Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Времена года» для детей старшей группы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тема НОД: «Времена года»

Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января.

Задачи:

1.Учить обобщать и систематизировать представление о временах года, о сезонных изменениях в природе.

2. Продолжать знакомить дошкольников с термометрами.

3. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

4. Закреплять знания детей о таких явлениях природы как: листопад, дождь, снегопад.

5. Воспитывать умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

 

             Ход НОД

Ребята стоят перед входом в группу около воспитателя.

Воспитатель:

- Посмотрите, какое сегодня замечательное утро, прохладная погода, светит солнце, его лучики попадают мне на ладошку, поймайте и вы лучик, согрейтесь его теплом. Поделитесь своим теплом друг с другом. Улыбнитесь друг другу. Передайте улыбку и хорошее настроение гостям. На улице шел дождь, он залил все дорожки, скрыл от нас все следы. Как же нам отыскать следы времен года?

- Ответы детей

Воспитатель:

Предлагаю поиграть в игру с интересным названием «Следопыт»

-Сегодня мы с вами будем следопытами. – А кто такой следопыт?

-Ответы детей:

(Человек, который узнает что-то по следам, разгадывает следы, что-то ищет). Встаньте парами по желанию, каждая пара получит карточку с символом времени года. Предлагаю найти картинку про лето, осень, зиму, весну. Кто найдет, подойдет ко мне. (Все дети садятся за столы)

Воспитатель:

Я читаю загадку, а вы внимательно слушаете и правильно отгадываете ее

Отгадайте время года

Жаркая стоит погода

Рано солнышко встает

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой

В лес за ягодами надо

Землянику поспевай

Не ленись и собирай.

 

-Назовите предметы лета?

Воспитатель читает следующую загадку

Время года отгадай

Собирает урожай

Разноцветный лес красивый

Мокнут скошенные нивы

Тучи по небу гуляют

Птицы к югу улетают

Грибники в леса спешат

Листья желтые летят

 

Ответы детей

- Назовите предметы осени?

- Назовите первый осенний день (1 сентября)

- Почему деревья осенью сбрасывают листву?

-Ответы детей

- Как называется это природное явление?

Вывод воспитателя:

Осенью тепла и света становится меньше, чем летом, растениям и деревьям не хватает питательных веществ, сокодвижение прекращается, листья желтеют, краснеют, опадают. Деревья на зиму «засыпают».

Физминутка:

Мы пришли в осенний лес

Сколько здесь вокруг чудес

Справа березка разноцветная стоит

Слева елка на нос глядит

Листочки в небе кружатся

Тихо на землю ложатся

 Воспитатель читает загадку про зиму

Она пришла такая снежная

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы

То тихая, то вихрем кружится

То ласковая – всем очень нравится

То злющая – за нос кусается

То оттепель пошлет непрошено

То забросает всех порошею

Она художница приметная

Всех разрисует в царство снежное

Развесит кружево из инея

Такая сказочно красивая

-Назовите время года?

-Назовите приметы зимы?

-Назовите день и месяц с которого начинается каждый Новый год? (1 января)

Назовите с какого месяца и числа начинается зима? (1 декабря)

Воспитатель загадывает загадку

Светает рано по утрам

Проталины и тут, и там

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время года знает?

-Назовите приметы весны?

Ответы детей

-какая бывает весна? (ранняя и поздняя)

-Назовите весенние месяцы?

Ответы детей

 Стук в дверь. (Воспитатель приглашает детей посмотреть, кто стучит). Вносит кукол Мишу и Машу. Они изображают что замерзли.

Воспитатель

-Что случилось?

-Мы хотели пойти погулять, а на улице холодно, мы замерзли и вернулись.

Воспитатель

-Ребята, почему Маша и Миша замерзли? (Маша и Миша легко одеты, а на улице весна, низкая температура воздуха).

Воспитатель:

-Вот почему вы замерзли. Ребята, как определить какая одежда нужна для прогулки?

Ответы детей

(Узнать температуру воздуха на улице)

Воспитатель:

- Чем можно определить температуру воздуха? (измерить термометром)

Воспитатель:

Маша и Миша, присоединяйтесь и посмотрите, как ребята будут определять температуру. Для измерения температуры существуют различные термометры: для измерения температуры воды, для измерения температуры воздуха, для измерения температуры тела (воспитатель показывает все термометры)

Воспитатель:

Ребята, но термометрами можно пользоваться только в присутствии взрослых. Почему?

- Ответы детей.

Сейчас мы с вами проведем опыты и проверим где температура выше: в группе или на улице?  В теплой или холодной воде? Перед работой с термометром вам необходимо провести тренировку для глаз.

Гимнастика для глаз

Качели летали то вверх, то вниз (глаза смотрят то вверх, то вниз). Маятник часов качался то влево, то вправо (глаза смотрят влево, вправо). Я лечу на качелях по кругу по часовой стрелке, против часовой стрелки (глаза по кругу).

Для проведения опытов нам необходимо разделиться на 4 подгруппы и измерить температуру воздуха и воды. (Дети измеряют температуру, воспитатель записывает на доске результат). У Веры мы измерим температуру тела. После измерения температуры воспитатель задает вопросы: - где температура самая низкая? – где самая высокая?

Делается вывод: самая высокая температура в теплой воде, самая низкая температура на улице. Давайте посмотрим, какая температура тела у Веры.

- У Веры температура 36,6. Как вы думаете, чтобы это значило? Ответы детей: Вера здорова.

Воспитатель _ какая температура может насторожить маму (37 С). Молодцы, вы правильно измеряли температуру. – Почему же Маша и Миша замерзли? (На улице температура воздуха ниже, чем в группе, поэтому мы одеваемся на улицу теплее, а Маша и Миша одеты не по погоде).

- Ребята, приглашайте Машу и Мишу с нами на прогулку. Пусть они посмотрят, как надо одеваться на улицу. – Что вы сегодня узнали нового? – Что вы будете рассказывать маме? – Что больше всего вам понравилось?

Для того чтобы вы всегда были здоровы, и температура тела была 36,6 я угощаю вас витаминами.

 

 

 

Тема НОД: «Времена года»

Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января.

Задачи:

1.Учить обобщать и систематизировать представление о временах года, о сезонных изменениях в природе.

2. Продолжать знакомить дошкольников с термометрами.

3. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

4. Закреплять знания детей о таких явлениях природы как: листопад, дождь, снегопад.

5. Воспитывать умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

 

             Ход НОД

Ребята стоят перед входом в группу около воспитателя.

Воспитатель:

- Посмотрите, какое сегодня замечательное утро, прохладная погода, светит солнце, его лучики попадают мне на ладошку, поймайте и вы лучик, согрейтесь его теплом. Поделитесь своим теплом друг с другом. Улыбнитесь друг другу. Передайте улыбку и хорошее настроение гостям. На улице шел дождь, он залил все дорожки, скрыл от нас все следы. Как же нам отыскать следы времен года?

- Ответы детей

Воспитатель:

Предлагаю поиграть в игру с интересным названием «Следопыт»

-Сегодня мы с вами будем следопытами. – А кто такой следопыт?

-Ответы детей:

(Человек, который узнает что-то по следам, разгадывает следы, что-то ищет). Встаньте парами по желанию, каждая пара получит карточку с символом времени года. Предлагаю найти картинку про лето, осень, зиму, весну. Кто найдет, подойдет ко мне. (Все дети садятся за столы)

Воспитатель:

Я читаю загадку, а вы внимательно слушаете и правильно отгадываете ее

Отгадайте время года

Жаркая стоит погода

Рано солнышко встает

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой

В лес за ягодами надо

Землянику поспевай

Не ленись и собирай.

 

-Назовите предметы лета?

Воспитатель читает следующую загадку

Время года отгадай

Собирает урожай

Разноцветный лес красивый

Мокнут скошенные нивы

Тучи по небу гуляют

Птицы к югу улетают

Грибники в леса спешат

Листья желтые летят

 

Ответы детей

- Назовите предметы осени?

- Назовите первый осенний день (1 сентября)

- Почему деревья осенью сбрасывают листву?

-Ответы детей

- Как называется это природное явление?

Вывод воспитателя:

Осенью тепла и света становится меньше, чем летом, растениям и деревьям не хватает питательных веществ, сокодвижение прекращается, листья желтеют, краснеют, опадают. Деревья на зиму «засыпают».

Физминутка:

Мы пришли в осенний лес

Сколько здесь вокруг чудес

Справа березка разноцветная стоит

Слева елка на нос глядит

Листочки в небе кружатся

Тихо на землю ложатся

 Воспитатель читает загадку про зиму

Она пришла такая снежная

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы

То тихая, то вихрем кружится

То ласковая – всем очень нравится

То злющая – за нос кусается

То оттепель пошлет непрошено

То забросает всех порошею

Она художница приметная

Всех разрисует в царство снежное

Развесит кружево из инея

Такая сказочно красивая

-Назовите время года?

-Назовите приметы зимы?

-Назовите день и месяц с которого начинается каждый Новый год? (1 января)

Назовите с какого месяца и числа начинается зима? (1 декабря)

Воспитатель загадывает загадку

Светает рано по утрам

Проталины и тут, и там

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время года знает?

-Назовите приметы весны?

Ответы детей

-какая бывает весна? (ранняя и поздняя)

-Назовите весенние месяцы?

Ответы детей

 Стук в дверь. (Воспитатель приглашает детей посмотреть, кто стучит). Вносит кукол Мишу и Машу. Они изображают что замерзли.

Воспитатель

-Что случилось?

-Мы хотели пойти погулять, а на улице холодно, мы замерзли и вернулись.

Воспитатель

-Ребята, почему Маша и Миша замерзли? (Маша и Миша легко одеты, а на улице весна, низкая температура воздуха).

Воспитатель:

-Вот почему вы замерзли. Ребята, как определить какая одежда нужна для прогулки?

Ответы детей

(Узнать температуру воздуха на улице)

Воспитатель:

- Чем можно определить температуру воздуха? (измерить термометром)

Воспитатель:

Маша и Миша, присоединяйтесь и посмотрите, как ребята будут определять температуру. Для измерения температуры существуют различные термометры: для измерения температуры воды, для измерения температуры воздуха, для измерения температуры тела (воспитатель показывает все термометры)

Воспитатель:

Ребята, но термометрами можно пользоваться только в присутствии взрослых. Почему?

- Ответы детей.

Сейчас мы с вами проведем опыты и проверим где температура выше: в группе или на улице?  В теплой или холодной воде? Перед работой с термометром вам необходимо провести тренировку для глаз.

Гимнастика для глаз

Качели летали то вверх, то вниз (глаза смотрят то вверх, то вниз). Маятник часов качался то влево, то вправо (глаза смотрят влево, вправо). Я лечу на качелях по кругу по часовой стрелке, против часовой стрелки (глаза по кругу).

Для проведения опытов нам необходимо разделиться на 4 подгруппы и измерить температуру воздуха и воды. (Дети измеряют температуру, воспитатель записывает на доске результат). У Веры мы измерим температуру тела. После измерения температуры воспитатель задает вопросы: - где температура самая низкая? – где самая высокая?

Делается вывод: самая высокая температура в теплой воде, самая низкая температура на улице. Давайте посмотрим, какая температура тела у Веры.

- У Веры температура 36,6. Как вы думаете, чтобы это значило? Ответы детей: Вера здорова.

Воспитатель _ какая температура может насторожить маму (37 С). Молодцы, вы правильно измеряли температуру. – Почему же Маша и Миша замерзли? (На улице температура воздуха ниже, чем в группе, поэтому мы одеваемся на улицу теплее, а Маша и Миша одеты не по погоде).

- Ребята, приглашайте Машу и Мишу с нами на прогулку. Пусть они посмотрят, как надо одеваться на улицу. – Что вы сегодня узнали нового? – Что вы будете рассказывать маме? – Что больше всего вам понравилось?

Для того чтобы вы всегда были здоровы, и температура тела была 36,6 я угощаю вас витаминами.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию по теме «Невидимка - воздух» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект Нод с использованием опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ Тематического дня ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ХЛЕБА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

План работы на день. Цель - воспитание уважительного отношения к хлебу....

Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Волшебная грядка» для детей старшей группы

Систематизировать знания детей о выращивании рассады из семян и дальнейшей посадке в грунт-такие цели было призвано решить занятие в старшей группе "Волшебная грядка", проведенное в рамках п...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Времена года» для детей старшей группы

Тема НОД: «Времена года»Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января.Задачи:1.Учить обобщать и систематизировать пр...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Весенние цветы" для детей старшей группы

Материал предназначен воспитателям в помощь проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Календарь природы» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. Занятие интегрированное, где происходит знакомство детей с календарем и его видами, педагог систематизирует и закрепляет знания д...