Материалы опыта "Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через проектный метод"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Бобрицких Вера Ивановна

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.  

 

Тема опыта: «Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через проектный метод».

                         

Я работаю в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - Центр развития ребёнка детском саду № 10 «Светлячок», в  группе № 4 «Солнышко», которую посещают 27 детей.

Проблема воспитания у детей патриотических качеств в настоящее время приобрела особую значимость. В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другой истории, другой Отчизны. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторять их ошибок. Интерес к проблеме воспитания патриотических качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютер, с которых в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на общение, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается.  Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в дошкольные годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.

Значит, нам, педагогам, необходимо заполнить образовавшийся пробел в воспитании патриотических чувств детей и привлечь к этому родителей. Только в содружестве с семьёй  можно осуществить воспитание нового человека, сформировать у ребенка патриотическое сознание: представления о добре и зле, о явлениях общественной жизни. Первичные результаты диагностики по методике И. В. Сушковой «Диагностика начал нравственного и патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста» показали: 14% высокий уровень, 61% средний уровень, 25%- низкий уровень

Считаю, что моя тема актуальна,   она отражена на слайде -  посмотрите на слайд.

Патриотизм  – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность  народа.

На  повышение  общественного  статуса  патриотического  воспитания детей

ориентированы   Федеральные  законы: « О  государственном  флаге РФ», «О государственном гимне РФ». Кроме того данная тема приобретает особую актуальность в период реализации ФГОС.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Поэтому, с самого раннего возраста необходимо воспитывать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.

В-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.       

Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
В ходе исследовательской деятельности я выявила следующие противоречия: посмотрите на слайд.

Я поставила цель исследования - смотрите на слайд

Ведущая педагогическая идея  моего опыта: Сформировать патриотическое сознание у детей старшего дошкольного  возраста с помощью использования метода проекта в условиях ДОУ.

         Исследование  было рассчитано на три года (посмотрите на слайд).

Диапазоном опыта является единая система (смотрите на слайд)

Творчески переработала технологии Н.Г.Комратовой,  Л.Ф.Грибовой «Социально-нравственное воспитание детей», использовала  соединение игровой и продуктивной деятельности, помогающей детям мобилизовать свои умственные возможности. Из методических пособий  Л.А. Кондрыкинской «С чего начинается Родина», Н.В.Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников», Н.И.Карпухиной  «Моя страна»,и другие (посмотрите на слайд). дающих  возможность нетрадиционной организации взаимодействия с детьми.

Новизна опыта  заключается в том, что процесс формирования патриотического сознания у дошкольников  осуществлялся через реализацию проекта «Моя Родина», на основе взаимодействия всех образовательных областей.

В отличие от других методик такая работа требует от воспитателя увлечённости, постоянного наблюдения за реакцией детей. Подобная работа стимулирует интерес детей к  желанию самостоятельно получать знания и практически применять их в жизни. Очень важно, чтобы у детей возник интерес, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее.

Для осуществления поставленной цели наметила следующие задачи:

( посмотрите на слайд)

Для реализации идеи исследования были использованы следующие принципы:

( посмотрите на слайд).

Прежде, чем начать работу, я провела диагностику детей и анкетирование родителей и выяснила, что основная часть воспитанников группы имеют поверхностные знания о своей семье, доме, детском саде, улице, городе, Родине; о символах государства (гербе, флаге, гимне).

Свою  деятельность по формированию патриотических чувств дошкольника  начала со среднего возраста и проводила по принципу «от простого к сложному». Совместно с родителями и детьми  разработали проект «Моя  Родина», который был направлен на достижение поставленной цели: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о семье, доме, детском саде, улице, городе, символах государства.
На первом этапе вместе с детьми и родителями собирали атрибуты для уголка «Россия», изготовляли макеты улиц, собирали фото достопримечательностей города, пополняли предметно-игровую развивающую среду.

 Занимались созданием эскизов одежды  народов разных стран. Подготавливали атрибуты  для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «Школа», рассматривали плакаты с видами города, что позволило систематизировать знаний детей и их родителей о городе, семье, традициях. Составила перспективный план (посмотрите на слайд), включающий непосредственно образовательную деятельность, которая, способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. Каждый вид деятельности требует от дошкольника выполнения определенных правил, в результате чего такая деятельность становится более полноценной и воспитывающей, а это зависит от правильного руководства ею

Обычно родители интересуются, как воспитывают их детей  в детском саду. Мой опыт помогает им понять «секреты» воспитания, поэтому беседы строю  так, чтобы в них сочетались показ воспитания детей в детском саду с семейным воспитанием.

С детьми пыталась двигаться от воспитания простых чувств к  достижению наивысшей цели – воспитании любви и гордости за свою Родину. Начинала работу по формированию патриотического сознания с развития умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.  На непосредственно образовательной деятельности «Наш детский сад», расширяла у детей представления  об окружающем мире, развивала коммуникативные навыки, активизировала словарный запас. Детский сад - вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывала уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организовывала наблюдения за трудом няни, повара, дворника и других работников.  Раскрывала детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью.

 Важно было сделать обучение детей увлекательным и эффективным, для этого я старалась на каждом занятии использовать игровой приём, создавала проблемную ситуацию.

       Знания, полученные детьми на непосредственно образовательной    деятельности, отражались в  детских рисунках. Практиковала коллективные работы, где учила детей договариваться.  В непосредственно образовательной деятельности «Моя семья» формировала у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Развивала желание рассказывать о семье своим друзьям. Закрепляла понимание духовной ценности семьи. Для более устойчивого внимания на  непосредственно образовательной деятельности «Москва – столица нашей Родины» использовала сюрпризный момент.  Воспитывая у детей доброжелательное и заботливое  отношение к окружающим , постоянно обращала внимание на эмоциональное состояние детей, вызывала сочувствие к сверстникам, побуждала активно проявлять заботу, радоваться добрым поступкам других. Для этого организовывала различные развлечения, праздники. На новогоднем  празднике  «Новый год по Африкански» побуждала  детей радоваться, учила восхищаться нарядной  елкой. Воспитывала желание дарить подарки своим близким. На непосредственно образовательной деятельности  «Наша Армия родная»  формировала  первые представления об особенностях военной службы.  Развивала  понятия о защитниках Родины. Воспитывала  чувство гордости за свою Армию,  признательность к тем, кто стоит на страже завоеваний Родины, обеспечивает мирные условия жизни и труда нашего народа.

 Ребёнок, усваивая элементы нравственного сознания, приобретает новое ка­чество – любовь к дому, к Родине, которое проявляется в сознании, в деятельности и поведении, в эмоциях и чувствах. Это качество подразу­мевает не только усвоение детьми определённой суммы знаний о нравственном сознании, но и применение их на практике. На непосредственно образовательной деятельности «Дружба»  воспитывала в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе. Формировала у детей уважительное отношение к людям разных национальностей. Расширяла  представление об окружающем мире и разных странах. Развивала  логическое мышление. Далее моя  работа была направлена на расширение и углубление знаний детей о русских национальных традициях, о жизни наших предков.  Поэтому в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию  «Наши предки - богатыри, я знакомила  детей с русскими былинными богатырями, с тем как наши предки защищали свою Родину. Воспитывала чувство восхищения подвигами русских богатырей. Воспитывала  желание быть похожими на них.  В  непосредственно образовательной деятельности  по социальному миру «Бульвар Дружбы» формировала  у детей уважительное отношение к людям разных национальностей, развивала коммуникативные навыки, расширяла  представление об окружающем мире и разных странах, воспитывала  гордость за русский народ. Провела работу с родителями с просьбой посетить Бульвар Дружбы и сфотографироваться.  После посещения бульвара оформили альбом  «Бульвар Дружбы».

В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Город, в котором я живу» продолжала формировать представления детей о городе, в котором они живут; уточняла  знания о своём микрорайоне; его достопримечательностях, труде взрослых; воспитывала  любовь к своему городу. Свои впечатления дети отразили в рисунках, из которых мы создали альбом «Наш город -  Старый Оскол».

Знакомство дошкольников с гербом, флагом осуществляла на непосредственно образовательной деятельности «Символы России» где развивала  понимание того, что государственные  символы  России   призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Воспитывала  уважительное отношение к флагу.

Учила передавать в лепке правильное расположение цветов на флаге.

Необходимо было донести до сознания детей понимание ответственности за будущее нашей Родины.

Теоретические знания дети отражали в практических работах – рисунках, лепке, аппликации.

Дальше работа была направлена на систематизацию знаний, развитие познавательных процессов, способности к восприятию уже знакомого материала. Ребёнок, усваивая элементы патриотического сознания, приобретает новое ка­чество – дисциплинированного гражданина, которое проявляется в сознании, в деятельности и поведении, в эмоциях и чувствах. Это качество подразу­мевает не только усвоение детьми определённой суммы знаний о нравственном сознании, но и применение на практике.

Провела непосредственно образовательную деятельность  по социальному миру «Мир вокруг нас» где развивала знание детей об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране, воспитывала гордость к стране. Создали почтовую марку «Наша страна»

В непосредственно образовательной деятельности  по речевому развитию «Хлеб - богатство России»

создавала условия, обеспечивающие развитие у ребенка способности направлять речевую активность на предмет общения и высказывать собственные суждения о нем, умение слушать и слышать партнера, воспринимать его позицию по тому или иному вопросу, признавать право на личную точку зрения и на ее защиту. Задавая проблемные вопросы, стимулировала проявление своего рода совместных «открытий», помогаю ребенку, вслед за взрослым, найти ответ на поставленный вопрос. Развивала  знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб-богатство нашей Родины. Последним заключительным этапом работы стала презентация проекта «Моя  Родина» в форме выступления агитбригады, которая показала, что дети умеют:

– любить и уважать свою семью, дом, детский сад, наслаждаться красотой улицы, города;
– знать и различать  символы государства (герб, флаг, гимн);
– имеют чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– чтят толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 

Результативность  моей работы ( посмотрите на сайд)

Я считаю, что проведенная целенаправленная работа по формированию патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через  проектный метод с использованием проекта «Моя  Родина»,  дала свои положительные результаты.

Сравнительная диагностика по данной проблеме помогла проанализировать результаты в начале экспериментальной работы, и после ее окончания, сделать определенные выводы, наметить дальнейшую работу.

Таким образом, итоги наблюдений, осуществлённых в процессе исследования, позволя­ют сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы. Виден прогресс по формированию патриотического сознания. Ласка и внимание - главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость, поэтому  не скупилась на ласку при общении с детьми. Но ласковое, заботливое отношение к детям сочетала с разумной требовательностью к ним, при которой у них возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения.
Большое значение уделяла самостоятельной творческой деятельности детей. Особый акцент делался на формировании интереса к окружающему.

Воспитание и обучение носило творческий характер, был тщательно продуман и подобран наглядный,  практический, дидактический материал.

У детей появилось желание заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание пробовать свои силы;

обогатился словарь, сформировался грамматический строй речи;

у детей были сформированы коммуникативные умения;

 дети научились применять опыт  реальной жизни в нестандартной ситуации;

заметно изменились взаимоотношения детей, они стали проявлять больше внимания друг к другу.

В результате проведенной работы у детей развились чувства ответственности и гордости за достижение своей страны. Они усвоили  и обобщили знания о природе, о жизни людей других стран, об обычаях, традициях России и других народов. Я уверена, что наши дети пойдут по жизни как высоконравственные, творческие, компетентные граждане  России, принимающие судьбу Отечества как свою личную, осознающие ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённые в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet_bobritskikh.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Я работаю в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - Центр развития ребёнка детском саду № 10 «Светлячок», в  группе № 4 «Солнышко», которую посещают 27 детей.

Проблема воспитания у детей патриотических качеств в настоящее время приобрела особую значимость. В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другой истории, другой Отчизны. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторять их ошибок. Интерес к проблеме воспитания патриотических качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютер, с которых в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на общение, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается.  Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в дошкольные годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.

Значит, нам, педагогам, необходимо заполнить образовавшийся пробел в воспитании патриотических чувств детей и привлечь к этому родителей. Только в содружестве с семьёй  можно осуществить воспитание нового человека, сформировать у ребенка патриотическое сознание: представления о добре и зле, о явлениях общественной жизни. Первичные результаты диагностики по методике И. В. Сушковой «Диагностика начал нравственного и патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста» показали: 14% высокий уровень, 61% средний уровень, 25%- низкий уровень

Считаю, что моя тема актуальна,   она отражена на слайде -  посмотрите на слайд.

Патриотизм  – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность  народа.

На  повышение  общественного  статуса  патриотического  воспитания детей

ориентированы   Федеральные  законы: « О  государственном  флаге РФ», «О государственном гимне РФ». Кроме того данная тема приобретает особую актуальность в период реализации ФГОС.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Поэтому, с самого раннего возраста необходимо воспитывать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.

В-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
В ходе исследовательской деятельности я выявила следующие
противоречия: посмотрите на слайд.

Я поставила цель исследования - найти средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми по формированию патриотического сознания.

Ведущая педагогическая идея  моего опыта: Сформировать патриотическое сознание у детей старшего дошкольного  возраста с помощью использования метода проекта в условиях ДОУ.

Свою работу _        Исследование  было рассчитано на три года, с 2011года по 2014 год – посмотрите на слайд.

Диапазоном опыта является единая система – «работа с детьми + работа с педагогами + работа с родителями»

Творчески переработала технологии Н.Г.Комратовой,  Л.Ф.Грибовой «Социально-нравственное воспитание детей», использовала  соединение игровой и продуктивной деятельности, помогающей детям мобилизовать свои умственные возможности. Из методических пособий  Л.А. Кондрыкинской «С чего начинается Родина», Н.В.Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников», Н.И.Карпухиной  «Моя страна», О.Ф.Горбатенко  «Комплексные занятия с детьми подготовительной группы по разделу «Социальный мир» я взяла интеграцию основных направлений: социально-нравственного, патриотического, умственного развития ребёнка. У Л.Ф.Островской в книге «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников», С. В. Глебовой «Детский сад - семья», В.В.Горшениной «Система работы детского сада по предупреждению трудностей семейного воспитания», подобрала методы работы с родителями. Из технологии Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой «Мы живём в России» использовала комплексный, дифференцированный подход к построению различных занятий, дающих  возможность нетрадиционной организации взаимодействия с детьми.

Новизна опыта  заключается в том, что процесс формирования патриотического сознания у дошкольников  осуществлялся через реализацию проекта «Моя Родина», на основе интеграции всех образовательных областей.

В отличие от других методик такая работа требует от воспитателя увлечённости, постоянного наблюдения за реакцией детей. Подобная работа стимулирует интерес детей к  желанию самостоятельно получать знания и практически применять их в жизни. Очень важно, чтобы у детей возник интерес, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее.

Для осуществления поставленной цели наметила следующие задачи:

( посмотрите на слайд)

Для реализации идеи исследования были использованы следующие принципы:

( посмотрите на слайд).

Прежде, чем начать работу, я провела диагностику детей и анкетирование родителей и выяснила, что основная часть воспитанников группы имеют поверхностные знания о своей семье, доме, детском саде, улице, городе, Родине; о символах государства (гербе, флаге, гимне).

Свою  деятельность по формированию патриотических чувств дошкольника  начала со среднего возраста и проводила по принципу «от простого к сложному». Совместно с родителями и детьми  разработали проект «Моя  Родина», который был направлен на достижение поставленной цели: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о семье, доме, детском саде, улице, городе, символах государства.
На первом этапе вместе с детьми и родителями собирали атрибуты для уголка «Россия», изготовляли макеты улиц, собирали фото достопримечательностей города, пополняли предметно-игровую развивающую среду.

 Занимались созданием эскизов одежды  народов разных стран. Подготавливали атрибуты  для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «Школа», рассматривали плакаты с видами города, что позволило систематизировать знаний детей и их родителей о городе, семье, традициях. Составила перспективный план (посмотрите на слайд), включающий непосредственно образовательную деятельность, которая, способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. Каждый вид деятельности требует от дошкольника выполнения определенных правил, в результате чего такая деятельность становится более полноценной и воспитывающей, а это зависит от правильного руководства ею. Взрослые, руководя любым видом деятельности, могут влиять на чувства ребенка, его нравственные проявления, отношения к сверстникам, побуждать действовать по правилам, формировать у него начала идейной направленности – отношение к людям, труду, своим обязанностям.

Многие родители не видят воспитывающего значения образовательной деятельности. Моя задача — рассказать родителям о том,  что ребенок воспитывается в деятельности : непосредственно образовательная деятельность, общение с близкими людьми и сверстниками являются  для него своеобразной школой нравственности, благодаря которой он усваивает элементарную культуру поведения, так необходимую  в организации учебного процесса в будущем.

Обычно родители интересуются, как воспитывают их детей  в детском саду. Мой опыт помогает им понять «секреты» воспитания, поэтому беседы строю  так, чтобы в них сочетались показ воспитания детей в детском саду с семейным воспитанием.

С детьми пятого года жизни по ознакомлению с окружающим миром пыталась двигаться от воспитания простых чувств к  достижению наивысшей цели – воспитании любви и гордости за свою Родину. Начинала работу по формированию патриотического сознания с развития умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.  На непосредственно образовательной деятельности «Наш детский сад», расширяла у детей представления  об окружающем мире, развивала коммуникативные навыки, активизировала словарный запас. Детский сад - вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывала уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организовывала наблюдения за трудом няни, повара, дворника и других работников.  Раскрывала детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Полученные  знания закрепляла, рисуя с  детьми  уже знакомые деревья, цветы на участке детского сада.

 Важно было сделать обучение детей увлекательным и эффективным, для этого я старалась на каждом занятии использовать игровой приём, создавала проблемную ситуацию.

       Знания, полученные детьми на непосредственно образовательной    деятельности, отражались в  детских рисунках. Практиковала коллективные работы, где учила детей договариваться (например «Салют над городом»). Я организовывала жизнь детей так, чтобы у них неуклонно накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков, взаимопомощи. В непосредственно образовательной деятельности «Моя семья» формировала у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Развивала желание рассказывать о семье своим друзьям. Закрепляла понимание духовной ценности семьи. Для более устойчивого внимания на  непосредственно образовательной деятельности «Москва – столица нашей Родины» использовала сюрпризный момент  - появление Буратино, который просит помочь ему объяснить где он находится, при этом использовала макет кремля. Появление сказочного героя активизировало интерес к процессу познания. Макет кремля постоянно находился в доступном для детей месте - в свободной деятельности дети подходили и обыгрывали   различные ситуации с игрушками. Воспитывая у детей доброжелательное и заботливое  отношение к окружающим постоянно обращала внимание на эмоциональное состояние детей, вызывала сочувствие к сверстникам, побуждала активно проявлять заботу, радоваться добрым поступкам других. Для этого организовывала различные развлечения, праздники. На новогоднем  празднике  «Новый год по Африкански» побуждала  детей радоваться, учила восхищаться нарядной  елкой. Воспитывала желание дарить подарки своим близким. В коллективную работу  «Наша елка» дети вложили всю свою любовь и восхищение ёлкой. Большое внимание уделяла знакомству детей с армией. На непосредственно образовательной деятельности  «Наша Армия родная»  (приложение №6) формировала  первые представления об особенностях военной службы.  Развивала  понятия о защитниках Родины. Воспитывала  чувство гордости за свою Армию,  признательность к тем, кто стоит на страже завоеваний Родины, обеспечивает мирные условия жизни и труда нашего народа. Я давала  детям доступные им сведения о Российской Армии и на этой основе воспитывала любовь к ней, стремление быть похожими на наших воинов - расти смелыми, здоровыми, ловкими, дружными, организованными.
Я учитывала интерес, проявляемый детьми к Российской Армии: сначала их привлекает красочность военной формы, военные ритуалы. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного - патриотизма российских воинов, их готовности защищать Родину.
Дети с интересом рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и мирные будни воинов Российской Армии. Знакомила ребят с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Посещали памятники, возлагали цветы.

 Ребёнок, усваивая элементы нравственного сознания, приобретает новое качество – любовь к дому, к Родине, которое проявляется в сознании, в деятельности и поведении, в эмоциях и чувствах. Это качество подразумевает не только усвоение детьми определённой суммы знаний о нравственном сознании, но и применение их на практике. На интегрированной  непосредственно образовательной деятельности «Дружба»  воспитывала в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе. Формировала у детей уважительное отношение к людям разных национальностей. Развивала  коммуникативные навыки. Расширяла  представление об окружающем мире и разных странах. Развивала  логическое мышление. Дети собрали фотографии о жизни разных народов и оформили альбом «Наши друзья».    

       С детьми шестого года жизни моя  работа была направлена на расширение и углубление знаний детей о русских национальных традициях, о жизни наших предков.  Поэтому в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию  «Наши предки - богатыри, я знакомила  детей с русскими былинными богатырями, с тем как наши предки защищали свою Родину. Воспитывала чувство восхищения подвигами русских богатырей. Воспитывала  желание быть похожими на них. Оформили фотовыставку «Мы будем такими».

  В  непосредственно образовательной деятельности  по социальному миру «Бульвар Дружбы» формировала  у детей уважительное отношение к людям разных национальностей, развивала коммуникативные навыки, расширяла  представление об окружающем мире и разных странах, воспитывала  гордость за русский народ. Провела работу с родителями с просьбой посетить Бульвар Дружбы и сфотографироваться.  После посещения бульвара оформили альбом  «Бульвар Дружбы».

В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Город, в котором я живу» продолжала формировать представления детей о городе, в котором они живут; уточняла  знания о своём микрорайоне; его достопримечательностях, труде взрослых; воспитывала  любовь к своему городу. Свои впечатления дети отразили в рисунках, из которых мы создали альбом «Наш город -  Старый Оскол».

В этом возрасте дети очень интересуются природой родного края, поэтому  в интегрированной непосредственно образовательной деятельности  по социальному миру «Золотая осень» (приложение №11)я развивала у детей интерес к родной природе, ее красоте, пробуждала  эстетические чувства, воспитывала  умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними. Учила  детей выражать  свое отношение к природе. Воспитывала у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства. Проводила с детьми прогулки и экскурсии в парк, лес, поле. Учила воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Углублению любви к природе способствовала изобразительная деятельность детей: поэтому рисовали березку, зимний лес, цветущий сад и т. д. С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства я организовывала их труд в природе: они выращивали комнатные растения, овощи, цветы,  подкармливали птиц. Дети испытывали большую радость и удовлетворение от результатов своего труда. Если взрослые хорошо знают природу, чувствуют ее красоту, они сумеют воспитать любовь к ней и у детей.

Чтобы знания, полученные в интегрированной непосредственно образовательной деятельности  по социальному миру стали прочными, они должны органически сочетаться с реальным окружением детей. Прежде всего в интегрированной непосредственно образовательной деятельности  по ознакомлению с окружающим миром, с детьми изучили свой микрорайон, составили его план-схему. К этому времени  у детей уже были сформированы некоторые знания, после их закрепления приступали к работе по схеме: «Найди свой  микрорайон по указателю», «Ты идёшь на прогулку, покажи стрелкой свой путь» и др.

Эта схема постоянно находилась на глазах детей,  поэтому в свободной               деятельности дети с удовольствием работали по схеме , самостоятельно рисовали схемы различных участков, обозначали разные пути движения.             Именно в этом возрасте знакомила детей с такими темами,  как  «Мой участок»,  «Мой микрорайон».  Для этого  разработала цикл интегрированной непосредственно образовательной деятельности  по социальному миру «Наш город», «Моя Россия» «Мой детский сад», целью которых было воспитание любви и гордости за свою Родину. Провела несколько экскурсий  вокруг детского сада, по  микрорайону  Королёва , Жукова, Солнечный, Олимпийский.

Для практической отработки знаний о своем городе поставила макет                    микрорайона, со съёмными предметами по которым дети узнавали свои дома,       разные исторические памятники.

Знакомство дошкольников с гербом, флагом осуществляла на интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Символы России» (приложение №12)

где развивала  понимание того, что государственные  символы  России   призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Воспитывала  уважительное отношение к флагу.

Учила передавать в лепке правильное расположение цветов на флаге.

Необходимо было донести до сознания детей понимание ответственности за будущее нашей Родины.

Теоретические знания дети отражали в практических работах – рисунках, лепке, аппликации.

При обсуждении разных ситуаций постоянно на всех занятиях упражняла детей в приобретении следующих навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных.

В интегрированной непосредственно образовательной деятельности  по  речевому развитию усложняла задания - большое внимание уделяла составлению рассказов по опорным словам, по серии картинок, на тему «Мой город» или «Моя улица», «Мой детский сад»,  опираясь  на  имеющиеся у детей знания о нравственности.

                С детьми  седьмого  года  жизни  работа  направлена на систематизацию знаний, развитие познавательных процессов, способности к восприятию уже знакомого материала. Ребёнок, усваивая элементы нравственного сознания, приобретает новое качество – дисциплинированного гражданина, которое проявляется в сознании, в деятельности и поведении, в эмоциях и чувствах. Это качество подразумевает не только усвоение детьми определённой суммы знаний о нравственном сознании, но и применение на практике.

Провела непосредственно образовательную деятельность  по социальному миру «Мир вокруг нас» (приложение № 13)  где развивала знание детей об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране, воспитывала гордость к стране. Создали почтовую марку «Наша страна»

На интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Красна изба» (приложение № 14)

давала  представление о наших предках – славянах. Познакомила детей с их обычаями, традициями. Рассказала о тяжелом труде людей, о плохих условиях проживания. Познакомила с примитивным жилищем,  материалом из которого строится. Развивала умение передавать в лепке  характерные признаки разных строений. Из детей группы сформировались 5 небольших подгрупп, каждая из которых решила делать определенные дома. После для детей детского сада была проведена выставка  «Дома прошлого».

Особое внимание уделяю подбору приемов развивающих инициативную речь. В интегрированной непосредственно образовательной деятельности  по речевому развитию «Хлеб - богатство России» (приложение №15)

создаю условия, обеспечивающие развитие у ребенка способности направлять речевую активность на предмет общения и высказывать собственные суждения о нем, умение слушать и слышать партнера, воспринимать его позицию по тому или иному вопросу, признавать право на личную точку зрения и на ее защиту. Задавая проблемные вопросы, стимулирую проявление своего рода совместных «открытий», помогаю ребенку, вслед за взрослым, найти ответ на поставленный вопрос. Развиваю  знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб-богатство нашей Родины. Воспитываю чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Провожу с детьми игры-эксперименты. Детям было интересно самостоятельно получить муку из зерен.  С помощью родителей оформили выставку : «Наша гордость».

Результативность  моей работы ( посмотрите на сайд)

Я считаю, что проведенная целенаправленная работа по формированию нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста через  интегрированную непосредственно образовательную деятельность дала свои положительные результаты.

Сравнительная диагностика по данной проблеме помогла проанализировать результаты в начале экспериментальной работы, и после ее окончания, сделать определенные выводы, наметить дальнейшую работу.

В результате проведенной работы  виден прогресс по формированию нравственного сознания.
Ласка и внимание - главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость, поэтому я не скупилась на ласку при общении с детьми. Но ласковое, заботливое отношение к детям сочетала с разумной требовательностью к ним, при которой у них возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения.

Проделанная работа, а также выработанные определённые правила общения и поведения зажгли в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории России. Сформировали начала нравственного сознания у детей 6-7 лет. Цель такой работы – помочь в исследовании объектов, погружение в историю, культуру, искусство. Эта работа позволила подвести детей к глубокому пониманию самобытности, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами....

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьВо все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера...

Авторский педагогический проект «Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьёй»

Участие родителей в проекте по патриотическому воспитанию способствовало эффективной работе в этом направлении (Дети с увлечением участвовали в конкурсах, изготавливали подарки своим близким, Ждали с ...

Педагогический опыт: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Данный опыт может быть использован в виде дополнительного образования в ДОУ, представлять интерес для воспитателей, увлечённых истоками нравственно - патриотического воспитания, русской, мордовской на...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами...