Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) "Учимся экономить" (для детей старшей группы)
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Трефилова Алина Петровна

 

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ)

«УЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ» СТАРШАЯ ГРУППА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Трефилова Алина Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2022

Тема: «Учимся экономить»

Цель: формировать умение проводить денежные траты с умом, сберегать и экономить.

Задачи: развивать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая на их полезные свойства;

- Объяснить, что при трате денег необходимо прежде всего ориентироваться /

на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями,

Развивающие: развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере деятельности.

Воспитательные: воспитывать рациональное отношение к деньгам, бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту.

Методы и приемы

  1. Игровой
  2. Словесный

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Оборудование: карточки с изображением товара, купюры, доска с магнитами, бумага, карандаши, продуктовые корзины, конверты с деньгами.

Ход занятия:

  1. Воспитатель: Ребята! Когда я сегодня пришла в детский сад под дверью нашей группы я нашла письмо от кота Мараскина. Давайте я вам его сейчас прочитаю.

 «Здравствуйте дорогие ребята! Недавно я отправил Шарика в город          к деде Федору, чтобы он купил себе новые валенки. Но он купил новый телефон и на валенки у него не хватило денег. И у меня к вам очень большая просьба помогите научить Шарика бережно относится к деньгам.»

Как думаете сможем мы ему помочь?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, как называется заработок семьи за месяц (семейный бюджет)

Воспитатель: деньги зарабатываются трудом, их всегда ограниченное количество, поэтому к ним нужно относится бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее. Чтобы денег хватало, их нужно правильно тратить. Ведь можно пойти в магазин и потратить все сразу. Но тогда мы не сможем ничего больше купить, пока снова не заработаем деньги, сначала нужно покупать то, что необходимо, а  если останутся их можно отложить или купить то, что хочется. Если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. Есть более необходимые вещи и вещи, бес которых мы

можем существовать.

-Какие вещи первой необходимости вы знаете?

-А на каких вещах можно экономить?

Воспитатель:А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей: Потому, что если покупать все в подряд денег на все не хватит.

Воспитатель:А чтобы лучше запомнить, давайте мы с вами поиграем.

  1. Игра «Деньги получили - ерунды накупили»

-Во что упакованы товары в магазинах?

-Вам нравится красивая упаковка товаров?

-Какой товар вы купите в первую очередь, в красивой или некрасивой упаковке? Почему?

Давайте поиграем. Представьте, что вы семья и у вас ограниченное количество денег. Вы идете в магазин и вам надо купить важные вещи. Но вам нравится красивая упаковка товаров, и вы в первую очередь покупаете их. Давайте посмотрим, что из этого получится.

(Детям предлагаются картинки, на которых с одной стороны красивая упаковка, а с другой не нужный товар, и наоборот….)

-Рассмотрим покупки.

-Можно ли смотреть только на упаковку и не смотреть на сам товар.

 

 

  1. «Хочу и надо»

Воспитатель предлагает со стола переместить на мольберт карточки с вещами первой необходимости. Дети объясняют свой выбор.

  1. Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать, (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: Какие вы у меня все молодцы. Как вы много уже знаете хотите сами попробовать по экономить?

- Что делают мама и папа, чтобы пополнить семейный бюджет? (работают)

-А как называются заработанные родителями деньги? (зарплата)

-Зарплату люди получают за свои труды.

-А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, когда они уже не работают? (пенсия)

-А почему они получают деньги, ведь они уже не работают? (Люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией за свой труд в молодости.

-А для чего на нужны деньги?

Ответы детей: деньги нам нужны:

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая

деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, он дополняет.

Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».

—Дети, посмотрите на эти тучки.

(Воспитатель показывает детям схему дохода)

- Ребята, представьте, что тучки - это бюджет. На тучку капают капли, эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы. Доходы - это деньги, которые поступают в бюджет.

- Повторите, что такое доходы, (индивидуальные ответы)

(Воспитатель показывает детям схему расхода)

-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки, эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.

-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?

-Правильно, дети, надо больше работать, экономить деньги и быть бережливыми.

меньше расходовать по пустякам, планировать покупки перед походам в магазин экономить деньги и быть бережливым.

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

 

Воспитатель: Но прежде чем мы с вами начнем играть я вам напомню, что научится тратить деньги грамотно не легко. В магазинах много товаров в ярких, красивых упаковках, разных коробочках, пакетах. Хочется купить и то, и другое. Но на все денег никогда не хватит. А ваша задача сэкономить ваши деньги. Игра для вас новая и в роли продавца буду я. А вы будите покупателями. У вас у каждого будет кошелек с деньгами. На которые вы сможете купить себе тот товар, который вам необходим.

 

4.«Что важнее»

-Представьте, что мама отправила вас в магазин и попросила купить продукты, чтобы приготовить обед.

У каждого из вас 5 купюр. На одну купюру можно купить только 1 товар.

-Отправляемся за покупками.(дети выбирают в магазине товары и совершают покупки)

-Что купили? Почему этот товар?

-Хотелось ли купить, что-то другое.

-Почему удержались и не купили?

-Как думаете, в каком магазине вы были, ведь здесь можно купить все: и игрушки, и продукты, и инструменты и т.д.? (супермаркет, гипермаркет)

 

Воспитатель: Какие вы молодцы, как здорово вы научились экономить. А где можно хранить сэкономленные деньги? (копилка)

Сэкономленные деньги воспитатель предлагает сложить в копилку.

Рефлексия

Воспитатель: Как вы думаете, смогли ли мы ответить на вопрос Мараскина? Или нет?

Что нового мы сегодня узнали?

Что вам понравилось больше всего?

В чем вы испытывали затруднение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ)

«УЧИМСЯ ЭКОНОМИТЬ» СТАРШАЯ ГРУППА

Подготовила:

Трефилова Алина Петровна

Ноябрь 2022

Тема: «Учимся экономить»

Цель: формировать умение проводить денежные траты с умом, сберегать и экономить.

Задачи: развивать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая на их полезные свойства;

- Объяснить, что при трате денег необходимо прежде всего ориентироваться /

на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями,

Развивающие: развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере деятельности.

Воспитательные: воспитывать рациональное отношение к деньгам, бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту.

Методы и приемы

  1. Игровой
  2. Словесный

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Оборудование: карточки с изображением товара, купюры, доска с магнитами, бумага, карандаши, продуктовые корзины, конверты с деньгами.

Ход занятия:

  1. Воспитатель: Ребята! Когда я сегодня пришла в детский сад под дверью нашей группы я нашла письмо от кота Мараскина. Давайте я вам его сейчас прочитаю.

 «Здравствуйте дорогие ребята! Недавно я отправил Шарика в город          к деде Федору, чтобы он купил себе новые валенки. Но он купил новый телефон и на валенки у него не хватило денег. И у меня к вам очень большая просьба помогите научить Шарика бережно относится к деньгам.»

Как думаете сможем мы ему помочь?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, как называется заработок семьи за месяц (семейный бюджет)

Воспитатель: деньги зарабатываются трудом, их всегда ограниченное количество, поэтому к ним нужно относится бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее. Чтобы денег хватало, их нужно правильно тратить. Ведь можно пойти в магазин и потратить все сразу. Но тогда мы не сможем ничего больше купить, пока снова не заработаем деньги, сначала нужно покупать то, что необходимо, а  если останутся их можно отложить или купить то, что хочется. Если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. Есть более необходимые вещи и вещи, бес которых мы

можем существовать.

-Какие вещи первой необходимости вы знаете?

-А на каких вещах можно экономить?

Воспитатель:А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей: Потому, что если покупать все в подряд денег на все не хватит.

Воспитатель:А чтобы лучше запомнить, давайте мы с вами поиграем. 

  1. Игра «Деньги получили - ерунды накупили»

-Во что упакованы товары в магазинах?

-Вам нравится красивая упаковка товаров?

-Какой товар вы купите в первую очередь, в красивой или некрасивой упаковке? Почему?

Давайте поиграем. Представьте, что вы семья и у вас ограниченное количество денег. Вы идете в магазин и вам надо купить важные вещи. Но вам нравится красивая упаковка товаров, и вы в первую очередь покупаете их. Давайте посмотрим, что из этого получится.

(Детям предлагаются картинки, на которых с одной стороны красивая упаковка, а с другой не нужный товар, и наоборот….)

-Рассмотрим покупки.

-Можно ли смотреть только на упаковку и не смотреть на сам товар.

  1. «Хочу и надо»

Воспитатель предлагает со стола переместить на мольберт карточки с вещами первой необходимости. Дети объясняют свой выбор.

  1. Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать, (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: Какие вы у меня все молодцы. Как вы много уже знаете хотите сами попробовать по экономить?

- Что делают мама и папа, чтобы пополнить семейный бюджет? (работают)

-А как называются заработанные родителями деньги? (зарплата)

-Зарплату люди получают за свои труды.

-А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, когда они уже не работают? (пенсия)

-А почему они получают деньги, ведь они уже не работают? (Люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией за свой труд в молодости.

-А для чего на нужны деньги?

Ответы детей: деньги нам нужны:

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая

деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, он дополняет.

Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».

—Дети, посмотрите на эти тучки.

(Воспитатель показывает детям схему дохода)

- Ребята, представьте, что тучки - это бюджет. На тучку капают капли, эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы. Доходы - это деньги, которые поступают в бюджет.

- Повторите, что такое доходы, (индивидуальные ответы)

(Воспитатель показывает детям схему расхода)

-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки, эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.

-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?

-Правильно, дети, надо больше работать, экономить деньги и быть бережливыми.

меньше расходовать по пустякам, планировать покупки перед походам в магазин экономить деньги и быть бережливым.

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Воспитатель: Но прежде чем мы с вами начнем играть я вам напомню, что научится тратить деньги грамотно не легко. В магазинах много товаров в ярких, красивых упаковках, разных коробочках, пакетах. Хочется купить и то, и другое. Но на все денег никогда не хватит. А ваша задача сэкономить ваши деньги. Игра для вас новая и в роли продавца буду я. А вы будите покупателями. У вас у каждого будет кошелек с деньгами. На которые вы сможете купить себе тот товар, который вам необходим.

4.«Что важнее»

-Представьте, что мама отправила вас в магазин и попросила купить продукты, чтобы приготовить обед.

У каждого из вас 5 купюр. На одну купюру можно купить только 1 товар.

-Отправляемся за покупками.(дети выбирают в магазине товары и совершают покупки)

-Что купили? Почему этот товар?

-Хотелось ли купить, что-то другое.

-Почему удержались и не купили?

-Как думаете, в каком магазине вы были, ведь здесь можно купить все: и игрушки, и продукты, и инструменты и т.д.? (супермаркет, гипермаркет)

Воспитатель: Какие вы молодцы, как здорово вы научились экономить. А где можно хранить сэкономленные деньги? (копилка)

Сэкономленные деньги воспитатель предлагает сложить в копилку.

Рефлексия

Воспитатель: Как вы думаете, смогли ли мы ответить на вопрос Мараскина? Или нет?

Что нового мы сегодня узнали?

Что вам понравилось больше всего?

В чем вы испытывали затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию ( конструирование из металлического конструктора) для детей старшей группы «Самокат для Смешариков»

Конструирование –это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка. В работе с дошкольниками с учетом их возрас...

Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Волшебная грядка» для детей старшей группы

Систематизировать знания детей о выращивании рассады из семян и дальнейшей посадке в грунт-такие цели было призвано решить занятие в старшей группе "Волшебная грядка", проведенное в рамках п...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Времена года» для детей старшей группы

Тема НОД: «Времена года»Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января.Задачи:1.Учить обобщать и систематизировать пр...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Времена года» для детей старшей группы

Тема НОД: «Времена года»Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января.Задачи:1.Учить обобщать и систематизировать пр...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Весенние цветы" для детей старшей группы

Материал предназначен воспитателям в помощь проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста...