Отчёт о проделанной работе за учебный год по формированию у детей предпосылок финансовой грамотности
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Михайлова Оксана Викторовна

Финансовая грамотность дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_finasovoy_gramotnosti_53gr._mihaylova_ov.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Земляничка» п.Саган-Нур

Отчёт по формированию основ финансовой грамотности

 в старшей группе № 53 «Весёлые гномики»

за 2021-2022 уч.год

                                         

Подготовила: воспитатель                  

Михайлова О.В

                                                             Проверил: старший воспитатель

                        Исаева Н.Н                                                                

                                                                       

п.Саган-Нур 2022 год

Актуальность проблемы

В современном мире нас повсюду окружает реклама,  в лексикон включается все больше слов из финансовой среды. Ребенок ежедневно сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом,  узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов.

 Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно.

Поэтому экономическое образование надо начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем в стране, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Цель

Формирование у детей предпосылок для финансовой грамотности, интереса к экономическим знаниям.

Задачи

  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
  • Формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем;
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;
  • Учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми – «товар - деньги – товар»;
  • Учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги;
  • Понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей.
  • Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике.

Перечень используемых дидактических материалов, технических средств.

Дидактические игры «Копеечка», «Без сдачи», «Финансовая экспедиция», «Денежка»,  фото нашего посёлка, проектор, ноутбук, презентации, записи мультипликационного фильма «Уроки тётушки Совы. Финансовая грамотность с детства», Сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Коммерсант», «Что быстрее купят?» и т.д. Сюжетно-ролевые игры  «Магазин на диване», «Супермаркет», «Салон красоты» и т.д.

Ожидаемый результат

​ Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (материальный мир как результат труда людей);

​ Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

​ Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

​ Дети привносят в игры свой жизненный опыт экономических отношений;

​ Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;

​ Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

​ Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Практический выход

Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей;

Создание обогащённой развивающей среды в группе: создание центра по финансовой грамотности, дополнение центра ФЭМП; создание картотек игр; создание сюжетно-ролевой игры «Магазин на диване».

Проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций; проведение тематических занятий.

Методы

Утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, чтение пословиц и поговорок, рассказов и сказок, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольно-дидактические игры, проблемные ситуации, изготовление поделок. Изготовление атрибутов к играм,  просмотр мультфильмов, консультации для родителей.

С чего же мы начали? В начале учебного года, мы определили проблемы: что уже есть и что нужно сделать? Провели совместные с детьми беседы на темы: «Что такое финансы?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

В этом учебном году уже проведены следующие занятия по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «»Весёлые гномики»:

  • Открытая ОД  на тему «Монета или купюра?». Цель: познакомить с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, купюрами, их свойствами,  денежными единицами России.

  • Занятие на тему «Труд. Заработная плата. Профессии». Цели: раскрыть сущность понятий «заработная плата», «профессия».  Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; закрепить у детей представления о профессиях города Волосово; учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью; воспитывать бережное отношение к труду;

  • Просмотр мультипликационного фильма: «Бюджет семьи». Цели: дать понятие экономики. Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (доходы: зарплата, пенсия, стипендия и расходы).

  • Театрализация сказки по финансовой грамотности: «Как Баба и Дед забыли про семейный бюджет»

Также в группе проводили насыщенную работу. Пополнена образовательная среда и организованы условия для сюжетно ролевых игр:

  • Сюжетно-ролевая игра «Банк». Цели: учить детей правилам поведения в общественных местах. Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

  • Настольная игра «Денежка». Цели: продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр).

  • Сюжетно-ролевая игра - бродилка «Финансовая экспедиция». Цели: учить детей играм с правилами. Продолжать учить считать, разменивать купюру и давать сдачу; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.  

  • Игра  «Магазин на диване». Цели: дать понятие экономической категории – реклама. Научить делать выбор товара на компьютере, опираясь на рекламу,  и заказать его по телефону.

  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница». Цели: учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умение считать сдачу. Воспитывать бережливость, расчетливость, трудолюбие, осуждать жадность.

  • Дидактическая  игра «Доходы-расходы».        Цели: воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.

  • Раскрашивали раскраски, проводили опыты и эксперименты с монетами и купюрами (Тонет – не тонет, тяжёлый – лёгкий и тд)

  • Изготовление  папки – передвижки для родителей: «Финансовая грамотность вашего ребёнка»

  • Собраны картотеки сюжетно-дидактических игр, моделирующих жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, например, «Обмен», «Маленькие покупки», «Что быстрее купят?» и т.д.

  • Дети слушали и разбирали сказки и рассказы экономического содержания о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке». Цели: продолжать знакомить детей с экономической категорией «потребности» на примере человека. Закрепить знания о видах потребностей  (духовных, материальных, социальных). Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности.

  • Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть». Цели: формировать  уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

  • Чтение пословиц и поговорок на тему: «Труд». Цели: научить выделять в окружающем мире экономические характеристики.  Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.

Ведется работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Финансовая грамотность детей».        Цели: Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду. Убедить родителей в важности экономического воспитания.

  • Создание совместно с детьми домашних копилок.  Цели: обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

  • Анкетирование по вопросам финансовой грамотности. Цели: в начале учебного года - определить знания родителей и их мнение по экономическому воспитанию детей в семье. В конце - выявить результативность проведенных мероприятий.

В мае планируется проведение заключительного мероприятия Викторина «Я и мои финансы». На следующий учебный год следует возобновить данную работу и продолжить постепенно давать начальные знания из области экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Отчёт о проделанной работе по итогам года....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность...

Проект по формированию у дошкольников предпосылок финансовой грамотности «Дошколята в мире экономики»

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через знакомство с простыми экономическими понятиями в ходе познавательно-игровой деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию в социальной, культурной, политической, экономической д...

Консультация для родителей "Формирование у детей основ финансовой грамотности"

Консультация для родителей "Формирование у детей основ финансовой грамотности"...