Семинар-практикум на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству через организацию работы картинной галереи в детском саду»
методическая разработка

Сударева Наталья Васильевна

Цель - повышние профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в области "Художественно-эстетического развития" детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум воспитателей ДОО на тему:

«Приобщение детей дошкольного возраста к искусству через организацию работы картинной галереи в детском саду»

2 слайд:

Виды искусства:

  • архитектура;
  • изобразительное искусство;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • литература;
  • музыка;
  • хореография;
  • театральное искусство;
  • фотоискусство.

3 слайд:

Основные виды изобразительного искусства:

  • живопись; 
  • графика; 
  • скульптура; 
  • архитектура;
  • декоративно-прикладное искусство; 
  • фотография.

4 слайд:

Жанры живописи:

  • портрет/автопортрет;
  • натюрморт;
  • пейзаж;
  • анималистический;
  • батальный;
  • бытовой;
  • исторический;
  • мифологический (сказочно-былинный);
  • шарж.

5 слайд:

С какими видами изобразительного искусства знакомим детей I младшей группы?

  • иллюстрации, рисунки;
  • народная игрушка (дымковская, богородская, матрёшка, ванька-встанька);
  • скульптура в виде скульптур малых форм, изображающих животных.

6 слайд:

С какого возраста в соответствии с программой начинаем знакомить детей с живописью?

со II младшей группы

7 слайд:

С какого жанра начинается знакомство детей с живописью?

с натюрморта

8 слайд:

Перечислите жанры живописи, с которыми знакомим детей в средней группе:

  • натюрморт;
  • пейзаж;
  • портрет.

9 слайд:

Перечислите жанры живописи, с которыми знакомим детей в старшем дошкольном возрасте:

  • натюрморт;
  • пейзаж;
  • портрет;
  • жанровый;
  • батальный;
  • интерьер.

10 слайд:

Методы и приемы, используемые педагогом при ознакомлении детей с живописью.

  • Искусствоведческий рассказ педагога;
  • Метод диалог - беседа;
  • Метод мысленного «вхождения в картину»;
  • Метод показа;
  • Метод вопроса;
  • Метод наблюдения;
  • Прием точных установок;
  • Метод сравнения художественных образов;
  • Метод классификации;
  • Метод акцентирования деталей;
  • Метод составления мини-рассказа;
  • Метод композиционных и колористических игровых вариантов;
  • Игровые методы.

11-16 слайд:

Игра для команд «Составь мнемотаблицу»

Машков Илья Иванович

«Ананасы и бананы»

Толстой Федор Петрович

«Букет цветов. Бабочка и птичка»

Сапунов Николай Николаевич

«Ваза и цветы»

Шишкин Иван Иванович

«Утро в сосновом лесу»

Комаров Алексей Никанорович

«Бегущий лось»

Саврасов Алексей Кондратьевич

«Грачи прилетели»

Третьяков Николай Сергеевич

«Утро на даче»

Богданов-Бельский Николай Петрович

«Дети за пианино»

Серебрякова Зинаида Евгеньевна

«За обедом»

Васнецов Виктор Михайлович

«Богатыри» (2)

Серов Валентин Александрович

«Девочка с персиками»

Перов Василий Григорьевич

«Охотники на привале»

Памятка

Методы и приемы, используемые педагогом при ознакомлении детей с живописью.

1. Искусствоведческий рассказ педагога

(Перед вами картина художника…, она рассказывает о том…полюбуйтесь как, художник изобразил….посмотрите какие цвета использовал художник, для того чтобы….) Структура искусствоведческого рассказа:

- Сообщение названия картины

 -Сообщение фамилии художника

-О чѐм написана картина

-Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

-Как оно изображено (цвет, построение, расположение)

-Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали.

-Что красивого показал своим произведение художник

- О чѐм думается, что вспоминается…

2. Метод мысленного «вхождения в картину»

Используя этот прием, мы предлагаем детям представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, усиливает, расширяет все детали содержания, непосредственного подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение. (Давайте на минутку закроем глаза и представим, что мы приглашены в гости, или что мы оказались в сосновом лесу….что вы бы увидели, как вы бы описали, что вы бы изобразили, что вы бы услышали, увидели, почувствовали» и т.д.)

3. Метод пояснения

Используется в том случае, когда ребенок затрудняется с ответом. В дальнейшем этот метод заменяется вопросами, подводящими детей к самостоятельному объяснению.

4. Метод сравнения

Повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Например, сравнивая разные по настроению картины, мы показываем ребятам зависимость средств выразительности от содержания картины, ее общего настроения.

5. Метод акцентирования деталей

Суть данного приема заключена в том, что при восприятии картины закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только те детали, на которые необходимо нацелить взгляд ребенка. Так, например, при восприятии портрета мы оставляем открытыми глаза или руки, или другую деталь портрета. Использование данного приема активизирует речь детей.

6. Прием точных установок

Это выполнение ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос: прежде чем ответить о чем картина, внимательно посмотри на нее, что на ней изображено, что самое главное, какое настроение у людей, что они делают…

7. Тактильно-чувственный метод

Заключается в том, что в процессе восприятия произведения изобразительного искусства воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, обнимает, ласкает, удерживает и т.д.), повторяя движения рук, изображенных на картине. Цель – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа, почувствовать любовь к себе другого человека.

8. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов

Заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия произведения изоискусства.

9. Метод музыкального сопровождения 

При восприятии детьми картины любого жанра или предмета декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению произведения. Таким образом, происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.

10. Метод классификации

На стене развешаны разные репродукции картин , воспитатель предлагает отобрать те , в которых рассказывается например о временах года, и сравнить что общего и чем отличаются, от каких им грустно ,от каких поднимается настроение, какие яркие светлые, какие спокойные и  т.д.

11. Метод композиционных и колористических игровых вариантов

Мысленно, изменяя цветовое решение картины, ее композицию, педагог словесно или наглядно показывает, как изменится содержание картины, чувства, настроение. Чтобы изменить колорит,  можно наложить цветную пленку или затеняющую.

12 . Игровые методы 

(импровизация, сюжетно-ролевые игры, драматизация сюжетов и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми"

Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству»

В каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о культурных ценностях, об искусстве? Некоторым родителям кажется, что это дело школы, соответственно, до первого класса не стоит и пытать...

Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"...

Статья на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству»

В каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о культурных ценностях, об искусстве? Некоторым родителям кажется, что это дело школы, соответственно, до первого класса не ст...

Семинар-практикум. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству через организацию работы картинной галереи в детском саду

Цель: знакомство педагогов с этапами ознакомления дошкольников  с живописными произведениями посредством художественной галереи.Дошкольник первоначально начинает познавать живопись как зримое обр...