Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе «Знакомство с эпохой правления Петра Первого» (Из цикла «Моя страна – моя Россия»).
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Чичикина Надежда Михайловна

Цели:

Закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.

Дать элементарные сведения о государственной системе управления (раньше были цари, а сейчас – президенты).

Познакомить с отдельными событиями в истории России времен правления Петра Первого.

Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.

Развивать логическое мышление, связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_epokhoy_pravleniya_petra_pervogo.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №62

НОД

по патриотическому воспитанию

в старшей логопедической группе

«ЗНАКОМСТВО С ЭПОХОЙ ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА ПЕРВОГО»

(Из цикла «Моя страна – моя Россия»)

        Воспитатель:

        Чичикина Н.М.

 

г. Липецк

Цели:

Закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.

Дать элементарные сведения о государственной системе управления (раньше были цари, а сейчас – президенты).

Познакомить с отдельными событиями в истории России времен правления Петра Первого.

Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.

Развивать логическое мышление, связную речь.

Оборудование:

Демонстрационный материал.

Иллюстрации с изображением крепостей (деревянная, каменная, кремль); портреты царей: Ивана Третьего, Петра Первого; иллюстрации с изображением военной эпохи Петра Первого – стрельцов; иллюстрации или модели, изображающие флот, новогодний утренник в детском саду, новогоднюю елку, газеты, журналы, урок в школе, картофель.

Раздаточный материал:

По количеству детей: листы с изображением предметов старины и предметов, которые окружают нас в современном мире; листы с изображением орудий труда, древних и современных; кружки из картона или бумаги.


Ход занятия:

Воспитатель: Много-много веков назад у нас на Руси не было ни городов, ни домов, в которых мы сейчас живем. А люди селились по берегам рек в небольших деревянных домиках. А как вы думаете, почему они селились по берегам рек?

Дети: Рядом была вода для питья и приготовления пищи. В речке ловили рыбу.

Воспитатель: Правильно. Молодцы! А теперь давайте поиграем.

  • Игра «Раньше и теперь»

Каждому ребенку раздаются листы, на которых изображены предметы старины и предметы, которые окружают нас сейчас (см.  вкладку).

Воспитатель: В те очень давние времена все было по-другому. У людей были совсем другие орудия труда и предметы, которые помогали им трудиться и жить.

Задание такое: современные предметы нужно закрыть кружками, а на листе нужно оставить только те предметы, которые были раньше. Итак, пожалуйста, выполняйте задание, но будьте внимательны.

Дети выполняют.

Воспитатель: Вова, назови, какие предметы использовали люди в давние времена?

Ребенок: Лапти, деревянная вилка, песочные часы.

Воспитатель: А какие предметы ты хочешь назвать, Егор?

Ребенок: Воздушный шар, деревянный корабль.

(Дети называют все предметы старины).

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Наши предки – восточные славяне. Славяне были очень гостеприимными. Когда к ним заходил какой-нибудь путник, они его приветливо встречали и хорошо угощали. Этот обычай сохранился и до наших дней. Расскажите, ребята, как ведет себя ваша мама перед приходом гостей?

Дети: Она убирает в доме, красиво одевается, готовит что-нибудь вкусное.

Воспитатель: А теперь, ребята, скажите, кто у вас в семье главный?

Дети: Мама.

- Папа.

-А у нас дедушка!

Воспитатель: А в детском саду?

Дети: Заведующая.

Воспитатель: А кто из вас знает, кто сейчас самый главный у нас в стране?

Дети: Президент.

Воспитатель: Да, ребята, у нас сейчас самый главный в стране – президент. А в давние-давние времена кто управлял страной?

Дети: Цари.

Воспитатель: Правильно, ребята, цари. Они в первую очередь заботились о том, чтобы защитить свою страну от нападения врагов. Вот, например, как они это делали. В больших городах в самом центре на возвышенном месте строили крепости. Как вы думаете, зачем они это делали?

Дети: Чтобы в крепости жители могли укрыться от врагов.

Воспитатель: Вспомните, из чего была сделана первая крепость в Москве?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: (показывает иллюстрации). Почему деревянную крепость через много-много лет пришлось заменить?

Дети: Её поджигали враги.

- Она разрушалась из-за дождя и снега.

Воспитатель: Какую крепость построили позже?

Дети: Каменную.

Воспитатель: Да, ребята, такую крепость строили в Москве из белого камня в течение десяти лет. С тех пор Москву стали называть белокаменной. Эта крепость защищала своих жителей очень долго. Но прошло несколько веков, и она стала разрушаться от пуль, ударов, дождя, ветра. И тогда при царе Иване Третьем в Москве был построен наш прекрасный Кремль из красного кирпича (показывает иллюстрацию Кремля и портрет царя Ивана Третьего).

Ребята, я вам рассказывала о том, что на Руси было много царей, а сегодня расскажу о царе, который очень много сделал для России. Это царь Петр Первый (показывает портрет). Царем в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Отец Петра Первого умер рано, его воспитывала мать. Маленький Петр был очень умным, здоровым и смелым. Он очень хотел учиться. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. А в свободное время он очень любил играть в солдатиков. Но кроме игрушечных солдатиков у него было «потешное войско». «Потешное» потому, что не настоящее. Оно состояло из таких же мальчишек, как и он сам. Но ребята по-настоящему учились маршировать, строить крепости и брать их. Ребята, давайте представим, что я – царь, а вы – мое войско.

  • Физкультминутка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Вместе весело шагаем

И колени поднимаем.

Пальцы в кулаки сжимаем,

Их за спину убираем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо-влево поворот.

Руки в стороны и вниз,

Встали смирно. Подтянись!

Воспитатель: Молодцы, ребята, из вас получатся отличные солдаты! А теперь слушайте дальше.

Мальчик Петр рос, а вместе с ним росли мальчики из «потешного войска». И когда Петр вырос и стал царем, это «потешное войско» превратилось в самые лучшие Преображенский и Семеновский полки (показывает иллюстрации военных времен Петра Первого - стрельцов).

В то время, когда у власти встал царь Петр Первый, Россия была бедной страной. А в других странах люди жили лучше. Там было много заводов, фабрик, школ, где дети могли учиться. Петр Первый хотел превратить Россию в сильное государство. И стал он учиться у иностранцев. В первую очередь царь решил создать свой флот. Тогда-то он и едет за границу, чтобы научиться строить корабли. Петр Первый работал и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Он освоил 15 ремесленных профессий. Работать было очень трудно, потому что орудия труда были не такими как сейчас. Машин не было вообще, и работать приходилось вручную.

Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в интересную игру.

  • Игра «Найди пару».

Каждому ребенку раздаются листы, на которых изображены орудия труда – древние и современные (см. вкладку).

Воспитатель: Рассмотрите предметы, изображенные на листе. Как их можно назвать одним словом?

Дети: Орудия труда.

Воспитатель: Да, на листе изображены орудия труда и механизмы, которые помогают человеку трудиться. Вы должны назвать пару, то есть два предмета – древний и современный. Например, веник и пылесос.

Дети: Лопата и экскаватор.

- Коса и комбайн.

Гусиное перо и ручка.

Счеты и калькулятор.

Дети называют по очереди все предметы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были внимательны. Продолжаю свой рассказ.

Когда Петр Первый вернулся в Россию, то сразу принялся за строительство флота. Он создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе (показывает иллюстрации с изображением флота).

А хотите узнать, что нового ещё появилось в нашей стране, пока правил Царь Петр? Многое, что сделал Петр Первый в России, - впервые (выставляет на мольберте иллюстрации или модели):

  • новый год стал начинаться с первого января, а раньше начинался в сентябре;
  • в России в каждом доме стали наряжать новогоднюю елку;
  • впервые стали выпускать газеты и журналы;
  • все дети, и богатые, и бедные, стали учиться в школах;
  • Петр Первый завез в Россию картофель, раньше русские люди его никогда не пробовали.

Наше занятие подошло к концу. Мне хотелось бы узнать, что вы запомнили.

        Беседа по вопросам:

- Какие крепости строили в древности?

- При каком царе был создан первый русский флот?

- Что нового появилось в России во времена правления Петра Первого?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе «Тольятти – город на волге»

Всегда очень сложно подобрать материал о городе, поэтому я разместила на сайте, может кому-то пригодиться....

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе на тему: «День защитника отечества»

Цель: Обобщать знания детей о празднике День защитников Отечества.Задачи:- закреплять рода войск- закреплять названия военной техники- закреплять знания военных профессий- воспитывать уважен...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема: « Недаром помнит вся Россия».

продолжать  формировать  начала  патриотических  чувств  у  детей,  потребность  детей  в получении исторических знаний....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. « Знакомство со звуками К-Кь и буквой К с использованием ЛЕГО – элементов»

. Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в звуков...

Открытое занятие в подготовительной группе «Знакомство с эпохой правления Петра Первого»

Познакомить с отдельными событиями в истории России времен правления Петра Первого.Дать элементарные сведения о государственной системе управления (сейчас страной управляет пр...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Знакомство с матрешкой»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Знакомство с матрешкой»...