Конспект комплексного занятия по гражданственности «Цветок мира»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Спевак Елена Юрьевна

Тема гражданственности является одной из важнейших в цикле занятий по правовому воспитанию молодежи. С ранних лет ребенок должен ощущать себя полноценным гражданином нашей страны. Подготовительный к школе возраст, является наиболее подходящим для начала формирования в ребенке общечеловеческих ценностей, гражданского самосознания. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким, беззащитным, каким бы образом не складывались его жизненные обстоятельства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №118 «ЯГОДКА»

 (МДОУ «Детский сад №118»)

Конспект комплексного занятия

для детей подготовительной группы

«20 ноября – Всемирный день ребенка»

                                                                                                         Воспитатель Спевак Е.Ю.

г. Петрозаводск

2013.

Пояснительная записка

В ходе занятия был реализован принцип интеграции образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество

    Занятие проводится в день принятия Конвенции о правах ребенка.

    Тема гражданственности является одной из важнейших в цикле занятий по правовому воспитанию молодежи. С ранних лет ребенок должен ощущать себя полноценным гражданином нашей страны. Подготовительный к школе возраст, является наиболее подходящим для начала формирования в ребенке общечеловеческих ценностей, гражданского самосознания. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким, беззащитным, каким бы образом не складывались его жизненные обстоятельства. Именно поэтому  выбрана для открытого занятия эта тема.

   Форма комплексного занятия позволяет донести до ребят важнейшую информацию в максимально доступном виде, не утяжеляя ее лишними подробностями. Сюрпризный момент вносит в занятие элемент игры, позволяет использовать богатую фантазию каждого ребенка. Знакомый персонаж Буратино, вызывает у детей сочувствие, желание позаботиться о нем и, в тоже время, не ранит нежную психику ребенка – ведь каждый знает, что у Буратино все сложится благополучно.

   Демонстрация слайдов с фотографиями детей на жизнеутверждающем зеленом фоне позволяет ребятам наглядно убедиться, насколько велики внешние различия между нациями и насколько близки их духовные ценности.  В беседах с ребятами и их родителями была неоднократно затронута  тема прав человека. Была проведена подготовительная работа. Поэтому группа подготовлена к правильному восприятию столь серьезной информации.

   Одним из наиболее ярких впечатлений в просмотре презентации, является демонстрация фотографии военного корреспондента Галины Санько «Дети за колючей проволокой». Фотография сделана в день освобождения Петрозаводска от фашистов 28 июня 1944г. В нашей группе мы много говорили о Великой Отечественной войне, о героизме нашего народа. Тема патриотизма обязательно должна показывать неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны и всего мира.

   На завершающем этапе занятия мы с детьми создаем красочную композицию «Цветок мира», тем самым в сознании ребят закрепляется идея, что даже от 6-ти летнего человека может зависеть будущее нашей планеты.

   В дальнейшем, мы  еще не раз вернемся к теме гражданственности, надеюсь, что это занятие оставит в душах детей благородное желание быть причастными к общечеловеческим ценностям.

При подготовке занятия были использованы электронные ресурсы:

Официальный сайт ООН http://www.un.org/ru/

Официальный сайт Конституция РФ http://www.constitution.ru

Федеральный закон РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ http://special.kremlin.ru/acts/17891

        

Тема: «20 ноября – Всемирный день ребенка»

Цель: Создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребенка. Познакомить детей подготовительной группы с документами Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций о принятии «Конвенции о правах ребенка» 20 ноября 1989 года.

Задачи: Познакомить детей с направлением работы Организации Объединенных Наций по защите прав ребенка.

Познавательные: Какие разные дети живут в разных странах. Не все дети имеют возможность жить с родителями, ходить в детский сад.

Образовательные: Что объединяет народы разных стран. Почему так важно, чтобы дети были под защитой закона. Именно дети являются будущим населением земли.

Воспитательные: Продолжать формировать в детях милосердие, сочувствие к детям разных стран, желание помочь, защитить.  Вызывать чувство гордости за условия, созданные для детей в нашей стране. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ, концентрировать внимание во время показа слайдов.

Новые слова: ООН, Генеральная Ассамблея, Конвенция, Всемирный закон, нация, национальность.

Оборудование: Магнитофон, видеопроектор, экран, ноутбук, кукла Буратино.

Материалы: Ватман, цветная бумага, карандаши, ножницы, клеящий карандаш, шаблоны, картинки детей.

Подготовительная работа: Беседа с родителями необходимости соблюдать права ребенка в семье. Показать ребенку его первые документы:  «Свидетельство о рождении», «Страховое свидетельство», «Медицинский полис».

Беседа об истории возникновения российского праздника «День защиты детей».

Ход занятия:

Звучит музыка «Должны смеяться дети» Слова М. Пляцковского, музыка Ю.Чичкова

 

 Ребята и гости группы размещаются.

- Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, давайте поздороваемся с ними. (Приветствие гостей).

Давайте вспомним, ребята, какой праздник в России посвящен только детям, он отмечается 1 июня. (День защиты детей) – ( ответы детей…)

- Воспитатель: «А кто сможет ответить, от чего нужно защищать детей?»

(ответы ребят…)

- Появляется Буратино

- Буратино: «Здравствуйте ребята! Меня отправили куклы нашего театра в ваш детский сад».

- Воспитатель: «Здравствуй, Буратино, как мы рады тебя видеть! Правда, ребята?» (Ответы детей:…)

- Воспитатель: «Ты что плакал? Что случилось?»

- Буратино: «Нас Карабас-Барабас всегда обижает, все мои друзья боятся его. Он не пускает нас в школу, он не дает нам даже корочку хлеба. Он не приглашает врача, когда куклы болеют, он заставляет нас работать бесплатно, он бьет нас за любую провинность. Мы все боимся его!»

- Воспитатель: «Не бойся, Буратино, ты как раз вовремя, ведь сегодня мы с ребятами и нашими гостями собрались поговорить о правах детей!»

- Буратино: «Но я ведь не такой, как вы… Я родом из Италии… И вообще я совсем не похож на вас…»

- Воспитатель: «Заешь, Буратино, сегодня, 20 ноября – международный день ребенка. И не важно, кто в какой стране родился и как выглядит. Каждый ребенок в мире имеет право жить счастливо! Международный закон заботится о всех детях, даже если они совсем не похожи на других. Помните, ребята, мы с вами говорили о международной  организации, которая заботится о том, чтобы никого не обижали?» (ответы детей…)

- Воспитатель: «Давайте обсудим это, и Буратино пусть узнает кое – что важное»

Презентация «Конвенция о правах ребенка».

Очередность демонстрации слайдов:

1. Организация Объединенных Наций – это международная организация, созданная в 1945 году, сразу после окончания Второй Мировой войны, самой страшной войны в истории человечества. Главная цель этой организации – не допустить новой войны, помогать страдающим людям, поддерживать порядок и соблюдение законов во всем мире. Законы о правах человека называются Конвенцией, а принимает их Генеральная Ассамблея.

2..  Конвенция о правах ребенка (Общий вид документа).

Конвенция о правах ребенка была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

   Подлинник документа конвенции о правах ребенка издан на основных языках мира – английском, арабском, испанском, китайском, русском, французском.

   Конвенция о правах ребенка переведена на все языки мира.

3..  20 ноября – всемирный день ребенка (Изображения детей различных национальностей)

4.. Ребенком является каждый человек, до достижения им возраста 18 лет (Изображения детей различных национальностей и возрастов)

5.   Все дети имеют одинаковые права, независимо от возраста, пола, национальности, цвета кожи, религии (Изображения детей различных мировых религиозных концессий)

6.   Все дети имеют право на жизнь, медицинскую помощь, особую заботу (Изображения детей, получающих медицинскую помощь, особую заботу)

- Буратино: «Ой, ребята, а что это доктора делают с детьми? Что, дети могут бесплатно лечиться?» (Ответы детей…)

7.   Взрослые должны заботиться о детях, обеспечивать им хороший уровень жизни. У всех детей должна быть еда, чистая вода, одежда, жилье (Изображения счастливых детей за своими занятиями)

- Буратино: «А вас что, еще и кормят? И у вас есть дом? Вот счастливые!!!» (ответы детей…)

8.   Все дети имеют право на имя, документы, гражданство, говорить на родном языке (Изображение свидетельства о рождении российского образца, детей с разным цветом кожи)

- Буратино: «Неужели вы все имеете документы?! А какие?» (Ответы детей…)

9.   Все дети имеют право на семью, заботу родителей, безопасные условия жизни (Изображения счастливых многодетных семей)

- Буратино: «А что, у вас у всех есть семья? А в семье, сколько может быть детей? Какие же вы счастливые!» (Ответы детей…)

10.   Все дети имеют право на образование, развитие, реализацию своих талантов (На изображениях дети рисуют, танцуют, занимаются спортом, учатся, выступают)

- Буратино: «Неужели вам разрешают учиться? И спортом заниматься, и танцами и всем, чем захотите?!» (Ответы детей…)

11.   Все дети имеют право на отдых, развлечения, досуг (На изображениях дети играют, купаются, празднуют, отдыхают)

- Буратино: «Как красиво вы отдыхаете! А как вы любите развлекаться?» (Ответы детей…)

12.   Все дети имеют право на защиту от посягательств на их жизнь, здоровье, свободу (Изображения, как не должны жить дети.)

- Буратино: «Ой, нет, я боюсь! Я не хочу так жить!»

13.  Фотография «Дети за колючей проволокой»

 Это – знаменитая фотография военного корреспондента Галины Санько «Дети за колючей проволокой». Фотография сделана в день освобождения Петрозаводска от фашистов 28 июня 1944г.

- Буратино: «Неужели в вашем родном городе такое могло произойти?!»

- Воспитатель: «Да, Буратино, так было. К счастью, все ребята остались живы, он и сейчас живут в Петрозаводске. Теперь они бабушки и дедушки. А давайте вы спросите у ваших бабушек и дедушек, родственников, что они помнят о Великой Отечественной войне. И потом расскажите об этом в группе.» (Ответы детей…)

14.   Конвенция о правах ребенка – это твои права! (На изображении дети с разных национальностей держат в руках большой мяч в виде земного шара)

- Буратино: «Ребята, вы открыли мне совсем другой мир! Я хотел бы жить так, как вы!»

Воспитатель: «Вот и живи так, это твое право!»

- Буратино: «Значит, я имею право на отдых? Давайте, ребята, отдохнем!»

Физкультминутка

Буратино потянулся (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся (наклоны корпуса вперед)

Руки в стороны развел, (руки развести в стороны)

Ключик, видно не нашел (повороты вправо – влево)

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать (руки на поясе, подняться на носочки)

-Воспитатель: «Ну, вот видишь, на твоей стороне закон. Тебе и твоим друзьям нечего бояться»

- Буратино: «Если у детей столько прав, вот здорово!»

- Воспитатель: «Давайте ребята еще раз вспомним, какой сегодня праздник? Почему этот праздник отмечается именно 20 ноября? А какие права получили дети всего мира, благодаря принятию Конвенции о правах ребенка?»

- Между вопросами воспитателя – ответы детей.

- Воспитатель: «Однако, согласитесь ребята, Кроме прав должны быть и обязанности. Как вы думаете, какие обязанности могут быть у детей в семье, детском саду, школе?»

- Ответы детей:….. (помогать маме, заботиться о малышах, соблюдать правила, стараться радовать близких людей и т.д.)

- Буратино: «Ну это же так просто! Это такие приятные обязанности! А что может угрожать детям?»

- Воспитатель: «Самое страшное – это война. На земле все время воюют Карабасы-Барабасы. Больше всех от войны страдают дети. Если война будет продолжаться, то жизнь на земле может исчезнуть»

- Буратино: «Ребята! Я придумал! Давайте сделаем так, чтобы не было войны! Сделаем цветок мира на всей земле!»

Дети проходят к столам, где приготовлены листы цветной бумаги, трафареты, ножницы, клей , лист ватмана, картинки с изображением детей.

- Воспитатель: «Ребята, сейчас давайте выберем самые красивые, яркие цвета для нашей композиции, чтобы у детей всего мира было хорошее настроение, и совместим их с изображением детей»

Звучит музыка: «Должны смеяться дети»

 Ребята вырезают разноцветные лепестки цветка, наклеивают на лист ватмана. На лепестки наклеивают картинки с изображением детей (Из презентации).

- Буратино: «Какой красивый цветок! А на нем еще фотографии таких разных детей! Расскажите, ребята, почему вы такие картинки выбрали? О каких правах детей они вам напоминают?»  (Ответы детей о правах ребенка…)

- Воспитатель: «Давайте ребята пожелаем детям всей земли - мира и добра. И пригласим их в гости к нам».

- Буратино: «А можно я наших кукол приглашу из театра?» (Ответы детей…)

- Воспитатель: «Мы всех  гостей приглашаем принять участие в создании цветка мира. Ведь это главное для детей – мирное, а значит счастливое детство!»

 Приглашает гостей к созданию цветка мира на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по окружающему миру «Чем я буду заниматься в школе?»

Интересное занятие для дошкольников подготовительной группы. Оно позволит показать знания дошкольников в разной области, научит рассуждать и уметь заглядывать в будущее. А герой, пришедший в гости к р...

План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"

Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...

КОНСПЕКТ комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционному рисованию на тему: «Солнечная семья»

КОНСПЕКТ комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционному рисованию на тему: «Солнечная семья»...

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»

      Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего  цикла «Такой разный космос». Структура  занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать инт...

Конспект комплексного занятия в средней группе "Солнечный цветок".

Задачи:Образовательные:Познакомить детей с растением подсолнечник. Расширить и активизировать словарь детей по теме: подсолнечник, медоносное растение, декоративное растение.Развивающие:За...