ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе тема «Приключения Умника и Торопыжки»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Шевченко Светлана А.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_finansovoy_gramotnosti.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №26 «Теремок» г.Назарово Красноярского края

Конспект

ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность)

 в подготовительной к школе группе

                                 Тема «Приключения Умника и Торопыжки»

Подготовила: Шевченко С.А.

воспитатель 1 категории

                                                               2020г.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания о потребностях человека;
  • продолжать учить решать проблемные ситуации;

Развивающие:

  • способствовать формированию коммуникативных компетентностей;

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества  необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие:

  • формировать навыки совместной деятельности;

Познавательное развитие:

  • подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;

Речевое развитие:

  • развивать связную речь;

Художественно – эстетическое развитие:

  • развивать фантазию, творческое воображение;

Физическое развитие:

  • развивать эмоциональную свободу,  двигательную активность детей.

Оборудование: мольберты на которых изображения трех домов очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик

Материалы: два гнома (игрушки);  2 корзинки: 1 с продуктами: крупа, мука, сыр, молоко, овощи, 2 со сладостями; д/игра «Хочу и надо».

Активизация словаря: потребность.

Предварительная работа:

- разговор «Хочу и надо»;

- рассматривание альбомов «Деньги», «Товары»;

- проведение д/и «Необходимые товары», «За покупками», «Денежка без сдачи»;

- проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин»;

- проведение социо-игр: «Найди себе компанию», «Встань по пальцам», «Найди пару».

Ход ООД:

1.Организационная часть. 

(дети с воспитателем стоят в кругу)

Воспитатель:

- Дети, предлагаю вам поздороваться сегодня добрым стихотворением:

Доброе утро – ты скажешь кому- то,

И будет тебе очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрым опустится, конечно же, вечер!

Как важно и нужно, чтоб каждый с утра тебе пожелал добра!

(дети повторяют вместе  с воспитателем)

-  Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!

( дети выполняют просьбу воспитателя)

2. Общий разговор

Воспитатель:

- Скажите, пожалуйста, вы гостеприимные?

Дети:

-  Да

Воспитатель: 

- Догадайтесь по загадке, кто к нам пришёл:

Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь:
- Это … .

Дети:

- Гном.

3. Основная часть.

 Дети сидят на стульях

Воспитатель: 

- Жили два Гнома. Первый Гном на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!». И его назвали Умник. А второй – не задумываясь, говорит «Ай, пусть так». И назвали его Торопыжка. С ними часто происходят разные истории. Расскажу вам одну из них.

Однажды два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны.

В дорогу каждый из них взял…..

Отгадайте что:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Что это?

Дети: 

- Деньги, монеты.

Воспитатель:

-  А для чего нужны людям деньги?

Дети: 

- Чтобы покупать вещи, продукты.

Воспитатель: 

- Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно!

В дорогу каждый Гном взял кошелёчек с монетками.

Сколько монеток у Умника? А у Торопыжки?  Сравните.

Воспитатель: 

- Деньги нужны для удовлетворения потребностей.

Что такое потребности?

Дети: 

- Это, что нужно человеку.

Воспитатель:

Значение слова потребность, происходит от слова…

Дети: 

- Требуется.

Воспитатель:

- Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Какие важные для человека потребности вы знаете?

Дети: 

- Вода, одежда, еда, жилье.

Воспитатель:

-  Что такое жильё, и зачем оно нам?

Дети: 

- В доме можно укрыться от дождя, от других людей, в доме живёт моя семь.

Воспитатель:

-  И решили Гномы выбрать себе дом. Подойдите, пожалуйста, к мольбертам, посмотрите какие дома пошли выбирать себе гномы.

(дети подходят к мольбертам, на которых изображения трёх домов: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик)

Воспитатель:

- Первый, очень большой, по цене 3 монетки, второй - очень старый и разрушающийся – по цене 1монетки, и третий - аккуратный маленький домик – по цене 2 монет. Как вы думаете, какой домик выберет Торопыжка?

Дети:

-  Он поторопится и  выберет самый дешевый домик, чтобы деньги сэкономить.

Воспитатель: 

- А Умник?

Дети:

Воспитатель: 

- А Умник стал думать и рассуждать…

(ответы детей)

Воспитатель:

- Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался. Как вы думаете, почему?

(ответы детей)

-  Одному не нужен такой большой дом, для одного – дорого.

(ответы детей)

-  И взял домик за две монетки. А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?

Дети: 

- В доме надо жить, а в старом всё разваливается.

Воспитатель: 

- Так и вышло! В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.

 (ответы детей)

-  Поможем гномам сосчитать оставшиеся монетки. Сколько осталось?

(ответы детей)

- Стало холодно. И гномы вспомнили ещё про одну важную потребность. Какую?

Дети:

- Одежда

Воспитатель: 

- Купили одежду, потратив по одной монетке. Отложим из их кошельков по одной монетке.

 (ответы детей)

- А потом у гномов забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?

Дети: 

- Еда.

Воспитатель: 

- Взяли Гномы по одной монетке, и пошли в магазин. Посмотрим, что они купили.

(воспитатель достает 2 корзинки с продуктами)

Посмотрите, дети, что же купили гномы?

Дети: 

- В корзинке у Умника: крупа, мука, сыр, молоко, овощи.

У Торопыжки много разных сладостей.

Воспитатель: 

- А что бы купили вы?

(ответы детей)

(при обсуждении воспитатель подводит детей к пониманию: сладости - не жизненно необходимая потребность)

Воспитатель: 

- Прежде чем что-нибудь купить, надо что сделать?

Дети: 

-Надо посчитать, сколько у тебя денег

Воспитатель:

-  Прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. Вспомним, что такое бюджет?

(ответы детей)

Воспитатель:

-  Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Доход - это деньги, полученные в результате работы – заработная плата.

Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей (покупка продуктов, вещей, квартплата).

 Подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

(ответы детей)

Воспитатель: 

- Верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Работа в группах.

 Д/игра «Хочу и надо»

Воспитатель:

- Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет - поиграем в игру «Хочу и надо».

(ответы детей)

Воспитатель:

- Перед вами схема потребностей и пять монет.

Ваша задача: распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности.

На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора:

- Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,

купить одежду – 1 монета,

на продукты – 1 монета.

Воспитатель:

-  Сколько монет осталось и на что их можно потратить?

Дети: 

-1 монета останется.

Воспитатель: 

- Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

 (ответы детей)

Пальчиковая игра «Будем денежки считать».

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!

(спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы,

заглянули Гномы в свои кошельки, а там…)

(подсчёт детьми)

Воспитатель:

- У Умника осталась одна монетка. Торопыжка спросил у него, что он с ней сделает.А что бы сделали вы?

(ответы детей)

4. Заключительная часть

(дети с воспитателем стоят в кругу)

Воспитатель:

- Напомним Гномам правила обращения с деньгами:

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Бережно относиться к деньгам.

6. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой.

 Как можно копить деньги?

Дети: 

- Можно завести копилку и складывать в неё деньги

Воспитатель:

- А дома, ребята, вы с мамами и папами нарисуйте монетки для игры, которые мы будем использовать в детском саду с вами в играх. Давайте попрощаемся с гномами, и пригласим их в гости еще, хорошо?

(дети прощаются с гномами, приглашают их прийти в гости к ним еще).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по Познавательному развитию (исследовательская деятельность) в подготовительной к школе группе, Тема: "По морям и океанам"

ООД «Познавательное развитие» (исследовательская деятельность)Тема: "По морям и океанам".  Цель: Дети познакомились с процессами очистки воды разными способами, расширение и...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну Знаний математики»

Программное содержание.Задачи:Образовательные:Продолжать учить составлять простые арифметические задачи;Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;Упражнять в счете в пределах 20 в пря...

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект Организованной образовательной деятельности (Познавательное развитие. Окружающий мир) В подготовительной к школе группе Тема: «Две вазы»

КонспектОрганизованной образовательной деятельности(Познавательное развитие. Окружающий мир)В подготовительной к школе группеТема: «Две вазы»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию « развитие финансовой грамотности » и развитие речи для детей подготовительной к школе группы Тема: КВН «Экономический цветик-семицветик»

Образовательные области:речевое развитие ,познавательное развитиеЦель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их ...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в сфере трудового воспитания (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе № 6 «Путешествие в Школу экономики»

Как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине – это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег...