Семинар на тему: Подбираем игры по финансовой грамотности для дошкольников.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Подбираем игры по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_finansy_i_igry.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар на тему: «Подбираем игры по финансовой грамотности для дошкольников»

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Ход семинара - практикума:

 Воспитатель: Доброй день, уважаемые коллеги! Я очень рада встречи с вами и надеюсь, что она будет интересной и пройдет с пользой.

- Но чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку.

«Шуточные вопросы»:

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)

- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

- Какое животное всегда при деньгах?

- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)

- Молодцы!

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры необходимо использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

Предлагаю вашему вниманию примерные дидактические игр по месяцам:

Сентябрь

«Здравствуй, страна экономика!»

д/и «Хорошо-плохо»

Цель: закрепить представление детей о том, что надо беречь энергию, воду.

д/и «Собери цветок»

Цель: закрепить знания детей об основных потребностях человека.

 

Октябрь

«Деньги»

д/и «Назови монетку»

Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь.

д/и «Путешествие денежки»

Цель: закрепить знания детей о денежных знаках разных стран.

д/и «Узнай флаг и валюту страны»

Цель: расширять представления детей о флагах и денежных знаках разных стран мира; развивать внимание, память.

Ноябрь

«Бюджет»

Игры для детей 5-6 лет

д/и «Я хочу»

Цель: развивать умения группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.

д/и «Какие бывают доходы?»

Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные, дополнительные).

 

Декабрь

«Моя копилка»

Игры для детей 5-6 лет

д/и «Копилка»

Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.

 

д/и «Магазин игрушек»

Цель: предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть товар»: материал, место производства, цену.

Январь

«Дом, где живут деньги»

Игры для детей 5-6 лет

д/и «Банк»

Цель: на конкретном примере показать детям, что такое банк, для чего он существует, его назначение; рассказать о работе служащих банка; дать понятие о том, что именно банк – надежное хранилище наших денежных средств; расширять знания детей о банке, как об одном из средств экономики.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Февраль

«Труд»

Игры для детей 5-6 лет

д/и «Вершки-корешки»

Цель: закрепить название продуктов производства овощевода.

Материал: картинки с изображением овощей, блюд из овощей.

д/и «Кому что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей об инструментах; расширять представления об их роли в изготовлении продуктов труда.

д/и «Фермер - овощевод»

Цель: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; воспитывать интерес к людям разных профессий.

д/и «Предприятия нашего города»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

Март

«Реклама»

Игры для детей 5-6 лет

Игра «Упаковка»

Цель: развивать умение детей правильно воспринимать информацию в рекламе.

д/и «Рекламные парные картинки»

Цель: закрепить знание детей о рекламе, развивать речь, внимание, зрительную память.

 

Апрель

«Товар, цена, стоимость»

Игры для детей 5-6 лет

д/и «Дешевле – дороже»

Цель: развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене, развивать самостоятельность в принятии решения о покупке.

д/и «Что быстрее купят?»

Цель: развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

д/и «Давай поменяемся»

Цель: познакомить детей с понятием «обмен».


В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. (Привести примеры)

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе работы по финансовой грамотности дидактические игры включаются в содержание занятий и проводятся вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаются необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников

некотрые игры по финансовой грамотности старших дошкольников...

Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников.

Игры по финансовой грамотности для старших дошкольников помогут сделать экономику понятной. И войти в сложный мир предметов,вещей и человеческих отношений опираясь на свой "жизненый опыт". Д...

Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников

Игры помогут педагогу объяснитоь сложные экономические понятия, закрепить знания об окружающих предметах и явлениях....

Конспект занятия - игры по финансовой грамотности старших дошкольников

Конспект сценария квест-игры по станциям «В ГОСТЯХ У ДЕНЕЖКИ». Цель: формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей ...

Мастер-класс. Тема: «Через игру к финансовой грамотности дошкольника»

Что же такое финансовая грамотность? В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных ...