Семинар на тему: Подбираем игры по финансовой грамотности для дошкольников.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Подбираем игры по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар на тему: «Подбираем игры по финансовой грамотности для дошкольников»
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Ход семинара - практикума:
Воспитатель: Доброй день, уважаемые коллеги! Я очень рада встречи с вами и надеюсь, что она будет интересной и пройдет с пользой.
- Но чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку.
«Шуточные вопросы»:
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- Какое животное всегда при деньгах?
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
- Молодцы!
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры необходимо использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
Предлагаю вашему вниманию примерные дидактические игр по месяцам:
Сентябрь
«Здравствуй, страна экономика!»
д/и «Хорошо-плохо»
Цель: закрепить представление детей о том, что надо беречь энергию, воду.
д/и «Собери цветок»
Цель: закрепить знания детей об основных потребностях человека.
Октябрь
«Деньги»
д/и «Назови монетку»
Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь.
д/и «Путешествие денежки»
Цель: закрепить знания детей о денежных знаках разных стран.
д/и «Узнай флаг и валюту страны»
Цель: расширять представления детей о флагах и денежных знаках разных стран мира; развивать внимание, память.
Ноябрь
«Бюджет»
Игры для детей 5-6 лет
д/и «Я хочу»
Цель: развивать умения группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.
д/и «Какие бывают доходы?»
Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные, дополнительные).
Декабрь
«Моя копилка»
Игры для детей 5-6 лет
д/и «Копилка»
Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.
д/и «Магазин игрушек»
Цель: предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть товар»: материал, место производства, цену.
Январь
«Дом, где живут деньги»
Игры для детей 5-6 лет
д/и «Банк»
Цель: на конкретном примере показать детям, что такое банк, для чего он существует, его назначение; рассказать о работе служащих банка; дать понятие о том, что именно банк – надежное хранилище наших денежных средств; расширять знания детей о банке, как об одном из средств экономики.
Практика «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Февраль
«Труд»
Игры для детей 5-6 лет
д/и «Вершки-корешки»
Цель: закрепить название продуктов производства овощевода.
Материал: картинки с изображением овощей, блюд из овощей.
д/и «Кому что нужно для работы?»
Цель: закрепить знания детей об инструментах; расширять представления об их роли в изготовлении продуктов труда.
д/и «Фермер - овощевод»
Цель: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; воспитывать интерес к людям разных профессий.
д/и «Предприятия нашего города»
Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.
Март
«Реклама»
Игры для детей 5-6 лет
Игра «Упаковка»
Цель: развивать умение детей правильно воспринимать информацию в рекламе.
д/и «Рекламные парные картинки»
Цель: закрепить знание детей о рекламе, развивать речь, внимание, зрительную память.
Апрель
«Товар, цена, стоимость»
Игры для детей 5-6 лет
д/и «Дешевле – дороже»
Цель: развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене, развивать самостоятельность в принятии решения о покупке.
д/и «Что быстрее купят?»
Цель: развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
д/и «Давай поменяемся»
Цель: познакомить детей с понятием «обмен».
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. (Привести примеры)
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе работы по финансовой грамотности дидактические игры включаются в содержание занятий и проводятся вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаются необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-963612-1508842451.jpg)
Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников
некотрые игры по финансовой грамотности старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/01/picture-1277122-1604219287.jpg)
Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников.
Игры по финансовой грамотности для старших дошкольников помогут сделать экономику понятной. И войти в сложный мир предметов,вещей и человеческих отношений опираясь на свой "жизненый опыт". Д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/30/picture-718239-1448904678.jpg)
Дидактические игры по финансовой грамотности для дошкольников
Игры помогут педагогу объяснитоь сложные экономические понятия, закрепить знания об окружающих предметах и явлениях....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/09/picture-738362-1604907820.jpg)
Конспект занятия - игры по финансовой грамотности старших дошкольников
Конспект сценария квест-игры по станциям «В ГОСТЯХ У ДЕНЕЖКИ». Цель: формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/15/picture-1221723-1694792838.jpg)
Мастер-класс. Тема: «Через игру к финансовой грамотности дошкольника»
Что же такое финансовая грамотность? В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных ...