Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Карянова Валентина Петровна

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Занятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".

Цель:   раскрыть сущность понятий: «деньги», «монета», «купюра».

Задачи:

-закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

- учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства;

- помочь детям осознать роль денег в жизни людей.

 

Занятие №2 «Достоинство монет и купюр».

Цель:учить устанавливать соответствие между достоинством денег и количеством монет и купюр.

- закрепить   понятия: «деньги», «купюра», «монета»;

- дать детям представления о достоинстве монет и купюр;

 - учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

 

Занятие №3 «Магазин. Виды магазинов».

Цель: уточнить представления  детей о разных видах магазинов.

- ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты;

- учить распределять предметы " для продажи" по разным видам магазинов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_po_finansovoy_gramotnosti.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Занятие №1 «Деньги. Купюра. Монета»

Цель:

- раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;

- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

- учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства;

- помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

Материал:

        Копилка с набором разных монет и купюр; таблички со схематическим изображением купюр (квадратные таблички) и монет (круглые таблички).

     Предварительная работа:

На занятиях по трудовому воспитанию или в свободное для деятельности время изготовить таблички со схематичным изображением купюр и монет. Можно квадратные таблички изобразить зеленым цветом, а круглые таблички – желтым цветом. Собрать набор монет и купюр разного достоинства. Так же следует предложить рассмотреть детям до занятия купюры и монеты, чтобы в последующем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и купюрой.

    Ход занятия:

  1. Теоретическая часть.

- Ребята, я шла утром сегодня к вам в садик и по дороге нашла интересный предмет (демонстрирую копилку).

- Что это такое?

- Для чего же нужна эта копилка?

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

- Хорошо. Давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны, чтобы:

  • Для покупки продуктов питания;
  • Для оплаты бытовых услуг;
  • Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)
  • Для оплаты услуг. Каких?
  • Для оплаты проезда на транспорте;
  • Для покупки подарков;
  • Помощь бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.

   

 2. Практическая часть

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вам интересно узнать, что же лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им.

- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак).

- Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям и, хором проговариваем вместе с детьми.

- Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось. Давайте достанем (достаем купюры). Как можно назвать эти деньги?

- Правильно, купюры. А какие они?

- Бумажные, прямоугольные, шуршат (можно продемонстрировать шуршание купюрой).

- Какие купюры вы знаете? Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, и затем проговариваем хором.

- Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак купюры и наоборот.

  • Монета круглая, а купюра…
  • Купюра бумажная, а монета…
  • Монета звенит, а купюра…
  • Монета металлическая, а купюра…

- Хорошо, справились и с этим трудным заданием.

    3. Заключение.

- Итак, ребята, покажите мне:

  • Монету
  • Купюру
  • Монету в 5 копеек
  • Монету в 1 копейку.

Занятие №2 «Достоинство монет и купюр»

Цель:

- закрепить у детей понятия «деньги», «купюра», «монета»;

- дать детям представления о достоинстве монет и купюр;

- учить устанавливать соответствие между достоинством денег и количеством монет и купюр;

- учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр;

Материал:

Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности;

Предварительная работа:

Изготовление материала: «поезда монет и купюр». В повседневной деятельности предлагать детям поиграть деньгами, чтобы дети запоминали и различали монеты и купюры. Морфологическая таблица признаков монет и купюр.

Ход занятия:

  1. Повторение пройденного материала.

- Посмотрите, ребята, у меня есть таблица (демонстрирую морфологическую таблицу)

Деньги

Материал

Форма

Звук

Монета

(иллюстрации)

            о

              З

Купюра

(иллюстрации)

            

             Ш

 

- Давайте, мы с вами попробуем заполнить ее. В первой строчке написано слово «монета».

- Из чего она сделана?

- Какой формы?

- Какой издает звук?

- Итак, монета – это…

Таки же образом заполняем строчку со словом «купюра».

- Молодцы, хорошо запомнили признаки монет и купюр.

    2. Теоретическая часть.

- Ребята, мы сравнивали с вами монету и купюру, а можно сравнить между собой две монеты? Они будут отличаться между собой?

- Если сравнивать две одинаковые монеты, например, 5 копеек, они отличаются между собой? Нет, так как  монеты в 5 копеек одинакового достоинства (показываю монеты по 5 копеек).

- Какие здесь лежат еще монеты одинакового достоинства? Маша, покажи.

- Саша, есть еще монеты одинакового достоинства? Покажи.

Рассматриваем монеты одинакового достоинства. Добиваемся произнесения детьми полного предложения: «Монеты в 5 копеек одинакового достоинства».

- Сейчас мы с вами рассматривали монеты одинакового достоинства, а покажите мне монеты разного достоинства. Саша?

- Кто еще мне покажет монеты разного достоинства? Почему вы так решили, что эти монеты разного достоинства?

- Посмотрите, монеты 5 копеек и 5 рублей разного достоинства? Чем они отличаются между собой?

- Правильно, 5 рублей больше монета, чем 5 копеек. Возьмите в одну руку монету в 5 копеек, а в другую монету в 5 рублей. Какая монета тяжелее?

- Что можно купить на 5 копеек? А на 5 рублей?

- Правильно, на 5 рублей можно больше купить продуктов, товара, чем на 5 копеек. Сейчас на 5 копеек, наверное, ничего не купишь. А чтобы люди различали монеты по достоинству их и делают разными. Возьмите в руку 1 рубль и 5 рублей, что большего достоинства? Как вы узнали?

Далее можно предложить детям найти монеты разного достоинства и показать, подняв руки вверх, чтобы воспитатель мог определить, все ли дети усвоили данную тему. Таким же образом мы разбираем с детьми купюры разного достоинства, находим отличительные и сходные признаки

3. Игра «Поезд монет и купюр»

- К нам в гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет?

- Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?

- Давайте поместим в первый вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет монета?

Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.

- Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 копейка).

Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками?

- Ребята, а можно расселить по вагонам купюры таким же образом (дети расселяют купюры по вагонам).

4. Чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку».

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей дает: «Вот!

Купи мне самолет, а еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

- Сможет ли мама купить то, что попросил мальчик?

- Хватит ли маме три копейки, чтобы купить все, что хочет сын?

5. Вывод по теме.

- Итак, ребята, сейчас возьмите в руки монеты и разложите их в коробочки с монетами одинакового достоинства (дети раскладывают монеты).

Занятие №3 «Магазин. Виды магазинов»

Цель:

- ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, находить сходные и отличительные черты;

- уточнить у детей представления о разных видах магазинов;

- учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;

Материал:

Иллюстрации с изображением  предметов представленных в разных видах магазинов (хлебные изделия, одежда, обувь, промышленные товары), ватман с условными изображениями разных видов магазинов.

Предварительная работа:

До начала занятия можно провести игру с детьми в «Магазин», где дети могут использовать предметы разных видов, чтобы дети могли иметь представления о разных видах товаров.

Ход занятия:

1. Теоретическая часть.

- Кто, ребята, был в магазине?

- Что такое магазин?

- Что вы там делали?

- Что можно купить в магазине?

- Какие магазины вы знаете или часто посещаете?

2. Игра «Если…, то…»

- Ребята, я вам буду говорить предложение, а вы должны будете продолжить это предложение, например, «Если пойти в овощной магазин, то, что там можно купить?».

  • Если пойти в обувной магазин, что там можно купить?
  • Если пойти в магазин одежды, что мы там купим?
  • Если пойти в мебельный магазин, что мы там купим?
  • Если пойти в продовольственный магазин, что там можно купить?
  • Если пойти в промтоварный магазин, что там можно купить?

- А чем отличаются продовольственный и промтоварный магазин?

Можно обобщить ответы детей и дать полное определение разных видов магазинов. Продовольственный магазин – это магазин, в котором продаются продовольственные товары, продукты питания. Промтоварный магазин – это магазин, в котором продаются промышленные товары: предметы бытовой химии, могут продаваться различные строительные товары.

- Как вы представляете себе современный магазин? Что в нем должно быть?

- А как вы думаете, есть ли у нас магазины, похожие на современные магазины?

Далее можно рассказать детям, что есть магазины – супермаркеты, где главной характерной чертой является – самообслуживание, для определения цены используется компьютеры, есть камеры видеонаблюдения, а так же в нем разные отделы.

3. Игра «Что где продается?»

- Посмотрите, ребята, здесь у нас много товаров, которые можно купить в магазине. В каком магазине вы можете купить эти товары?

         Рассматриваем с детьми картинки с изображением товаров (хлеб, батон, колбаса, юбка, шампунь, стиральный порошок, зубная паста, кофта, и другие). Вместе с детьми определяем, в каком магазине продается представленный товар.

4.Работа с иллюстрацией.

Рассматриваем с детьми иллюстрацию с изображением улицы магазинов, где присутствуют разные виды магазинов. Задача ребенка – определить, что может продаваться в данном магазине, перечислить данные продукты. Остальные дети внимательно слушают отвечающего ребенка и дополняют ответ.

- Что мы видим на картине?

- Какие магазины есть на этой улице?

- Что продается в магазине одежды? Какая одежда продается?

- Что может продаваться в магазине продуктов?

- Какие продукты вы можете увидеть на витринах этого магазина?

- Что ты можешь купить, придя в магазин обуви?

Дети берут изображения товаров и идут к магазину соответствующего вида.

5. Установи соответствие.

На доске нарисованы продукты. Воспитатель называет виды магазинов, а дети обозначают те товары, которые продаются в этих магазинах.

6.Выводы.

- Где я купила эти вещи?

 Показываю по одному характерному товару для какого-либо вида магазина .

- Чем отличается продовольственный магазин от промтоварного магазина?

7. Рисование товаров.

- Давайте, ребята, нарисуем по одному предмету, а в каком магазине он может продаваться, вы расскажите и, затем мы подпишем ваши товары и вид магазина, в котором они продаются. Для родителей можно сделать выставку нарисованных товаров детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Презентация "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, брокеров и знакомства со сложными специфическими понятиями (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы ...

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

План по самообразованию по теме "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Цель самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, ка...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект  «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...