова Ольга Григорьевна

Стаж работы: 16 лет

Образование: высшее

Слайд №1

Моя педагогическая находка:

«Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Слайд №2

«Сделать серьёзное занятие

для ребенка занимательным –
первоначальная задача обучения»
К. Д. Ушинский

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Но, к сожалению, не все родители беседуют с детьми о деньгах, о том откуда они берутся и их разумной трате.

И если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение, которое может привести к серьёзным потерям для бюджета семьи в будущем.

Слайд №3

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Требования современного общества сделали проблему формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста актуальной.

Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге нового этапа жизни – перехода из учреждения дошкольного образования в учреждение общего среднего образования, где дети будут получать свои первые карманные деньги, и их распределение должно быть осознанным. Без азов финансовой грамотности здесь никак не обойтись, так как навыки управления финансами способствуют формированию независимой личности, способной достигать поставленных целей, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.

В качестве средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста я использую различные виды игр, т.к. игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Но традиционные формы работы с современными детьми не всегда эффективны. Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявлять себя. Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет я натолкнулась на интересную идею – организацию образовательной деятельности в виде игры – квест.

Слайд № 4

 Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего.

Ученый разрабатывал инновационные приложения для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

Слайд №5

Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.

Во многом опираясь на труды Л. С. Выготского Т. Марч утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить педагог. Опоры - это помощь учащимся работать вне зоны их реальных умений В работах отечественных ученых не было единого взгляда на сущность квеста, что и не удивительно, поскольку, на тот момент она, являясь сравнительно новой технологией в педагогике. Проблемой квестов в нашей стране занимались Андреева М. В., Быховский Я. С., Николаева Н. В. и другие..

В основе моей работы положена идея Роберта Кийосаки: «Лучшая финансовая информация не всегда доступна. Надо отправиться на её поиски». 

 По мнению С. А. Осяк ,квест-игра способствует формированию людей нового поколения, неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения.

Изучив методическую литературу и проведя анализ результатов наблюдения, я пришла к выводу, что финансы – довольно сложная тема для детей и здесь важно создать мотивацию к образовательной деятельности, увлечь, заинтриговать воспитанников. И , именно, квест – игра мне в этом и помогает.

Слайд №6

 «Квест» (от англ. Quest- «поиск, предмет поисков, поиск приключений»)- это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. В ходе проведения квеста, дети не только овладевают необходимыми представлениями, умениями и навыками, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, учатся отстаивать свою точку зрения, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, т. е. добывают знания самостоятельно, что немало важно для обучения в школе.

Слайд №7

Цель моего опыта работы : формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через использование квест-игр.

Слайд №8

Задачи  :

- изучить методическую литературу по формированию финансовой грамотности

у воспитанников старшего дошкольного возраста и использованию квест-игр в образовательном процессе;

-пополнить предметно-пространственную среду группы, способствующую формированию финансовой грамотности у воспитанников;

-составить конспекты финансовых квест-игр для детей старшей возрастной группы и применять их в практике работы с воспитанниками

Начала я свою работу по данной теме с составления плана работы по финансовой грамотности, разработки системы квест – игр, которые я включила в план и

Слайд №9 создания в группе уголка финансовой грамотности. В котором находятся:

Слайд №10

- дидактические игры: «Какие ошибки допустил художник?», « Кому что нужно?»,

 « Мы – бережливые», « Решение арифметических задач» и другие.

Слайд №11-12

- сюжетно – ролевые игры « Магазин», « Парикмахерская», «Кафе».

Слайд №13

- наглядный материал к беседам, «В общем о деньгах», « Полезные экономические навыки и привычки в быту».

- альбомы для рассматривания « История денег в России», « Денежные единицы других стран».

- книжка- раскраска «Как сорока карту потеряла».

- картотеки стихотворений о труде, о профессиях, загадки о труде, о профессиях, пословицы и поговорки о труде, о деньгах.

Слайд №14

- художественная литература на тему финансовой грамотности.

Слайд № 15

 План подготовки квест – игр включает следующие пункты:

1. Разработать сценарий

2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий

 3. Подготовить музыкальное сопровождение

4. Разработать презентацию для вступительной части

5. Оформить наглядные материалы («карты»)

6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий

7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

Слайд №16

При выборе заданий для своих квестов пользовалась программой Банка России  автор-составитель Анна Демьяновна Шатова « Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», предназначенной для детей 5-7 лет. К этой программе прилагаются сборники методических  и демонстрационных материалов. Что очень удобно использовать в работе.

Слайд №17

По построению сюжета квесты бывают следующих видов: линейный, штурмовой и кольцевой.

1) линейные – игра построена по цепочке; разгадав одно задание, участники получают следующее и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

2) штурмовые – игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом выбирают пути решения задач;

3) кольцевые – представляют собой тот же линейный квест, но замкнутый в круг, команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Чаще всего в своей работе я  использую линейные квесты, где участники по определенному маршруту перемещаются от одной точки к другой выполняя различные задания, пока не достигнут цели.

Слайд №18

Для составления маршрута использовала разные варианты :

-Маршрутный лист (на нем могут быть написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, ответ на которые и будет то место, куда надо следовать);

-«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться, постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

-Карта (схематическое изображение маршрута);

-«Волшебный экран» (ноутбук или планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны отправиться участники);

-Следы

Слайд №19

Формируя финансовую грамотность с использованием квест-игр, я придерживаюсь определённых принципов и условий:

- игры и задания должны быть безопасными;

- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;

- в содержание сценария необходимо включать разные виды деятельности;

- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

- рассчитать время на выполнение заданий так, чтобы дети не устали и сохранили интерес;

- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью эффекта неожиданности, сюрпризного момента, музыкального сопровождения, предметно – пространственной среды;

- воспитанники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся например: найти клад, помочь герою, расследовать происшествие);

- роль педагога в игре — направлять детей, на правильное решение, но окончательные выводы воспитанники должны делать самостоятельно.

Слайд №20

Я считаю, конечно, что  формирование финансовой грамотности невозможно без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Проведя анкетирование с родителями на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», я сделала выводы, что многие родители не достаточно имеют представления об этой теме, а большинство родителей считают тему финансовой грамотности для дошкольников не очень важной .С этой целью я провела консультации: «Финансовая грамотность дошкольника», « Дайте ребенку знания о деньгах», постоянно пополняю стенд наглядной информацией: «Полезные советы родителям по экономическому воспитанию в семье», памятка « Воспитание у детей культуры денежных отношений», также привлекала родителей к созданию альбомов и игр по данной теме, включала родителей непосредственно в саму квест – игру.

Слайд № 21- 27

В конце своей работы я сделала вывод: что создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Использование квест - игр по формированию основ финансовой грамотности позволили развить интеллект, расширить кругозор ребенка, активизировалась познавательная деятельность детей, усовершенствовались коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе, дети стали сплоченнее работать в команде, умеют договариваться, помогать друг другу. Родители тоже стали больше уделять внимание теме финансовой грамотности, с удовольствием принимают участие в наших квестах, помогают в пополнении уголка финансовой грамотности.

Слайд № 28

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия, а также получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест- игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Слайд №29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель:   раскрыть сущность...

Квест-игра по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "КАК ЛИСИЦА ЗАЙЧИШКУ ОБМАНУЛА"

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об основных понятиях рыночной экономики современного общества с помощью игровой деятельности.https://www.youtube.com/watch?v=R7IG...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья раскрывает особенности по работе с детми по теме финансовая грамотность....

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством квест - игр

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством квест - игр...

Квест-игра по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Как заяц Лисе дом хотел купить»

Квест состоит из 3 этапов движения по сюжету. Группа детей объединена в одну команду, которая передвигается по пунктам. Цель движения – найти монеты для Лисы, правильно выполняя задания. На кажд...