Семинар - практикум на тему: " Приобщение детей к народной культуре через разные виды деятельности"
методическая разработка

Квартина Наталья Юрьевна

Краткий план  мероприятия с участием педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_priobshchenie.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Решение семинара-практикума

 «Приобщение к истокам русской народной культуры»:

1.   Систематизировать и углубить знания педагогов о русской народной культуре;

2. . Разработать и изготовить дидактические игры для детей по ознакомлению с различными видами росписи.

3.  Продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры через синтез искусств

4. . Продолжить работу по обмену опытом с педагогами других ДОУ.

 

 

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 « Детский сад № 119»

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ для педагогов

 на  тему:

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

 ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Подготовили:

Ряскова Л. А.-ст. воспитатель

Канищева Е. В.-воспитатель

Квартина Н.Ю- ПДО

Воронеж -2015 г

План:

1. Вступительное слово

2. Сказка

3. Тренинг

4. Мозговой штурм

5. Игра – эстафета «Вытащи репку»

6. Объясни пословицу

7. Скажи быстро (скороговорки)

8.Заключение

Цель:  обобщение знаний педагогов о русском народной культуре.

Задачи:  воспитывать патриотические чувства,

             воспитывать позитивные отношения к народному творчеству,

             пополнять копилку народных игр для воспитанников.

  1. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Люди издавна стремились как-то объяснить смену времён года, изменения, происходящие в природе. Этой теме посвящали песни, которые называли календарными.

  Весна – это  детство пора зарождения, формирование роста, лето – юность – пора цветения,          созревания плодов, осень – время полной зрелости, сбора урожая, зима – старость, время долгого отдыха и сна.

 Народное искусство – это глубокий незамутнённый источник художественных образов.

 Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние     традиции, обряды, исторический опыт народа. Мудрость народной культуры делает людей   более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает. Фольклор – традиция изустная. Педагогика творчества – одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль может оказать игра.  Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволят активизировать процесс восприятия фольклора. Освоение фольклора это и изучение местных народных традиций.

  1. Сказка

Входит бабушка Агафья:

-Здравствуйте девицы-красавицы. Я живу в маленькой деревеньке, у нас девицы всё знают  о русской культуре, а вы знаете?

- Поскорее отвечайте на мои вопросы

3)  Тренинг

-- Что  значит, по вашему  мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности?  (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);

-  От каких условий зависит пробуждение  чувства любви к Родине, духовный, творческий патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);

-  Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программ «Играй гармонь»);

-  Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);

-  Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);

-  Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);

-  Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства? (восторг, наслаждение)

  1. Ведуший:

Бабушка, сядь отдохни, на наших девиц  посмотри да послушай.

     У нас с вами 2 команды, давайте поприветствуем друг друга.

1 команда                      -  Дай Бог тому, кто в нашем дому

                                            Дорогим гостям, милым детушкам.

                                            Наделил бы вас Господь

                                            И добром и здоровьицем.

      2 команда:                    -  Наша изба ровно  тепла

                                           Домом жить – не лукошко шить,

                                           Домом жить – не развеся уши ходить.

                                           Домом жить – обо всём тужить,

                                           Дом вести – не лапти плести

   Вопросы для  команд  (мозговой штурм)

  1.  Золотая роспись по дереву из Нижнего – Новгорода? (хохлома),
  2.   Народное искусство, свойственное какой-либо местности? (промысел),
  3.  Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева? (Богородское),
  4.  Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области? (Городец),
  5.   Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм? (дымково),
  6.    Бело-синее чудо? (гжель),

      7. Чередование элементов росписи в определённом порядке (узор)\

   8.  Образное, краткое изречение, легко определяющее  какое-либо явление (поговорка),

        9. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью  (басня).

        10. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина),

       11. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование,    фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

       12. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка),

          13. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

5)  Игра-эстафета: «Вытащи репку».

У стены за ограничительной линией в двух колоннах стоят участники игры. В каждой команде – Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка. Напротив команд на расстоянии десяти шагов стоят два стула, к их спинкам прикреплены нарисованные репки. По сигналу бегут Дедки, обегают каждый свою репку, берут за руку Бабку и бегут вдвоём, затем втроём и так далее. Последними присоединяются Мышки. В конце игры вся колонна выстраивается за репкой. Выигрывает команда, которая первой прибежит к репке.

  1. «Пословицы неспроста молвятся»: (Объясните , что это значит)

  Бабушка Агафья::

 - Люди в старину не только трудились и отдыхали, но и народную мудрость порождали

       1 Маленькое дело лучше большого безделья

  1. От совета стариков голова не болит

       3.Лучше своё отдать, чем чужое взять

4 Семь деревень, а лошадка одна

  5.Пятеро  одну соломинку поднимают

7) «Скажи быстро» ( скороговорки)

       Прошкина  Шавка укусила шапку, бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

       Дали Клаше кашу с простаквашей, ела Клаша кашу с простаквашей

    ( Ведущий рассказывает скороговорки Граф Пато, Жили были…)

 Бабушка Агафья:

-Молодцы, вы много знаете и детей этому научите!

- Мои гостинцы для вас!

Будьте здоровы, живите богато!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Сообщение  на  семинаре  заведующих  на  тему  «Приобщение  детей  дошкольного  возраста  к  истокам  русской  народной...

Семинар - практикум на тему: «Организация пространства в группе по всем видам деятельности с учетом ФГОС ДО»

Цель: совершенствовать знания педагогов об организации пространства в группах ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Семинар-практикум для воспитателей на тему «Формирование коммуникативной компетентности дошкольников в разных видах деятельности»

Семинар-практикумна тему  «Формирование коммуникативной компетентности дошкольников в разных видах деятельности»  Цель: Повышение психолого-педагогической компетентност...

Семинар-практикум на тему: «Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию. Виды нетрадиционной техники рисования»

Рисование - одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забыв...

Семинар- практикум для педагогов "Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях ДОУ"

Народное искусство – это глубокий источник художественных образов. Мы, как педагоги, обязаны ежедневно приобщать наших воспитанников к истории и культуре своего народа....