ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

 

Ирина Ивановна Сорокина

музыкальный руководитель,

  ,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение  детский сад №144

г. Иркутск

«В последние годы в стране прослеживается тенденция  нарастания  социокультурных проблем, низкий уровень этического, гражданско – патриотического, культурно эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в детской и подростковой среде межэтнической и межнациональной напряжённости. Одна из задач работников сферы образования - культурное развитие несовершеннолетних.»

Из «Национальной  стратегии действий в  интересах детей на 2012-2017 гг.»

В настоящее время социально-экономическое, политическое, идеологическое и этническое многообразие современного российского общества представляет собой объективный процесс, объединяющий развитие включенных в него индивидов и происходящий  через совокупность различных социальных систем.

В настоящее время зародилась новая педагогическая отрасль научного знания – поликультурная педагогика, являющаяся одним из направлений современной педагогической науки и образовательной практики.

Поликультурная педагогика освещает проблемы поликультурного воспитания и образования подрастающего поколения.

Поликультурное воспитание – это составной элемент мировоззрения человека, способ формирования его открытой, понимающей и принимающей позиции при соприкосновении с представителями разных культур, формирование отношения к своему и другим народам с помощью средств материальной, духовной и нравственной культуры.

Поликультурное образование подразумевает систему знаний детей о материальной, духовной и нормативной культуре разных народов.

Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества являются знания основных понятий поликультурного образования и воспитания; умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы; умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур.

Проблемы поликультурного воспитания и образования детей в процессе их социализации находят отражение в работах педагогов и психологов современности - В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой, А.Н.Джуринского, Г.Д. Дмитриева и др. Научно-теоретические разработки данных авторов легли в основу нашей деятельности.

С целью выявления мнения родителей об актуальности проблемы поликультурного воспитания и образования детей в условиях ДОУ, нами были составлены опросники и проведён экспресс- опрос. Результаты опроса показали: 8% родителей считают, что их знания о культурных традициях родного края достаточны. 40% опрошенных имеют разрозненные, отрывочные сведения. 52% респондентов считают недостаточными знания об истории родного края и в частности об особенностях культуры и быта коренных народов Сибири. 78% родителей считают важным и нужным ознакомление детей с культурным наследием народов Прибайкалья, воспитанием патриотических и интернациональных чувств в сознании подрастающего поколения и доверяют эту работу педагогам дошкольного учреждения.

Также нами был проведён опрос детей. Воспитанникам предлагалось назвать край и город, в котором мы живём, реки и озёра, назвать народы, живущие в Прибайкалье.

В результате опроса мы получили следующие данные: ни один ребёнок не смог назвать свой родной край, 88% детей не назвали родной город (среди ответов были такие: «слышал, но не помню», «Москва»), 24% детей смогли назвать озеро Байкал (среди названий рек упоминались Нил, Волга, Чёрное море). На вопрос о народах, живущих в Сибири большинство детей назвали китайцев, некоторые-русских, лишь 12% детей упомянули бурят (были ответы: «иркутяне», «нерусские», «индейцы»).

Нами были определены направления в работе - это формирование у детей дошкольного возраста базиса личностной культуры; необходимость превентивной  культурно-просветительской деятельности в среде родительской общественности; необходимость взаимодействия на профессиональной основе с коллегами-педагогами.

Также намечены пути интеграции личности ребёнка  в национальную и мировую культуру- это изучение культуры своего народа; интериоризация культуры своего народа; сравнение культуры с культурой других народов; интеграция в национальную и мировую культуру.

Определяющей составляющей для успешной реализации воспитательно-образовательных задач стал творческий подход. Это - творческий подход к подготовке материально- информационной базы к созданию предметной развивающей среды; к работе по взаимодействию с родителями воспитанников и коллегами.

         В соответствии с направлением работы в ДОУ были созданы условия, необходимые для свободного выражения ребёнком впечатлений, полученных в процессе самостоятельной и совместных с педагогами, музыкальными руководителями, инструктором по физическому воспитанию, логопедом и педагогом – психологом  видах деятельности.

Организованы региональные уголки в групповых помещениях, музыкально-литературные «салоны» - «В гостях у Сибирячка», «Сказки народов мира», «Родные просторы», зоны творческого развития - «Мастерилка», «Мастерская Самоделкина», «У Винтика и Шпунтика», мини – музеи - «Мы живём в Прибайкалье», «Музей жилища», «Клуб интернациональной дружбы», «Игрушки», «Космическая дружба», спортивная площадка «Дружат дети на планете» и др.

Руководствуясь требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в  системе дошкольного образования, а также важными принципами возрастной адекватности и  интеграции содержания образовательного процесса нами был составлен перспективный план работы, состоящий из трёх этапов. Это - подготовительная работа, педагогические образовательные мероприятия с учётом интеграции образовательных областей и отчётные итоговые мероприятия.

Целью нашей деятельности была работа по профилактике проявлений негативных явлений в среде детей старшего дошкольного возраста и предупреждение межэтнической и межнациональной напряженности.

Средством достижения цели явилось ознакомление детей дошкольного возраста с  особенностями материальной, духовной и нравственной культурой народов Прибайкалья и народов мира.

 I этап работы включал экскурсии; предварительную работу в региональных уголках и зонах творчества; исследовательскую, экспериментальную, продуктивную деятельность в региональном уголке и зоне творчества; игровую деятельность; трудовую деятельность; музыкально-художественную деятельность; коммуникативную деятельность; театрализованную деятельность; двигательно-игровую деятельность; чтение художественной литературы; работу с аудио и видеоматериалами.

Результатом II этапа работы стали педагогические мероприятия, подготовленные с учётом интеграции образовательных областей :

«Путешествие к Байкалу», «Природный мир Сибири», «Все народы встали в круг», «Труд коренных народов Сибири», «Быт народов Сибири», «Посуда, утварь коренных народов Сибири», «Одежда и обувь народов Сибири», «Праздники и традиции народов Сибири», «Сурхарбан», «Вот какой Сибирячек», «Родная земля», «Добро пожаловать!», «Нардуган» , «Праздник лакомки», «Наше сибирское гостеприимство », «Волшебная рамка для фотографии», «Ердынские игры» , «Солнышко смеётся!» и др.

III этап работы состоял из досуговых тематических мероприятий по презентации для детей, родителей, гостей ДОУ объёмно - пространственных композиций: «Берег Байкала.Тунгусское поселение», «По Иркутскому острогу погуляем мы немного», «Остров Ольхон», «Тофалария- страна гор», «На просторах тундры», «Таёжная сказка», «Легенда тихой долины», «Тоонто», «Город мой родной»,«База семейного отдыха»,«Африка»,«Азия», «Водная гладь»; выставок поделок и рисунков: «Возьмёмся за руки, друзья», «Моя родословная»; концертов: «Мы живём в Прибайкалье», «Родина моя», спортивных мероприятий : «Олимпийцы», «Суглан»; участия в конкурсах детских рисунков : «Мои бабушка и дедушка», «Зимняя прогулка» и др. Организована постоянно действующая выставка «Сибирь глазами детей» и фотовыставка «Детский сад - моя семья. Главный в ней конечно я».

В рамках проведения мероприятий по поликультурному воспитанию и образованию в условиях дошкольного учреждения нами проводилась работа по обмену опытом с педагогами ДОУ, учреждений дополнительного образования  нашего региона и социальными педагогами Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Иркутска.

Результаты экспресс-опроса по итогам работы показали стабильное  повышение интереса детей дошкольного возраста к жизни и культурным традициям народов, населяющих территорию Иркутской области и народов мира.

Таким образом, можно сделать вывод, что удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов, а также воспитание и подготовка детей дошкольного возраста к жизни в поликультурном обществе в условиях дошкольного учреждения решается успешно.

 

Литература:

 

  1. Даниленко Н.Г., Маркина Ю.Д., Баринкова Ю.С. Материалы к лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 1. - Иркутск: ИИПКРО, 2012.-108 с.
  2. Даниленко Н.Г., Маркина Ю.Д., Баринкова Ю.С. Материалы к лекциям по   проблемам дошкольного образования. Часть 2. - Иркутск: ИИПКРО,2012.-79 с.
  3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире/М.: Прометей, 2002.
  4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование/ М.: Народное образование, 1999.
  5. Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы/ // Педагогика. 1999. №4. С.3-10.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ирина Ивановна Сорокина

музыкальный руководитель,

 Татьяна Васильевна Кашолкина

  воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение  детский сад №144

г. Иркутск

«В последние годы в стране прослеживается тенденция  нарастания  социокультурных проблем, низкий уровень этического, гражданско – патриотического, культурно эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в детской и подростковой среде межэтнической и межнациональной напряжённости. Одна из задач работников сферы образования - культурное развитие несовершеннолетних.»

Из «Национальной  стратегии действий в  интересах детей на 2012-2017 гг.»

В настоящее время социально-экономическое, политическое, идеологическое и этническое многообразие современного российского общества представляет собой объективный процесс, объединяющий развитие включенных в него индивидов и происходящий  через совокупность различных социальных систем.

В настоящее время зародилась новая педагогическая отрасль научного знания – поликультурная педагогика, являющаяся одним из направлений современной педагогической науки и образовательной практики.

Поликультурная педагогика освещает проблемы поликультурного воспитания и образования подрастающего поколения.

Поликультурное воспитание – это составной элемент мировоззрения человека, способ формирования его открытой, понимающей и принимающей позиции при соприкосновении с представителями разных культур, формирование отношения к своему и другим народам с помощью средств материальной, духовной и нравственной культуры.

Поликультурное образование подразумевает систему знаний детей о материальной, духовной и нормативной культуре разных народов.

Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества являются знания основных понятий поликультурного образования и воспитания; умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы; умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур.

Проблемы поликультурного воспитания и образования детей в процессе их социализации находят отражение в работах педагогов и психологов современности - В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой, А.Н.Джуринского, Г.Д. Дмитриева и др. Научно-теоретические разработки данных авторов легли в основу нашей деятельности.

С целью выявления мнения родителей об актуальности проблемы поликультурного воспитания и образования детей в условиях ДОУ, нами были составлены опросники и проведён экспресс- опрос. Результаты опроса показали: 8% родителей считают, что их знания о культурных традициях родного края достаточны. 40% опрошенных имеют разрозненные, отрывочные сведения. 52% респондентов считают недостаточными знания об истории родного края и в частности об особенностях культуры и быта коренных народов Сибири. 78% родителей считают важным и нужным ознакомление детей с культурным наследием народов Прибайкалья, воспитанием патриотических и интернациональных чувств в сознании подрастающего поколения и доверяют эту работу педагогам дошкольного учреждения.

Также нами был проведён опрос детей. Воспитанникам предлагалось назвать край и город, в котором мы живём, реки и озёра, назвать народы, живущие в Прибайкалье.

В результате опроса мы получили следующие данные: ни один ребёнок не смог назвать свой родной край, 88% детей не назвали родной город (среди ответов были такие: «слышал, но не помню», «Москва»), 24% детей смогли назвать озеро Байкал (среди названий рек упоминались Нил, Волга, Чёрное море). На вопрос о народах, живущих в Сибири большинство детей назвали китайцев, некоторые-русских, лишь 12% детей упомянули бурят (были ответы: «иркутяне», «нерусские», «индейцы»).

Нами были определены направления в работе - это формирование у детей дошкольного возраста базиса личностной культуры; необходимость превентивной  культурно-просветительской деятельности в среде родительской общественности; необходимость взаимодействия на профессиональной основе с коллегами-педагогами.

Также намечены пути интеграции личности ребёнка  в национальную и мировую культуру- это изучение культуры своего народа; интериоризация культуры своего народа; сравнение культуры с культурой других народов; интеграция в национальную и мировую культуру.

Определяющей составляющей для успешной реализации воспитательно-образовательных задач стал творческий подход. Это - творческий подход к подготовке материально- информационной базы к созданию предметной развивающей среды; к работе по взаимодействию с родителями воспитанников и коллегами.

         В соответствии с направлением работы в ДОУ были созданы условия, необходимые для свободного выражения ребёнком впечатлений, полученных в процессе самостоятельной и совместных с педагогами, музыкальными руководителями, инструктором по физическому воспитанию, логопедом и педагогом – психологом  видах деятельности.

Организованы региональные уголки в групповых помещениях, музыкально-литературные «салоны» - «В гостях у Сибирячка», «Сказки народов мира», «Родные просторы», зоны творческого развития - «Мастерилка», «Мастерская Самоделкина», «У Винтика и Шпунтика», мини – музеи - «Мы живём в Прибайкалье», «Музей жилища», «Клуб интернациональной дружбы», «Игрушки», «Космическая дружба», спортивная площадка «Дружат дети на планете» и др.

Руководствуясь требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в  системе дошкольного образования, а также важными принципами возрастной адекватности и  интеграции содержания образовательного процесса нами был составлен перспективный план работы, состоящий из трёх этапов. Это - подготовительная работа, педагогические образовательные мероприятия с учётом интеграции образовательных областей и отчётные итоговые мероприятия.

Целью нашей деятельности была работа по профилактике проявлений негативных явлений в среде детей старшего дошкольного возраста и предупреждение межэтнической и межнациональной напряженности.

Средством достижения цели явилось ознакомление детей дошкольного возраста с  особенностями материальной, духовной и нравственной культурой народов Прибайкалья и народов мира.

 I этап работы включал экскурсии; предварительную работу в региональных уголках и зонах творчества; исследовательскую, экспериментальную, продуктивную деятельность в региональном уголке и зоне творчества; игровую деятельность; трудовую деятельность; музыкально-художественную деятельность; коммуникативную деятельность; театрализованную деятельность; двигательно-игровую деятельность; чтение художественной литературы; работу с аудио и видеоматериалами.

Результатом II этапа работы стали педагогические мероприятия, подготовленные с учётом интеграции образовательных областей : 

«Путешествие к Байкалу», «Природный мир Сибири», «Все народы встали в круг», «Труд коренных народов Сибири», «Быт народов Сибири», «Посуда, утварь коренных народов Сибири», «Одежда и обувь народов Сибири», «Праздники и традиции народов Сибири», «Сурхарбан», «Вот какой Сибирячек», «Родная земля», «Добро пожаловать!», «Нардуган» , «Праздник лакомки», «Наше сибирское гостеприимство », «Волшебная рамка для фотографии», «Ердынские игры» , «Солнышко смеётся!» и др.

III этап работы состоял из досуговых тематических мероприятий по презентации для детей, родителей, гостей ДОУ объёмно - пространственных композиций: «Берег Байкала.Тунгусское поселение», «По Иркутскому острогу погуляем мы немного», «Остров Ольхон», «Тофалария- страна гор», «На просторах тундры», «Таёжная сказка», «Легенда тихой долины», «Тоонто», «Город мой родной»,«База семейного отдыха»,«Африка»,«Азия», «Водная гладь»; выставок поделок и рисунков: «Возьмёмся за руки, друзья», «Моя родословная»; концертов: «Мы живём в Прибайкалье», «Родина моя», спортивных мероприятий : «Олимпийцы», «Суглан»; участия в конкурсах детских рисунков : «Мои бабушка и дедушка», «Зимняя прогулка» и др. Организована постоянно действующая выставка «Сибирь глазами детей» и фотовыставка «Детский сад - моя семья. Главный в ней конечно я».

В рамках проведения мероприятий по поликультурному воспитанию и образованию в условиях дошкольного учреждения нами проводилась работа по обмену опытом с педагогами ДОУ, учреждений дополнительного образования  нашего региона и социальными педагогами Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Иркутска.

Результаты экспресс-опроса по итогам работы показали стабильное  повышение интереса детей дошкольного возраста к жизни и культурным традициям народов, населяющих территорию Иркутской области и народов мира.

Таким образом, можно сделать вывод, что удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов, а также воспитание и подготовка детей дошкольного возраста к жизни в поликультурном обществе в условиях дошкольного учреждения решается успешно.

Литература:

  1. Даниленко Н.Г., Маркина Ю.Д., Баринкова Ю.С. Материалы к лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 1. - Иркутск: ИИПКРО, 2012.-108 с.
  2. Даниленко Н.Г., Маркина Ю.Д., Баринкова Ю.С. Материалы к лекциям по   проблемам дошкольного образования. Часть 2. - Иркутск: ИИПКРО,2012.-79 с.
  3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире/М.: Прометей, 2002.
  4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование/ М.: Народное образование, 1999.
  5. Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы/ // Педагогика. 1999. №4. С.3-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения....

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...

"Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения"

В статье речь идет о проблемах адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения. Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не явл...

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами

В статье говорится об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами...