проект "Я, профессия и финансы"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Хлыстунова Валентина Евгеньевна

Проект по развитию ранней профориентации детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_professiya_i_finansy_hlystunova_v.e.docx73.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                                                      детский сад «Жемчужинка»

Проект по ранней профориентации в детском саду для детей 5-7 лет

"Я, профессия и финансы"

 Воспитатель первой категории:

Хлыстунова Валентина Евгеньевна                                                    

с. Багдарин, 2022

Введение

Формирование личности компетентной в своей профессии, способной к саморазвитию, является одной из главных задач современного образования. Поэтому, процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.

Актуальность проекта

Актуальный вопрос о профессиональном самоопределении возникает в старших классах школы в связи с необходимостью выбрать будущую профессию. А ведь скрытые резервы профориентации таятся еще на этапе дошкольного детства. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Ранняя подготовка ребенка к выбору профессий заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить с различными видами труда и  в дальнейшем  облегчить самостоятельный выбор. Организация ранней профориентации дошкольников включает в себя элементарные знания детей о профессиях,  о видах орудий труда, о важности и значимости труда взрослых, о правильности расчетов финансовых затрат и доходов.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок дошкольного возраста ежедневно слышит такие понятия как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономно и т.п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как в это время закладываются начальные знания будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека

Знания о трудовой и финансовой деятельности людей играют огромную роль в процессе социализации ребенка, они дают понять дошкольнику, как устроено общество, какие задачи оно выполняет, и как велика значимость труда каждого человека. Вместе с тем, знакомясь с особенностями трудовой деятельности взрослых, у детей дошкольного возраста формируется интерес и положительное отношение к труду.

Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлечённых своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Это также предполагает системный, комплексный подход к созданию условий развития ранних представлений о профессиях взрослых у детей дошкольного возраста.

Гипотеза проекта

Целенаправленное знакомство  с профессиями, воспитание  ценностного отношения к собственному труду и труду взрослых,  будет осуществляться более эффективно через непосредственное  вовлечение детей в трудовую деятельность (поручения, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, труд по обслуживанию игр и занятий и др.), наблюдения, экскурсии, игровую деятельность.

Педагогическая целесообразность, новизна цель и задачи проекта

Педагогическая целесообразность данного проекта состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и основ финансовой грамотности. Новизна данного проекта заключается в комплексном решении задач социально-педагогического направления. Введение в педагогическую практику новых форм работы с дошкольниками с целью их развития. 

В проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников: изучение особенностей различных профессий, посещение рабочих мест, рассматривание наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. В основу этой системы  легла игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте, были созданы определенные условия для развития игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач, будут привлечены социальные партнеры. Так как развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный стимул для духовно-нравственного развития и обогащения личности каждого ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Цель: создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации старших дошкольников через финансовую грамотность

Задачи:

  • расширить представления детей о профессиях взрослых;
  • формировать финансовую культуру детей;
  • формировать основы технической грамотности дошкольников;
  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников;
  • обеспечить повышение квалификации педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • развивать методическую компетентность педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста.

Сроки: октябрь 2022г. – май 2024 г

Участники проекта: воспитанники 5-7 лет, педагоги, родители, социальные партнеры. 

Формы и методы работы с дошкольниками:

-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

-непосредственно образовательная деятельность;

-игры, праздники и развлечения;

-самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Ожидаемый результат:

  • у ребенка расширены знания и представления о профессиях, в том числе и о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей) ;
  • ребенок имеет представления о современных технических профессиях нашего региона;
  • сформировано умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях. 
  • ребенок моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
  • ребенок знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • ребенок понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

Направления работы по проекту: 

1) Технологическое, дидактическое и информационное обеспечение ранней профориентации дошкольников;

2) Взаимодействие с родителями по профориентации дошкольников;

3) Кадровое обеспечение ранней профориентации дошкольников;

4) Социальное партнерство по ранней профориентации дошкольников.

Используемые образовательные технологии:

  1. Технология проектной деятельности
  2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
  3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) 
  4. Информационно-коммуникационные технологии: мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии.
  5. Технология исследовательской деятельности.

Для решения поставленных задач в группе создается мобильная РППС удовлетворяющая образовательные потребности по развитию ранней профориентации в группе.

Центр познания. В этом центре расположены дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с профессиями

Центры сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к сюжетно - ролевым играм «Поликлиника», «Пожарная часть», «ГИБДД», «Магазин» и др.  подбираются, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Литературный центр. Набор книг постоянно меняется, обеспечивает литературное развитие дошкольников. Имеется достаточное количество предметным картинок о мире профессий.  

План реализации проекта:

I этап – Информационно-аналитический, организационный этап (июнь 2022г.- сентябрь 2022г.)

1. определение целей и задач проекта;

2. сбор методического, научно – популярного материала;

3. разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с профессиями;

4. проведение индивидуальных бесед с детьми о том, кем и где работают их родители;
         5. внесение в группу книг, открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов-помощников;
         6. оформление стенда «Какие бывают профессии»;

7. прогнозирование результата;

8. мониторинг воспитанников;

9. анкетирование родителей.

II этап — Внедренческий этап (октябрь 2022г. - апрель 2024г.)

1. Реализация мероприятий, направленных на создание условий для реализации проекта;

2. Обновление содержания организационных форм, методов, мотивации, педагогических технологий;

 3. Вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений;

4. Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;

Реализация второго этапа проекта предполагает составление календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей, организацию развивающей предметной среды: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.

III этап - Рефлексивно – обобщающий (результативный) этап (май 2024г.)

1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для ранней профориентации дошкольников;

2. Проведение мониторинга по оценке влияния созданных методических, организационно-педагогических условий, предметно-игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.

3. Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности на Педагогическом совете.

Реализация основных видов деятельности по плану проекта.

1. Организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах по реализации ООП ДО МАДОУ детский сад «Жемчужинка»

2. Профориентационные сюжетно-ролевые игры

3. Дидактические игры по теме профориентации

         4. Чтение художественной литературы по теме проекта

         5. Беседы по теме проекта

         6. Детская проектная деятельность по теме проекта  

          7. Выставка лэпбуков «В мире профессий»

         8. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для эффективной профориентации детей дошкольного возраста:

 - «Центр науки и естествознания»;

- «Центр занимательной математики»;

- «Центр конструктивно-модельной деятельности»;

- «Центр игры» - современные профориентационные игры.

     9. Педагогический совет «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста, как один из факторов их успешного личного роста»

 10.Консультации, семинары-практикумы для педагогов по теме проекта 11.Работа с родителями (законными представителями) по вопросам ранней профориентации дошкольников и воспитанию финансовой культуры.

План взаимодействия с родителями (законными представителями)

по ранней профориентации дошкольников

Тема

Цель

сроки

Анкетирование родителей «Игры моего ребенка»

Привлечь родителей к профориентационной работе с дошкольниками.

Привлечь родителей к изготовлению лэпбуков или презентаций «В мире профессий»

сентябрь 2022

Консультация для родителей «Как профессия родителей влияет на ребенка»

Октябрь 2022

Консультация «Построение развивающей среды с учетом ранней профориентации дошкольников»»

Привлечь родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы

Ноябрь 2022

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»

Познакомить родителей с профориентационными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими)

Декабрь 2022

Консультация для родителей «Чтение художественной и познавательной литературы как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников»

Привлечь родителей к совместному чтению

Февраль 2023

Выставка ИЗО и ДПИ «Мамы разные

нужны, мамы

всякие важны»

Привлечь

родителей к

совместному творчеству, организовать выставку совместных работ.

Март 2023

Экскурсия в ЦРБ

Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие  социализации детей,

формирующие у них

отношение к профессии.

Апрель 2023

Семейный клуб «Как в игровой форме рассказать ребенку о семейном бюджете»

Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие формированию финансовой культуры у детей

Май 2023

Экскурсия в МАОУ «Багдаринская средняя  общеобразовательная школа»

Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие  социализации детей,

формирующие у них

отношение к профессии

Сентябрь 2023

Экскурсия на хлебозавод

Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие  социализации детей,

формирующие у них

отношение к профессии, финансовую культуру

Октябрь 2023

Презентация для родителей «Все работы

хороши –

выбирай на вкус»

Привлечь  родителей к

совместному творчеству

( изготовление атрибутов к

сюжетно-ролевой игре)

Ноябрь 2023

Консультация для родителей «Человек труда – звучит гордо»

Привлечь родителей к изготовлению альбомов

Декабрь 2023

Круглый стол «Физическое развитие ребенка в семье и дома»

Привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами ДОУ

Январь 2024

Консультация для родителей «Профессии моей семьи»

Расширение представлений детей о профессиях родителей Презентация детских проектов в подготовительной к школе группе «Профессии моей семьи»

Февраль 2024

Экскурсия в магазин

Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии, финансовую культуру

Март 2024

Консультация для родителей «Организация детской профориентационной олимпиады для детей 6-7 лет  «Фейерверк профессий»

Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии

Апрель 2024

Совместное итоговое мероприятие Олимпиада «Фейерверк профессий»

Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии

Май 2024

Ресурсное обеспечение

В дошкольном учреждении имеются все необходимые условия для реализации проекта, посредством организации различных видов детской деятельности.

Методические условия:

-  разработка  методических  рекомендаций  для  педагогов  по  ранней

профориентации дошкольников;

-  обобщение  и  распространение  педагогического  опыта  по  ранней

профориентационной работе;

 -  повышение  уровня  теоретической  и  психолого-педагогической

подготовки педагогов;

-  обогащение  новыми  педагогическими  технологиями,  формами,

средствами и методами профориентационной работы;

- организация взаимодействия, сотрудничества с социальными партнерами по вопросам ранней профориентации дошкольников.

 

Материально – технические условия:

Реализация проекта «Я, профессия и финансы» опирается на материально-техническую базу дошкольного учреждения МАДОУ детский сад «Жемчужинка».

Согласно возрастным особенностям детей, групповое помещение условно

делится на центры активности, где дошкольники могут упражняют себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности деятельности. Организация развивающей предметно-пространственной  среды  помещения  педагогически  целесообразна,  создает комфорт,  способствуя  эмоциональному  благополучию  детей, предполагает познакомить детей с многообразием профессий нашего региона.

Тематический план

2022-2023 уч.г. (1-й год обучения)

Мероприятие

сроки

1. Организация профориентационных сюжетно-ролевых игр

1

1. «Кондитерская фабрика»

2. «Магазин» (овощной, хлебный)  

3. «Поликлиника»

4. «Экскурсия». Экскурсия по селу Багдарин

5. «Зоопарк»

октябрь

2022г

2

1. «Ферма»

2. «Корабль»

3. «Транспорт»

4. «Детский сад»

5. «Магазин» (кондитерский, хлебный)

6. «Аптека»

Ноябрь 2022

3

1. «Ферма»

2. «Кафе»

3. «Магазин «Детский мир»

4. «Детский сад»

5. «Путешествие»  

6. «Железнодорожный транспорт»

Декабрь 2022

1. «Консервный завод»

2. «Больница» (с разными отделениями)  

3. «Поликлиника»  

4. «Строительство» (космодрома)  

5. «Космическое путешествие»

январь 2023

1. «Комбинат бытового обслуживания»

2. «Почта»

3. «Аэропорт»

4. «Театр»

5. «Ателье»

6. «Железнодорожный транспорт»

февраль 2023

1. «Школа»

 2. «Цирк»

3. «Рыболовецкое судно»

 4. «Консервный завод»

5. «Библиотека»

6. «Кафе»

март 2023

1. Банк»

2. «Магазин» (Готовая одежда)

3. «Транспорт»

4. «Автосервис»

апрель 2023

1. «Парикмахерская» (дамский и мужской зал)  

2. «Зоопарк»

3. «Конструкторское бюро»

4. «Театр»

5. «Космос»

май 2023

2. Образовательная деятельность по формированию у детей представлений о мире современных технических профессий

1

1.«Строительные конструкции, здания и сооружения. Дома деревянные, каменные, кирпичные»

2.«Градостроительство, планировка сельских населенных

Пунктов. Строим село»

октябрь

2022

2

1. «Приборы измерения: сантиметровая лента, термометр,

весы»

2. «Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы. Бинокль»

Ноябрь 2022

3

1. «Технология швейных изделий . Конструирование головных уборов»

2. «Конструирование аксессуаров» (украшения, сумки, ремни, платки)

Декабрь 2022

1.«Вычислительные машины, комплексы и компьютерные

сети. Калькулятор»  

2. «Специальные автомобили»

январь 2023

1.«Золотодобывающая промышленность»

2. «Организация производства (по отраслям). Хлебозавод»

февраль 2023

1. «Машины и аппараты, процессы холодильной и

криогенной техники, систем кондиционирования и

жизнеобеспечения.  Сумка-холодильник»

2.  «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

«Телефон»

март 2023

1. «Аэродинамика и процессы теплообмена летательных

Аппаратов. Бумажный самолет»

2. «Роботы, мехатроника и робототехнические системы. Роботы – помощники»

апрель 2023

1. «Проектирование, конструкция и производство

летательных аппаратов. Дельтаплан»

2. «Наземные комплексы, стартовое оборудование,

эксплуатация летательных аппаратов. Катапульта»

май 2023

3. Образовательная деятельность по воспитанию у детей финансовой

культуры

1

1. Беседа «История денег»;

2. Экскурсия в банк.

3.  НОД «Знакомство с новой  современной профессией - банкир»;

4. Дидактическая игра «Что создается трудом?»

5. Дидактическая игра «Угадай профессию по продукту труда»

октябрь

2022

2

1. Беседа «Зачем придумали деньги?»

2.Сюжетно-ролевая игра «В гостях у семьи Экономистов».

3. Интегрированная беседа «Где живут деньги?»

4. Интегрированная беседа «Как деньги попадают к людям?»

5. Чтение художественной литературы: «Муха- Цокотуха»  К.И.Чуковский,    «Золотой ключик, или приключения Буратино»  А.Н. Толстой.

6. Дидактическая игра: «Что важнее?»

ноябрь

2022

3

1.Интегрированная беседа «Где покупают и продают различные товары?»

2.Интегрированное занятие «В продавцы бы я пошел, пусть меня научат»

3.   Интегрированная беседа «Выбираем: дорого-дешево»

4.   Дидактическая игра «Сколько это стоит?»

Декабрь 2022

1. НОД по ознакомлению с профессией «Бухгалтер».

2. Встреча с работником бухгалтерии.

 3. Интегрированная беседа «Копим и сберегаем»

4.   Творческое занятие «Наша мастерская»

5.   Дидактическая игра «Открываем кафе, закупаем товар»

январь 2023

1. Интегрированная беседа «Что такое долг?»

2.   Дидактическая игра «Подбери витрину для магазина»

3. Просмотр презентации «Финансовая грамотность в моей семье»;

4. Игра «ДетСберБанк».

5.  Загадывание загадок.

6. Чтение пословиц и поговорок

февраль 2023

1. Интегрированная беседа «Планируем эксперимент»

2.   Дидактическая игра «Что сначала, что затем?»

3.   Интегрированная беседа «Что такое цена, стоимость?»

4.   Инсценировка «Все идет по плану!»

март 2023

1.Интегрированная беседа «Жадность, хорошо или плохо?»

2.   Дидактическая игра «Мастерская»

3.   Интегрированная беседа «Дружба»

4. Просмотр мультфильма «Как Баир друзей нашел»

апрель 2023

1. Интегрированная беседа «Рабочие профессии»

2.   Дидактическая игра «Правильные покупки»

3.   Интегрированное занятие «Туристическое агентство»

4.   Дидактическая игра «Все по закону!»

май 2023

Тематический план

2023-2024 уч.г. (2-й год обучения)

мероприятие

сроки

1. Организация профориентационных сюжетно-ролевых игр

1. «Школа»

2. «Поликлиника»

3. «Транспорт»

4. «Супермаркет»

5. «Парикмахерская»

Октябрь 2023

2

1. «Почта»

2. «Библиотека» (читальный зал)

3. «Автошкола»

4. «Кафе»

5. «Театр»

Ноябрь 2023

3

1. «Телевидение» (конкурс «Голос-дети»)

2. «Строительство» (города)

3. «Ферма»

4. «Цирк»

Декабрь 2023

1. «Телеграф. Почта»

2. «Корабль» (рыболовецкое судно)  

3. «Зоопарк»

    4. «Ветеринарная клиника»

5. «Железнодорожный транспорт».

январь 2024

1. «Космический город»

2. «Больница»

3. «Аптека»

4. «Типография»  

5. «Комбинат бытового обслуживания»

февраль 2024

1. «Станция «Скорая помощь»

2. «Кондитерская»

3. «Конструкторское бюро»

4. «Супермаркет»

5. «Театр»

6. «Корабль»

март 2024

1. «Дом моды»

2. «Пожарная часть»

3. «Банк»

4. «Аэропорт»

5. «Фабрика игрушек»

6. «Магазин «Детский мир»

апрель 2024

1. «Магазин «Ткани»

2. «Кулинария. Кафе»

3. «Фермеры»

4. «Школа»

5. «Цирк»

6. «Консервный завод»

7. «Служба спасения»

май 2024

2. Образовательная деятельность по формированию у детей представлений о мире современных технических профессий

1. «Строительные конструкции, здания и сооружения. Город моей мечты»

2.   «Градостроительство, планировка сельских населенных

Пунктов. Подземный переход»

2

1. «Приборы и методы измерения (по видам измерений). Часы»

2. «Приборы навигации. Компас»

3. «Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы. Телескоп»

Ноябрь 2023

3

1. «Технология швейных изделий. Конструирование одежды из различных материалов»

2.«Вычислительные машины, комплексы и компьютерные

Сети. Наш друг – компьютер»

Декабрь 2023

1. «Эксплуатация автомобильного транспорта»

 «Автосервис»

2.   «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

 «Сотовая связь»

январь 2024

1. «Золотодобывающая промышленность»

2.   «Организация производства (по отраслям). Машиностроение»

февраль 2024

 1. «Дорожные, строительные и подъемно-транспортные

Машины. Дорожная техника: каток, асфальтоукладчик»

2. «Аэродинамика и процессы теплообмена летательных

аппаратов. Воздушный змей»

март 2024

1. «Машиноведение, системы приводов и детали машин. Проектирование машин»

2.«Роботы, мехатроника и робототехнические системы. Роботы будущего»

апрель 2024

1. «Проектирование, конструкция и производство

летательных аппаратов. Самолет»

2. «Наземные комплексы, стартовое оборудование,

эксплуатация летательных аппаратов. Космодром»

3.Итоговое занятие Олимпиада «Фейерверк профессий»

май 2024

3. Образовательная деятельность по воспитанию у детей финансовой

культуры

1

1.Интегрированная беседа «Как продукт труда в товар

превращается»

2. Сюжетно ролевая игра «Банкомат - электронный кассир».

3. НОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

4.   Викторина «Услуга или товар?»

5.   Интегрированная беседа «Что будет, если люди перестанут работать и трудится?»

6.   Инсценировка «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

октябрь

2023

2

1.Беседа  «Дети и деньги».

2. НОД по ознакомлению с профессией «Экономист»;

Просмотр мультфильмов.

3.Интегрированная беседа «Какими деньги были и какими стали?»

4.   Интегрированная беседа «Трудовые деньги»

5.   Дидактическая игра «Мы идем в банк»

Ноябрь 2023

3

1.Викторина « День финансовой грамотности»

 2. Чтение художественной  литературы: «Волшебный банкомат» Т.Л. Попова;  «Пес по имени Мани, или Азбука денег»  Бодо Шефер.

3.Интегрированная беседа «Потребности человека»

4.   Интегрированное занятие «Волшебный город»

5.   Дидактическая игра «Мы идем за покупками»

Декабрь 2023

1. Интегрированная беседа «Разумные траты»

2. Инсценировка «Мишкина копилка»

3.   Викторина «Разумные траты сказочных героев»

4.   сюжетно-ролевая игра «День рождения»

январь 2024

1. Дидактические игры: «Размен», «Услуги и товары», «Что быстрее купят?»

2. НОД по финансовой грамотности «Приключения Мухи-Цокотухи».

3.    Интегрированная беседа «Умей взять, умей и отдать»

4.   Дидактическая игра «Открываем кафе»

5. инсценировка «Долг платежом красен»

февраль 2024

1. Интегрированная беседа ««Планируем день в детском саду»

2. Интегрированное занятие «Творим добро!»

3.   Беседа «Профессии работников банка»

4. НОД по финансовой грамотности  "Азбука денег".

5.  Дидактическая игра «Монополия»;

март 2024

1. Интегрированная беседа «Умей обращаться с вещами»

2.   Дидактическая игра «Профессии будущего»

3.   инсценировка  «Бережливые друзья»

4. НОД по финансовой грамотности «Путешествие в страну денег»

5. дидактическая игра «Из какого магазина товар?»

апрель 2024

1.   Дидактическая игра «Что нужно исследователям?»

2.   Интегрированная беседа «Путешествие по миру с монетой»  

3.   Дидактическая игра «Профессии мира искусства»

4. Оформление выставки «Путешествие монеты по миру»

май 2024

Список литературы

  1. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/
  2. Баранова,  Н.  А.,  Гугуман,  Т.  В.,  Попова,  В.  Ф.,  Романенко,  О.  Г.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых /

Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г. Романенко // Молодой

ученый. – 2015 – № 7 – С. 731-734.

  1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: МозаикаСинтез, 2011. – 136 с.
  2. Гусева Т. Кем быть? // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.
  3. Залялилева  Д.  Р.  Реализация  профориентационной  программы  в  детском саду  как  первая  ступень  к  определению  своего  места  в  современном обществе  /  Д.  Р.  Залялилева,  Л.  И.  Шафикова  //  Воспитание  и  обучение детей младшего возраста. – 2015 – № 5.  
  4. Инновационная  программа  дошкольного  образования  «От  рождения  до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Э.М. Дорофеевой – М.: Мозаика - Синтез, 2019.
  5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  6. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
  7. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.М.:Айрис-пресс, 2008
  8. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.
  9. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.
  10. Профориентационная  работа  в  условиях  дошкольной  образовательной
  11. организации: Методическое пособие – Самара: Изд-во ЦПО, 2013
  12. Ранняя  профориентация  дошкольников:  Пособие  по  ранней профориентации  детей  старшего  дошкольного  возраста  /  Авт.-сост.: Сальникова Т. Г.– Николаевск-на-Амуре, 2015.
  13. Стахович,  Л.В.  Образовательная  программа  «Азы  финансовой  культуры для  дошкольников»:  пособие  для  воспитателей,  методистов  и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
  14. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 207 с.
  15. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014 18. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с

.

 

Приложение 1

Диагностика Представления о труде взрослых

С детьми проводится  индивидуальная беседа.

Задаются  вопросы:

- Какие ты знаешь профессии?

По каждой названной профессии ребенку предлагается  рассказать:

  -Какими орудиями труда пользуется?.

Детям предлагается объяснить процесс работы данной профессии:

-Что делает человек данной профессии?

Ответы детей заносятся в таблицу

Таблица  Диагностика представлений о труде взрослых

Фамилия, имя ребёнка

Профессия

Орудия Труда

Процесс труда (что делает человек?)

Диагностика

Диагностическая карта сформированности знаний у детей дошкольного возраста  по профессиям

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

Вопросы

                              Код ребенка

Перечисли, какие профессии ты знаешь?

Какая профессия у твоей мамы? Твоего  папы?

Какую пользу для общества приносят  полицейские?

Какими качествами должен обладать полицейский?

Кто такой банковский служащий?

Какие инструменты нужны банковскому служащему для работы?

Какую пользу для общества приносят  пожарные?

Какими качествами должен обладать пожарный?

Какие инструменты нужны пожарному для работы?

Как называют врача лечащего детей?

Кто помогает врачу лечить больных?

Какие инструменты нужны врачу для работы?

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Инструкция к тесту:

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.

  0 баллов – ребенок  дает неправильный ответ.

1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
В карте выставляются отметки по итогам опроса.


Приложение 2

Анкетирование родителей МАДОУ детский сад «Жемчужинка»

по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на предложенные вопросы, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми!

1. Как вы считаете, стоит ли при организации образовательного процесса учитывать интересы ребенка, ориентировать его на подготовку к жизни в современном обществе?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

2. Считаете ли вы необходимым проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации дошкольников?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

3. Имеет ли Ваш ребенок представление о сельских профессиях?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

4. Хотите ли вы, чтобы воспитатели в детском саду расширяли представление ребенка о профессиях нашего региона?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

5. Разговариваете ли вы дома с ребенком о том, кем вы работаете и где вы работаете?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

5. Готовы ли вы, чтобы Ваш ребенок принял участие в экскурсиях в Баунтовскую ЦРБ, Сбербанк, Хлебозавод?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

6. Как вы считаете, ранняя профориентация поможет ребенку в выборе профессии?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

7. Будите ли вы сотрудничать с детским садом по профориентации детей дошкольного возраста?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Дошкольная Академия финансов»

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайн...

Проект по самообразованию "Финансы с детства" формирование финансовой грамотности у дошкольников. (младший дошкольный возраст)

В настоящее время ребенок  встречается с экономикой на каждом шагу. Дети  узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д....

Проект по самообразованию "Финансы с детства" (средний дошкольный возраст)

Проект по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста "Финансы с детства". Основы финансовой культуры необходи...

Проект «Дошкольная академия финансов»

laquo;Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации»....

Педагогический проект «В мире финансов»

Информационно-практико-ориентированный педагогический проект «В мире финансов» для реализации в условиях общего дошкольного образования, направленный на формирование финансовой культуры и ...

Познавательный проект "В мире финансов"

Способствовать развитию  экономического мышления, интереса к экономическим знаниям....

Проект «Малыши и финансы» («Вырастили репку») в первой группе раннего развития (2-3 года)

   Проект по формированию финансовой грамотности «Малыши и финансы» разработан в целях финансового просвещения детей первой группы  раннего развития (2-3 года) в рамк...