НОД "Бюджет семьи"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Юртаева Альфия Зякировна

Конспект непрерывно - образовательной деятельности с  детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byudzhet_semi.docx117.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский Сад  комбинированного вида «Радуга» г.Сурска

Конспект

непрерывной образовательной

деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста

(старшая группа)

«Бюджет семьи»

Составил: Юртаева Альфия Зякировна

Непрерывная образовательная деятельность

в старшей группе по экономическому воспитанию « Бюджет семьи»

Задачи:

  1. Обогатить представления детей о семейном бюджете.
  2. Расширить представления о профессиях.
  3. Формировать умение соотносить «профессию» с «результатом труда».

  1. Воспитывать бережливость.

Предварительная работа:

Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?», рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей

Дидактическая игра «Профессии» Экскурсия на прачечную.

Сюжетно - ролевая игра «Шоферы», «Больница», «Магазин», «Мы – пожарные»

Материал и оборудование: Фотоальбом «Профессии», монеты, кошельки, корзинки, сумки.

Содержание:

Воспитатель с детьми рассматривает фото выставку «Профессии». Беседуют, о том, какие профессии бывают. (Учитель, водитель, кондитер, программист, швея, строитель)

Спрашивает, что означает слово «профессия»? (работа). Приходят к выводу, что профессия – это дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается. Кем работают ваши родители?

Воспитатель интересуется, зачем родители ходят на работу, отмечают, что каждый труд оплачивается, родители получают зарплату (заработную плату за свой труд). Подводит к выводу, что из родительских денег складывается бюджет семьи, (общие деньги, которые можно тратить).

Работа с лэпбуком.

Предлагает посмотреть  на семью и назвать членов семьи и кто чем занимается. (Папа – рабочий, мама – учитель, бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, дочь-студентка).

Воспитатель демонстрируют образование бюджета семьи.

Папа – рабочий, мама – учитель, они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю. (Складывают деньги в один кошелек)

  • семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят

пожилым людям, проработавшим много лет. (Бабушка и дедушка кладут деньги в один кошелек)

Дочь  – студентка, она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги.(Складывает деньги в один кошелек)

Кошелек постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.

  • кошельке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают все члены семьи.

- Маша, скажи, что такое доход? (все деньги, которые поступают в семью)

- Дима, повтори, что такое доход?

- А теперь вспомним, что же такое расход?

- Таня, скажи, что такое расход? (это деньги, которые тратит семья).

-  Верно, правильно.

- Саша, повтори, что такое расход?

-Да, дети, доход- это деньги, которые семья получает, а расход- это деньги,  которые семья тратит.

Воспитатель спрашивает, для чего нужны семье деньги? (покупать продукты, одежду и т.д.)

Интересуется, знают ли дети, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество)

Воспитатель предлагает показать  историю, которая приключилась с этой семьей. Дети одевают костюмы, которые лежат на стульчиках: деду бороду и шапку - ушанку, бабушке платок на голову, юбку, папе – галстук и шляпу, маме – очки и сумочку, дочке – темные очки и шляпку.

Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:

маме нужна новая шуба, папе новые лыжи, бабушка заболела – нужны лекарства,

у дедушки сломались очки – нужны новые,

сестра пошла, заниматься в студию танца – ей нужен костюм.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Устали ходить по магазинам. И немного отдохнули:

Воспитатель: Встаем  в круг. Повторяем  движения за мной.

Раз, два, три, четыре, пять

Дети учатся считать,

Экономить, управлять.

Что считаем? Наш бюджет,

Экономим газ и свет,

Управляем мы деньгами –

Это наша помощь маме.

Шесть, семь, восемь, девять, десять-

Экономить будем вместе.

Всей семьей доход считаем

И расходом управляем!

Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Беседуют о том, правильно ли сделала семья, что израсходовали все деньги?

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?

Дети: отвечают

Воспитатель. Конечно, ребята. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?

Ответы детей- продукты.

Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.

-Какие неосновные расходы совершила эта  семья, посмотрите :

-новая шуба, лыжи, костюм.

-Верно, молодцы, правильно ответили! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.

 На что в первую очередь нужно было потратить деньги? Делают вывод, что вначале нужно тратить деньги на необходимое, а потом на все остальное, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.

Воспитатель предлагает распределить бюджет правильно на доске. (Семья  раскладывают монетки на еду, оплату за свет, газ, воду, детский сад).

Обращают внимание, что без некоторых покупок семья может пока обойтись, и тогда хватит денег на оплату услуг и необходимые товары.

Делают вывод, что нужно быть экономными и заботиться о своих родных и близких.

                                   Дидактическая игра «Блокнот».

Воспитатель:  Дети, сегодня у меня случилась неприятность. Блокнот, в который я записывала доходы и расходы своей семьи, разлетелся на отдельные листочки и теперь я запуталась, где записаны доходы, а где расходы. Помогите мне разобраться. Я буду вам читать записи на листочках из блокнота, а вы говорить, какая это часть бюджета– доходы или расходы, и разложим  все листочки в две стопочки.

Воспитатель читает, дети хором отвечают:

Получили зарплату–

Купили арбуз –

Истратили на продукты –

Бабушка получила пенсию –

Заплатили за свет –

Нашли 10 руб.-

Купили билеты в кино –

Заплатили за телефон–

Продали старый автомобиль дедушки-

Заплатили за ремонт холодильника –

Порвалась куртка-

-Спасибо вам большое, ребята! Без вас я бы не справилась! Теперь мой блокнот в порядке!

          Итог занятия

Сегодня мы с вами узнали, что  такое бюджет , какие бывают расход: основные – это покупки, без которых человек не обойдется; и неосновные – это товары, без которых мы можем пока обойтись.

Мы так же убедились, что деньги надо тратить разумно, экономно, чтобы их хватило на все необходимое.

Вы хорошо работали, правильно отвечали на вопросы. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....