Проект по формированию экономических представлений "Путешествие в мир экономики" подготовительная группа
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Смышляева Елена Михайловна

Данный проект поможет детям сформировать представления об экономических понятиях, научит решать простейшие экономические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekonomika.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное  автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинска.

                                                                       

                                                                       Утверждаю

                                                                     Заведующая МДОАУ  д/с №2

                                                                        Серёжникова С. А.__________

«______»______________2021 г.

                                                                      Утверждён на педагогическом

                                                                        совете от «_____»_____2021 г.

 Проект по формированию экономических представлений

«Путешествие в мир экономики»

в старшей группе.

(Сентябрь 2021 – май  2022 г.)

                                                                                   Составила: воспитатель

                                                                          Смышляева Е. М.

Г. Райчихинск

2021 г.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. – май 2022г.)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Актуальность

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы: Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

         Цель проекта: Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего возраста.

Задачи проекта:

Образовательные

- познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства);

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей.

Развивающие:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

- наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием.

Воспитательные:

- воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;

- воспитывать любовь и уважение к старшим;

- вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Путешествие в мир экономики».

- Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.

-Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

- Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономики».

Предполагаемые результаты:

-  знать основные финансово-экономические понятия и категории;

-  иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;

-  обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;

-  воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

-  развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;

-  иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;

-  уметь соизмерять  свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;

-  уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

-  понимать и ценить окружающий  предметный мир, как результат труда людей;

-  уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

-  осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

Реализация проекта:

Работа с детьми:

Сентябрь

1. Беседа:  «Трудиться  полезно и почетно»

2. Просмотр мультфильмов: «Лиса и заяц»,

3. Д/и «Что создается трудом», «Угадай профессию»

4.Чтение рассказа  Евгения Пермяка «Для чего руки нужны»

Октябрь

1. Беседа «Бюджет семьи»

2. Дидактическая игра «Какие бывают доходы», «Кому что нужно для работы»

3. Сюжетно - ролевая игра «Семья. Кто и где зарабатывает деньги?»

4. Раскраски «Кем работает мама, папа»

Ноябрь

1.Экскурсии по детскому саду (медицинский кабинет, прачечная, кухня)

2. Беседы: «Что такое профессия?», «Угадай профессию», «Люди каких профессий производят еду, жилище, обувь и.т.д?»

3. Чтение Д.Родари «Чем пахнут ремесла»

4. Загадки о профессиях

5. Сюжетно-ролевая  игра «Детский сад»

Декабрь

1.Беседа: «Что такое деньги».

2. Тематический стенд: «Какие деньги были и какими стали» (эволюция денег)

3. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Мы идём за покупками».

4. Д/ и «Купи другу подарок»

5. Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

Январь

1.Беседы: «Эффективное расходование ресурсов» (экономия воды при мытье игрушек, рук), «Испорченные вещи»

2 Чтение рассказа Носова «Заплатка»

3. Д/и «Как продукт труда в товар превращается»

4. Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы»

5.  Конструирование «Дом моей мечты»

Февраль

1.Демонстрация презентации «Откуда берутся деньги»

2.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

3.НОД «Дом, в котором «живут» деньги»

4. Д/и «копилка»

Март

1. НОД «Путешествие денежки»

2 Экскурсия к зданию банка.

3. Сюжетно-ролевая игра «Банк»

4. Игровая ситуация «Сколько это стоит?»

5. Чтение Л. Стахович «Где живут денежки»

Апрель

1. Беседа «Что такое реклама и для чего она нужна»

2. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

3. Д/и «К какому товару эта реклама»

4. Продуктивная деятельность « Нарисуем рекламу»

5. Пластилиновые игрушки (покупаем, продаем свои поделки, обмениваемся).

Май

1.Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

2. Интеллектуально – познавательная игра «Путешествие в страну Экономики»

3.с/р игры «Супермаркет».

4.Д/и «Угадай, где продаются»

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие

Взаимодействие с родителями:

Консультации:

  • «Помогите детям осознать стоимость вещей»;
  • «Учите детей бережливости»;
  • «Привлекайте детей к работе по дому»;
  •  «Формируйте у детей разумные потребности»;
  • «Рассказывайте детям о своей работе»;
  • «Не скрывайте от детей свое материальное положение».

Родительское собрание на тему:

  • «Игра как средство экономического воспитания детей»
  • «Семейный бюджет и ребенок».

Анкетирование

  • «Экономическое воспитание дошкольников»;

Ожидаемые результаты:

-  Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

-   Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.

-   Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

-   Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с  детьми в сфере личных финансов.

-   Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Литература:

1. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

2. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

3 . Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с

4.Поварницина Г.П., Киселёва Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.

5. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/26898

6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/02/16/dolgosrochnyy-proekt-v-starshey-gruppe-finansovaya-gramotnost


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой творческий проект по формированию КГН для реализации в младшей группе "В гостях у Мойдодыра"

Особое внимание по формированию КГН необходимо уделять детям до  пяти лет, которым  "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляет большое удовольствие. Для формирования привычек и ...

Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе «Правильно питайся — здоровья набирайся!»

Тема проекта: «Правильно питайся – здоровья набирайся!      Цель проекта: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о    правилах здорового пит...

Краткосрочный проект по формированию здорового образа жизни в подготовительной группе.Тема: «Правильно дышать и больше петь – возможность долго жить и не болеть»

Пояснительная записка:Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. Для детей дошкольного возраста возможность в ДОУ получать знания, умения и навыки, предусмотренные программой - показа...

"Образовательный проект по формированию экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста "Экономыч"

Описание  образовательного проекта  по формированию экономической грамотности  детей 5-7 лет "Экономыч"...

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшей группы

Материал подобран с учетом физиологических особенностей детей 5-ти летнего возраста; методических требований к образовательному процессу в ДОУ, зоны ближайшего развития и образовательной программы....

«Путешествие в страну Экономики. Для чего нужны деньги?» Краткосрочный, познавательный проект по финансово-экономической грамотности для детей средней группы

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подр...

Проект по финансово-экономической грамотности детей в подготовительной группе: « Туристический город Санкт- Петербург»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...