Конспект занятия на тему "Финансовая грамотность"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Хламина Ольга Игоревна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему

«Финансовая грамотность»

Педагог дополнительного образования:

Хламина Ольга Игоревна

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

Помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

Способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

Формировать разумное отношение к расходованию денег;

Закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов).

Развивающие:

Развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

Развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

Формировать коммуникативно - экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

Воспитательные:  

Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие.

План.

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Содержание темы (5 мин.)
  3. Практическая часть (15 мин.)
  4. Физминутка (1 мин.)
  5. Подведение итогов занятия (5 мин)
  6. Рефлексия (2 мин)

Ход занятия.

  1. Организационный момент (2 мин.)

Дети встают в кружок, проводится игра — приветствие «Круг друзей»

Педагог: Встанем в круг скорее дружно,

                 Поздороваться нам нужно.

                 Говорю вам всем: «Привет» -

                 Улыбнитесь мне в ответ.

                 Здравствуй, правая рука,

                 Здравствуй, левая рука!

                 Здравствуй друг, здравствуй друг

                 Здравствуй весь наш дружный круг!

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

2. Содержание темы. (5 мин.)

Педагог: Ребята, мне сегодня пришло голосовое сообщение, а от кого это сообщение вы узнаете, если отгадаете загадку.

Что за странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (ответы детей)

Дети хором отвечают Буратино

Педагог: Правильно ребята, это сообщение от Буратино. Хотите его прослушать? (ответы детей)

(на экране телевизора появляется заставка с изображением Буратино и голосовым обращение к детям).

Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Если поможете мне выполнить все задания правильно, то вас ждёт сюрприз от меня.

Педагог: О чём попросил нас Буратино? (ответы детей)

Педагог: Цель занятия: Правильно ребята,  нужно помочь Буратино выполнить задания, чтобы выиграть в олимпиаде. Ну что, поможем Буратино? (ответы детей) За каждое правильно выполненное задание вы будете зарабатывать монету и складывать их вот в эту коробку. Если выполним все задания, то вас ждет сюрприз. Справимся, как вы считаете? (ответы детей)

Педагог: Прежде чем мы начнем, я вам напомню о правилах поведения на занятии.

На занятии старайся,

будь спокойным, не кривляйся.

На все вопросы отвечай,

слушай и не перебивай.

Говори все четко, внятно,

что бы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

руку надо поднимать.

Дети садятся на стульчики в круг.

3. Практическая часть (15 мин).

Педагог: Ребята, послушайте загадку.

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! (ответы детей)

(на доске прикреплены картинки денег - монета и купюра)

Педагог: Ребята, скажите, а что такое деньги? (ответы детей) Какие они бывают? (ответы детей) А какие деньги используют в нашей стране? (ответы детей)

Педагог: Давайте с вами поиграем с мячом. Будем передавать мяч, и отвечать на вопрос, для чего нужны деньги? (ответы детей)

Педагог: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.

Педагог: А, сейчас, ребята, мы с вами выполним первое задание, которое называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)

Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)

Монета звенит, а банкнота…(шуршит)

Монета металлическая, а банкнота…(бумажная)

Педагог: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? (ответы детей)

Педагог: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (ответы детей)

Педагог: Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают «безналичные деньги» Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? (ответы детей) Расскажите о них.

Педагог: Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет? (ответы детей)

Педагог: Что нельзя купить за деньги? (ответы детей)

Педагог: Молодцы ребята, а теперь я вам предлагаю размять немного наши пальчики.

Пальчиковая игра «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Педагог: Давайте,  расскажем Буратино, на что нужно тратить деньги в первую очередь, и перейдем к выполнению второго задания, которое называется «Потребности»

Дети проходят к столам

Педагог: Что такое потребности?

Педагог: Потребности — это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись.

Воспитатель: Ребята, возьмите карточки и обведите те картинки, которые жизненно важны для человека.

Педагог: Без чего человек не может жить? (ответы детей)

Педагог: Совершенно верно.

Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.

Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.

Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.

Педагог: Ну что же со вторым заданием мы блестяще справились. Давайте посмотрим следующее?

На картинке надпись «Товар» и картинки. Задание про товар.

Педагог: Что называют товаром? (ответы детей)

Педагог: Правильно, то, что сделано для продажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сигнальщики». Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, поднимете зеленую карточку, если нет то красную.

фермер привез на рынок молоко (товар);

мама испекла пирог к празднику;

плотник сделал шкаф и продал его (товар);

папа починил детям игрушку;

бабушка сварила варенье для внуков;

на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)

девочка подарила подружке куклу;

садовод вырастил груши и продал их на рынке (товар).

Педагог: А теперь давайте немного разомнёмся.

4. Физминутка (1 мин.)

Буратино потянулся

Руки в стороны развел

Раз нагнулся два нагнулся

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно

Педагог: А теперь посмотрим последнее задание от Буратино.

Картинка с надписью «Семейный бюджет»

Педагог: Как вы думаете, что такое семейный бюджет? (ответы детей)

Педагог: Ребята, давайте с вами вспомним, откуда в семье берутся деньги? (ответы детей)

Педагог: Сейчас мы с вами попробуем составить схему семейного бюджета. Возьмите листочки, сначала работаем с верхним рядом кружков. Ребята, слушайте задание внимательно.

Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка), зарплата мамы 2 рубля(закрашивают 2 кружка другим цветом)  и пенсия бабушки 1 рубль (закрашивают 1 кружок другим цветом). Каков бюджет семьи? (ответы детей) Напишите соответствующую цифру в квадрате.

Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка), зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка другим цветом) Каков семейный бюджет? (ответы детей) Напишите соответствующую цифру в квадрате.

Педагог: В какой семье семейный бюджет больше? Почему? (ответы детей)

Педагог: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет? (ответы детей)

Педагог: Что такое доход? (ответы детей)

Педагог: Что такое расход? (ответы детей)

Педагог: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Доход - расход»

Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если — расход, то будем говорить ух.

Покупка хлеба в магазине….(расход)

Оплата коммунальных услуг…..….(расход)

Папа получил премию……(доход)

     Дедушка получил пенсию…(доход)

Мама с папой получили зарплату…(доход)

Мама заплатила за детский сад……(расход)

Вы нашли клад……………………(доход)

Бабушка купила молоко………….(расход)

Папа заплатил за стрижку………(расход)

Брат получил стипендию………(доход)

Вы купили билеты в кино…….(расход).

Педагог: Ребята, а как ещё мы можем сэкономить семейный бюджет? (ответы детей)

5. Подведение итогов. (5 минут)

Педагог: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданием. Как вы считаете, получилось у нас помочь Буратино разобраться во всех заданиях (ответы детей)

Спасибо вам, ребята. Я все понял и теперь точно справлюсь со всеми испытаниями и обязательно получу звание знатока финансовой грамотности. Я побежал на олимпиаду. А для вас я подготовил коробочку с сюрпризом.

До свидания.

Педагог: Что же за сюрприз приготовил нам Буратино? Ребята посмотрите,  рядом с нашей коробкой, в которую мы складывали монетки  записка,  давайте ее прочтем?  (ответы детей)       

Прежде чем вы откроите коробку, произнесите волшебное заклинанье Крекс, пекс, фекс!

Педагог: Что это? (ответы детей) Правильно, это деньги, монеты. Конечно, деньги эти не настоящие — это сладкое угощение от Буратино.

6. Рефлексия (2 минуты).

Педагог: Ребята как вы считаете, интересно ли мы сегодня провели время? Правильно ли мы сделали, что помогли Буратино? Вам было трудно? У нас все получилось? (ответы детей) Вы молодцы, я вами горжусь! Как приятно помогать другим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по пдд " Грамотные пешеходы "

Это открытое занятие по закреплению правил дорожного движения....

конспект занятия по финансовой грамотности

Конспект нод по финансовой граммотности в старшей группе.Цель: раскрыть сущность понятия "деньги" , "монета" , "банкнота", "пластиковая карта" ; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Звонкая копилка"

В конспекте представлены материалы для содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, формирование у детей первичных элементарных экономических представлений....

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"...