Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Кичигина Анна Владимировна

Образовательные: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Развивающие: расширять словарный запас, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

Воспитательные: воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитее, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: изучение различных природных явлений, изготовление конуса.

Материал и оборудование: телевизор, фильмы «Что такое вулканы», «Извержение вулкана», картинки с изображением вулкана; картинки с изображением природных явлений; мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», поддоны; конусы; сода; уксус; красная краска; моющая жидкость; чайная ложка.

Словарная работа: исследователь, кратер, жерло, лава, вулкан, спящий, действующий, потухший, конусный, щитовой, вулканолог.

Методические приёмы: организационный момент, приглашение в лабораторию исследователей, разгадывание загадок, составление слова «вулкан», рассказывание легенды о вулкане, рассматривание иллюстраций вулканов, просмотр фильмов «Что такое вулкан?», «Извержение вулкана», ознакомление с мнемотаблицей опыта «Извержение вулкана»,  самостоятельная работа детей (опыт «Извержение вулкана»), сюрпризный момент «Сладкий вулкан», итог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izverzhenie_vulkana_kichigina.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНРОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №19 «ЯБЛОНЬКА»

Конспект

проведения образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему «Извержение вулкана»

для детей старшего дошкольного возраста

Составила и провела

воспитатель

Кичигина А.В.

                                                     Видное. 2021 год  

Программное содержание:

Образовательные: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Развивающие: расширять словарный запас, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

Воспитательные: воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитее, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: изучение различных природных явлений, изготовление конуса.

Материал и оборудование: телевизор, фильмы «Что такое вулканы», «Извержение вулкана», картинки с изображением вулкана; картинки с изображением природных явлений; мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», поддоны; конусы; сода; уксус; красная краска; моющая жидкость; чайная ложка.

Словарная работа: исследователь, кратер, жерло, лава, вулкан, спящий, действующий, потухший, конусный, щитовой, вулканолог.

Методические приёмы: организационный момент, приглашение в лабораторию исследователей, разгадывание загадок, составление слова «вулкан», рассказывание легенды о вулкане, рассматривание иллюстраций вулканов, просмотр фильмов «Что такое вулкан?», «Извержение вулкана», ознакомление с мнемотаблицей опыта «Извержение вулкана»,  самостоятельная работа детей (опыт «Извержение вулкана»), сюрпризный момент «Сладкий вулкан», итог.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся и улыбнемся им, чтобы предать  свое радостное настроение.

Воспитатель: Сегодня нас с вами пригласили в клуб исследователей. Кто мне расскажет, кто это такие – исследователи?

Дети: Это люди, которые занимаются научными исследованиями, чтобы другие люди получили много знаний.

Воспитатель: Вы хотите попасть в клуб исследователей?

Дети: Да!»

  1. Основная часть

Воспитатель: Чтобы попасть в клуб исследователей, необходимо разгадать загадки. Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда внимательно меня слушайте:

Журчит в холодном роднике,

Зимой, застыв, алмазом блещет,

Дрожит дождинкой на листке,

Висит туманами в овраге,

От жажды бережёт всегда,

С собой приносит сырость, влагу

Всем людям нужная ... (Вода).

Воет ветер, гонит пыль, 
Гнёт к земле траву, ковыль. 
Хлещет ливень, гром гремит, 
Небо с нами говорит. 
Мчится, словно хулиган, 
Этот страшный...
(Ураган )

В воде не тонет, а плывёт,

А от огня он слёзы  льёт.

Лучом на солнышке  сверкнёт,

Как стёклышко прозрачный (лёд)

Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь —
Под моим окошком
Что звенит? …(
Капель)

Меряет его прибор,

Родственник термометра.

Людям служит с давних пор

Стрелочка барометра.

Если низкое оно,

То стучится дождь в окно.

Если вверх оно идет,

То дождя никто не ждет. (Атмосферное давление)

Его не трудно увидать,

Лишь стоит голову поднять

И посмотреть во все глаза.

Там солнышко или гроза,

Там птица точкою видна,

Там ночью плавает луна.

По цвету может быть любое,

Но красивее – голубое. (Небо)

Воспитатель: Молодцы! Но это ещё не все. Чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, нужно угадать все первые буквы тех слов, которые вы угадали. Какая первая буква в слове «вода»?

Дети: «В»

Воспитатель: В слове «ураган»?

Дети: «У»

Воспитатель: В слове «Лёд»?

Дети: «Л»

Воспитатель: В слове «Капель»?

Дети: «К»

Воспитатель: В слове «Атмосфера»?

Дети: «А»

Воспитатель: В слове «Небо»?

Дети: «Н»

Воспитатель: А теперь прочитайте, какое слово получилось?

Дети: Вулкан.

Воспитатель: Правильно. Вы хотите узнать, что такое вулкан и как происходит извержение?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня в клубе исследователей мы будем вместе с вами изучать это природное явление. А начнем, мы, пожалуй, с легенды о вулкане, которую расскажет нам Дарина.

Рассказ легенды: 

«Жил на свете бог по имени вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим вулкан. (иллюстрации вулкана)

Вулкан имеет форму конуса. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана.

Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть один интересный фильм и закрепить свои знания о том, что такое вулкан, какой формы бывают вулканы, и какие типы вулканов существуют в природе. Смотрите внимательно!

Просмотр учебного фильма «Вулканы и гейзеры»

Воспитатель: Что такое вулкан?

Дети: Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

Воспитатель: Какой формы бывают вулканы?

Дети: Конический вулкан и щитовой вулкан.

Воспитатель: Какие типы вулканов вы запомнили?

Дети: Действующий, спящий, потухший.

Воспитатель: Правильно, действующий – это вулкан. Извергающий в настоящее время; спящий – не извергался, но сохранил свою форму; потухший – сильно разрушенный вулкан.

Воспитатель: Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары. В настоящее время специальные люди-ученые изучают вулканы и сообщают об извержениях заранее. И если в этом месте есть жители, то они смогут покинуть город и спастись. Таких ученых называют вулканологи. 

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть, как «ожил» один из вулканов в Мексике.

Просмотр видео «Извержение вулкана»

(во время него воспитатель читает стихотворение):

Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!

Воспитатель: Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно?

Дети: Да!

Воспитатель: Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?

Дети: Да!

Воспитатель: Я приготовила для вас схему этого опыта (воспитатель объясняет последовательность проведения опыта, используя мнемотаблицу опыта «Извержение вулкана»).

А сейчас давайте пройдем в лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов.

 Давайте посмотрим:

— Из чего сделаем основание вулкана? (из конуса который мы сделали заранее)

— Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустой стаканчик.

Все это ставим на тарелочки.

Используя схему проведения опыта, начинаем работать.

— Насыпаем 3ложки соды. Добавляем красной краски. 5 ложек моющей жидкости, 5 ложек воды. А теперь внимание!

Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

 Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси. 

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. А сейчас возьмите свои блокноты и зарисуйте свой опыт.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно,  и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается

Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются чупа-чупсы).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Календарь природы» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. Занятие интегрированное, где происходит знакомство детей с календарем и его видами, педагог систематизирует и закрепляет знания д...

Конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» - формирование элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений в младшем возрасте так или иначе связаны со знанием сенсорных эталонов. Поэтому предлагаю конспект занятия по закреплению знаний о сенсорных этал...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитиена тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: закреплят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Знакомство с матрешкой» для детей раннего возраста . Вид деятельности « ФЭМП»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Знакомство с матрешкой» для детей раннего возраста .Вид дея...

Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «В стране математики» для детей старшей группы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГОМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНРОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №19 «ЯБЛОНЬКА»...

Конспект Проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие в страну математики» (для детей старшего дошкольного возраста)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИДНОВСКАЯ СОШ №10, дошкольное отделение Семицветик»...