Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Календарь природы» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карабанова Ольга Ивановна

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. Занятие интегрированное, где происходит знакомство детей с календарем и его видами, педагог систематизирует и закрепляет знания детей об времени года осень,  и  о ее трех периодах (ранняя, золотая, поздняя). В практической части занятия дети выполняют коллаж и создают свой  дизайнерский календарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kalendar.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Росинка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему: «Календарь природы»

 для детей старшей группы

Составила воспитатель:

Карабанова О. И.

Белгород  2021г.

Образовательная область:  познавательное развитие.  

Интеграция с образовательными областями: художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное  развитие, речевое развитие.

Цель: Систематизация знаний  детей о времени года осень, и о её  периодах (ранняя, золотая, поздняя).

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их.

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, характерных признаках осени, о растительном и животном мире.

Закреплять  умение анализировать и делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

Активизировать словарь детей.

                                                                                                                         

Оборудование: Разные виды календарей, три заготовки для дизайнерского календаря - коллажа, рисунки к ним,  репродукции картин художников, демонстрационное пособие «Осенний  лес», музыкальные произведения в записи. Кисти, клей, салфетки.

Предварительная работа: Рассматривание  репродукций картин  И.И Шишкина, И. Э. Грабаря, Левитана,  иллюстраций, календарей, чтение  произведений об осени. Изготовление силуэтов животных, птиц, рисование времени года осень (ранняя, золотая, поздняя).  Лепка овощей, фруктов. Обсуждение осенних примет.

Технические средства: компьютер, USB – флеш - накопитель

Компоненты

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Материалы

Погружение в проблемную ситуацию

Здравствуйте ребята! Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать и узнаете, о чем мы  сегодня  будем говорить

Листья с веток облетают

 Птицы к югу улетают.

Что за время года? — спросим.

 Нам ответят: «Это…»   (осень)

Заканчивается второй месяц осени, а с ним и тема наше месяца «Осень»

Ребята, мы с вами в течении месяца обсуждали, наблюдали за осенними  приметами. Я думаю, все уже прекрасно их знают, определяют, но вот, что интересного вы узнали об осени, того, чего  раньше не знали?

 

Дети приветсвуют воспитателя

отгадывают загадку

Дети отвечают на вопрос

(например: Листья сирени с приходоим осени не желтеют)

Сюжетные картины

Проблемный этап

А как ещё можно узнать, какое время года?

Посмотрите, на столе лежат календари, для чего они нужны? - Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? Чем он помогает людям?

Ответы детей (по календарю)

Календари разного вида

Информационный этап

С помощью календаря мы можем сосчитать сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.

Календарь это система счисления дней в году. Календарь нам помогает отчитывать время.

- Посмотрите, какие они разные. Календарь – это перечень дней года. В году очень много дней. Все дни года люди разложили на месяцы, их 12. Вот этот – отрывной календарь, вот какой он толстый, каждый листок – день года. Приходит к нам всегда под новый год. Люди в каждый день отрывают от него по листочку, и к концу года он исчезает вообще. Есть вечные календари, которые не нужно менять с каждым годом, у нас в группе такой тоже есть.

-Ребята, календарь у нас висит в доме целый год, пока не пройдут все 12 месяцев, а под новый год старый календарь сменяет новый.

 Первый календарь появился очень давно. Его придумали в – Древнем Египете.

- Как и кто создаёт календари? (дизайнер-это художник, который может  придумать разработать новую идею, рассказать об этом,  нарисовать (оформить), а затем  на типографии его печатают. И потом уже в большом количестве, тираже выпускают эти календари.

-Мы можем придумать свой    календарь. Хотите? 

-Представим, что мы с вами дизайнеры и изготовим календарь по времени года осень. (Как сказала Алиса, что осень делится на 3 периода – ранняя, золотая, поздняя осень

-Что нам нужно для того, чтобы создать календарь? ---

-Я предлагаю вам, разделиться на три группы. На  основе приготовленных материалов самостоятельно вы будете создавать три страницы с тремя периода осени,  выберите рисунки, наклейте.

В тот момент, когда мы будем делать календарь зазвучит  музыка, которая нам тоже расскажет об осени.

Физ минутка с массажными мячиками.

«Ёжик»

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Нам «Спасибо!» пропищал.

 

 Рассматривают календари: перекидной, карманный, настенный, настольный, отмечают их яркость и схожесть друг с другом.

Ответы детей

Просмотр презентации

Ответы детей (бумага, картинки, клей.. )

Дети по желанию делятся на группы

Выбирают картинки, которые характерны именно для данного периода осени

Дети объясняют свой выбор материала, его расположение, беседует о признаках месяца: «Что изображено?», «Почему так расположил?»)

Выполняют физ. минутку с массажными мячами

Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Презентация: «Как на типографии создают календари»

Стол с желтой коробкой.

Музыкальное сопровождение

Массажные мячики

Рефлексивный этап

-Кто хочет  рассказать о своём календаре? Отразили мы характерные признаки осени (сезона)?  

-Почему вы думаете, что изображена ранняя осень? Кто дополнит? Чем особенно вам нравится свой календарь

-С помощью чего люди могут планировать свое время?

- Где появился первый календарь?

-А теперь закроем глаза и представим, какие звуки мы можем услышать осенью?

 Воспитатель предлагает детям в дальнейшем сделать на все времена года, сшить и повесить в группе свой личный календарь природы.

Ответы детей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею". Подготовительная группа.

Конспект образовательной деятельности разработан для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности. Цели: продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы; формировать предст...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие для детей подготовительной к школе группы Тема: «День да ночь, сутки прочь»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»Г. СОВЕТСКИЙ»          Конспектнепосредственно – образовательной...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Волшебные свойства воды» в старшей группе

Цель: развивать желание познавать окружающий мир через познавательно-исследовательскую деятельность Задачи:Образовательные:закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, без запаха);закрепля...