ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Фахритдинова Татьяна Александровна

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию в социальной, культурной, политической, экономической деятельностях.

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.

Актуальна ли функциональная грамотность для дошкольного образования? Бесспорно – да!

На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fahritdinova_t.a.odt16.62 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальным взглядом в политике образовании становится необходимость в организации педагогической деятельности, ведение новых подходов в педагогической практике, который тесно связан с повседневной жизнью  дошкольников и с формированием основ функциональной грамотности.

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Современный ребенок - это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели. Но как же прийти к этому, что сделать, чтобы обеспечить продуктивность формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников, какие технологии применять? Конечно же, активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии. Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе – это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей, а также в проектной деятельности.

Идея квеста идеально подходит для дошкольной образовательной организации. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОО, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируются содержание различных образовательных областей, используются возможности информационно-коммуникационных технологий. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки или выполняя определенные задания. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

 Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

Учитывая всемирно-историческое значение победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов и в целях подготовки и проведения празднования 74-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов и формирования у детей любви к Родине, гордости за ее героев, воспитания чувства патриотизма, 8 мая 2019 года в нашем детском саду прошло мероприятие в форме интерактивной военно-полевой игры с элементами квеста на территории детского сада «На Берлин!». Дошкольники, и родители вместе с ними, побывали в роли бойцов, разведчиков, связистов, санитаров, приняли участие в эстафетах, спели военные песни и сделали своими руками фронтовые письма треугольники.  Обязательным условием участия было наличие у ребенка или родителя символики 9 мая.

Чтобы организовать мероприятие ко Дню Победы с дошкольниками, педагоги МБДОУ № 22 изменили традиционный сценарий мероприятия. Мы оформили на территории разные военно-тематические объекты и организовали с детьми разнообразные виды деятельности по федеральному государственному образовательному стандарту.

Для мероприятия ко Дню Победы распределили территорию дошкольной организации на несколько зон и оформили на них передовую, штаб, санитарную часть (медсанбат) и полевую почту.

Передовую расположили на спортивной площадке. Подготовили «снаряды» для метания – мешочки с песком и небольшие мячи. Сделали мишени и использовали игрушечные военные самолеты и танки.

На участке одной из групп оборудовали санитарную часть (медсанбат) – установили белую палатку с красным крестом на стене. Туда доставляли «раненых». Из полотна ткани и деревянных палок сшили носилки.

Чтобы организовать привал у костра, использовали гимнастические маты и полотно зеленой ткани. Здесь дети смогли отдохнуть, пообщаться и исполнить песни военных лет.

Команда педагогов и родителей были подготовлены к проведению квест-игры с детьми. Были продуманы костюмы всех участников, всем ребятам прикреплены значки с георгиевскими лентами. По возможности мы подобрали основные атрибуты военной формы: солдатские пилотки, гимнастерки, офицерский френч с портупеей, фуражка летчика, сумка через плечо, белые халаты для медицинского персонала.

На каждом объекте работу с детьми организовывал ответственный участник команды педагогов: командир в «штабе», специалист-картограф и связист при штабе, командир на «передовой», военный врач, командир на «привале» и т.д.

В ходе предварительной работы были разучены с дошкольниками стихотворения, танцы. Вместе с родителями подготовили фотографии родственников, которые воевали в Великой Отечественной войне, узнали их имена, где и кем они служили. В память о тех, кто погиб, и о тех, кто вернулся с войны, дети, внуки и правнуки военного поколения прошли торжественным маршем по территории детского сада и пронесли транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Происходящие изменения в практике отечественного образования выдвигают на первый план принципы личностно ориентированного подхода, индивидуализации образовательных отношений и требуют использования эффективных методов, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность в современных реалиях с современным ребенком.

Широкий спектр возможностей в этом направлении предоставляет проектно – исследовательская деятельность, которая позволяет решать следующие задачи:

- развивать естественный познавательный интерес дошкольников;

- способствовать гармоничному развитию личности;

- повысить компетенции родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников;

- реализовать право ребенка на творчество.

В рамках реализации пилотного проекта «Бережливое правительство»  в нашем детском саду был реализован проект «Маленьким сердцем Память храним». В результате деятельности проекта в разы увеличилось число посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий. Активизировалось стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других семей. Заметно вырос интерес к использованию родителями педагогической литературы, возросло желание посещать сайт ДОО и сайты по просвещению родителей. Улучшилась динамика согласованности действий педагогов и родителей. Сложилось положительное общественное мнение родителей о работе ДОО. У дошкольников сформирован интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

Изучение истории семьи и рода способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций. В связи с этим ключевым мероприятием  реализации проекта   «Маленьким сердцем Память храним» предусмотрен выпуск книги с одноименным названием, рассказывающим о судьбах близких людей, на чью долю выпало тяжелое бремя огненных лет.

Кому из нас, взяв в руки любимую книгу, не хотелось хотя бы на минуту стать причастным к волшебному таинству ее создания? Говорят, что книгу ценят не по обложке, но именно она способна зажечь в нас желание окунуться в чудный мир того или иного произведения. В проекте «Маленьким сердцем Память храним»,  решая проблему формирования мировоззрения родителей и дошкольников по бережливому производству, проведены мастер-классы, организованные для родителей (законных представителей). Родители и дети смогли получить уникальную возможность осуществить мечту многих книголюбов и стать иллюстраторами сборника стихотворений любимых авторов, писавших о природе, о жизни на Земле и т.д.

Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.

Примечания:

  1. Денисова Г.Л., Соколова Н.Л. Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с миром растений // Современное дошкольное и начальное образование: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им И.Н. Ульянова», 2021. – С. 332-336.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Опыт работыФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности....

План самообразования. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет через разные виды деятельности»

План самообразования. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет через разные виды деятельности»...

«Формирование у дошкольников правил безопасного поведения через разные виды деятельности»

Безопасность жизнедеятельности  в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуац...