Коспект занятия "Река Пахра - Село Подол"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Чуракова Елена Николаевна

Конспект занятия на тему «Река Пахра- село Подол» ( или как люди жили на территории г. Подольска много – много лет тому назад) старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_temu_reka_pakhra_selo_podol.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Река Пахра- село Подол» ( или как люди жили на территории г. Подольска много – много лет тому назад) старшая группа

Цель: Побудить у детей интерес к истории нашей Родины, дать некоторые сведения о жизни древних славян, о прошлом  г. Подольска. Воспитывать любовь к родному краю.

Материал: карта России, герб г. Подольска, глобус. Картинки из истории России, карта(самодельная) начала города, фотоаппарат, кукла Незнайка, сарафан, сундук, чашки, вода минеральная подольская(«Еринская»), фотографии Подольска, магнитофон, кассета с записью русских народных песен.

Предварительная работа: беседа о России, рассматривание альбома «Наш город Подольск».

Ход занятия

Дети, сегодня я приглашаю вас на прогулку по нашему родному городу Подольску. (Дети подходят к стенду с фотографиями г. Подольска)

  Мы живем с вами на планете Земля(показывает глобус) в великой стране. Как она называется? Вот она какая большая (Карта). Как видите, Россия – огромная страна, в которой много городов, сел, деревень, есть горы, реки,.. леса. Об этом мы говорили с вами уже. Населяют  Россию люди разных национальностей, а объединяет их всех …. язык на котором мы говорим- русский.

В одном из городов России живем и мы с вами. Как называется наш город? Здесь мы родились, здесь живут наши родители, бабушки и дедушки. Здесь наш родной дом, родная улица, родной детский сад. Когда вы подрастете, пойдете в школу. А кто знает как называется наш детский сад? На какой улице он стоит? У каждого человека есть своя родная улица, где находится его родной дом, двор, где вы играете. На какой улице живете вы? Посмотрите, нет ли на этих фотографиях вашей родной улицы?

- Видите, как много разных улиц в нашем городе, и у каждой своя история, свое имя. А теперь подумайте и скажите, что еще можно увидеть в нашем городе?  Где покупаете продукты? Где работают ваши родители? Куда ходите отдыхать? (Рассматривание фотографий некоторых мест, знакомых детям, с комментариями воспитателя).

 - Конечно за одну прогулку невозможно познакомиться со всем городом. Но вы еще дети – маленькие граждане нашей огромной страны и нашего города, и у вас еще все впереди. Вам предстоит многое увидеть, узнать, понять. Вы растете, и растет наш город. Появляются новые дома, улицы, школы. Когда вы вырастите, вы будете строить и украшать наш город. Каким он будет, зависит от нас, от каждого человека. Хочется верить, что наш город через несколько лет будет еще краше, чем сейчас.

- А как вы думаете, наш город был всегда? Нет, конечно, ведь все когда-то начинается.было время, когда нашего города не было совсем. Хотите я вам расскажу, как начинался наш город, каким он был вначаое, как жили люди в нем? Ну садитесь и слушайте.  Попасть в прошлое нашего города Подольска поможет нам вот этот сундук. Раньше шкафов не было, не придумали их еще, и все домашние вещи хранились в сундуках. Что же в этом сундуке?(Достает сарафан для воспитателя).  Такие  сарафаны раньше носили русские женщины. (Достает карту самодельную, где изображена река Пахра с 2-3 домами на берегах,  лес, поле, а вдали видна Москва). Для чего же здесь карта?  Ага, здесь написано, что она может перенести нас в прошлое. Но для этого нужно закрыть глаза и послушать русскую народную музыку. Закройте глаза! (Воспитатель надевает сарафан). Сейчас мы перенесемся в прошлое.  Возьмите с собой хорошее настроение, добрые слова, включите  свое внимание и память. Нас ждут прикдючения и открытия. (Воспитатель вешает карту на доску).

- Итак, о чем же расскажет нам карта? К сожалению от времени на ней кое-что стерлось. Ей нужна помощь. Поможем?

Появляется Незнайка с фотоаппаратом.

Незнайка: Ой, Ой, Ой.

Воспитатель: Кто это?

Незнайка: Это я! Привет, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка.

Незнайка: Привет, лунатики!

Воспитатель: Незнайка, ты что с Луны свалился? Где ты видишь лунатиков? Ты на планете Земля, а это девочки и мальчики из детского сада № 15 «Медвежонок».

Незнайка: Ой, перепутал! Здравствуйте, девочки и мальчики! Я только что вернулся из путешествия на Луну. Я Великий путешественник. И вы тоже путешественники, как я погляжу. Можно мне с вами отправиться в путешествие? Это так здорово! Я буду вам помогать, честное слово! Я очень много знаю и умею! Ну, пожалуйста! А потом у меня фотоаппарат есть.

Воспитатель: Ну что ,дети , возьмем с собой этого путешественника? Дети, скажите Незнайке, как называется наша страна. А как ее еще можно назвать? (Русь).

- В древние времена предки русских, их тогда еще называли «славяне», селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. Славяне – это славный, гордый и трудолюбивый народ со светлыми глазами и русыми или светлыми волосами, как и многие из нас, поэтому их прозвали «русичами» ( во время беседы прикрепить на карту деревья).

- А почему они селились по берегам рек и около леса, как вы думаете?

- «У леса жить – голодным не быть» - гласит пословица. В лесу и зверь, и птица, грибы, ягоды, дикий мед, съедобные коренья и травы. Какие дикие животные обитают в наших лесах? ( Дети называют, воспитатель прикрепляет рисунки на карту) Но славянам приходилось  не только добывать еду, но и лечиться от всех болезней приходилось самим, ведь больниц и аптек тогда не было.

Незнайка: Можно было по  03 вызвать скорую помощь.

Воспитатель: Нельзя было позвонить по 03, не было тогда  телефонов, не придумали их еще, тем более не было такой помощи. Люди постепенно узнавали, что многие растения являются лечебными. Отварами и настойками, приготовленными по старинным рецептам, мы пользуемся и сейчас. (Прикрепить иллюстрации некоторых лекарственных растений) Знаете ли вы от каких недугов поможет ромашка, малина, цвет липы, черника?

 - Жилища люди строили из деревьев, дома «рубили» с помощью топора из толстых бревен. Такие дома назывались избами. Строили их всей семьей и соседи помогали. Сначала на берегу 2-3 дома, затем еще строили и строили, это было уже поселение. На месте нашего города тоже сначала было поселение или село Подол. Оно располагалось по долине реки Пахры (показ на карте) по обоим берегам реки.  Слово «Пахра» означает текущая из озера. Именно из озера вытекает наша Пахра ( показ) в реке тогда было много всякой рыбы: окунь, судак, ерши, караси и другие ( прикрепить рисунки)

 А как назывались люди, которые жили в селе Подол? (Подоляне).  А мы с вами? (Подольчане)

Позднее люди увидели, что земля подольская богата залежами известняков – белого камня. Кто знает, почему много белого камня в нашей земле?(Раньше здесь было море).

И многие жители стали заниматься тем, что добывали этот белый камень и везли его в Москву. Много зданий в Москве построено из нашего белого камня, поэтому Москву называют белокаменной. Теперь вам должно быть понятно, почему на гербе нашего города изображены два пересекающихся камнетёсных молота (показ герба).

 - А ещё наша земля богата минеральной водой. Рядом с городом находится село Ерино, где бьют фонтаны минеральной (лечебной) водой. Хотите попробовать эту водичку?

    - Пахра делила Подол на «части». Чтобы попасть из одной части села в другую, необходима была лодка или паром (плавучий мост). Это было не очень- то удобно, поэтому жители решили построить мост. Вначале это был деревянный, вот такой (фотография), потом построили мост покрепче, а совсем недавно пустили в строй новый мост, широкий и удобный.

 - Но вернемся к славянам. Чем они занимались еще? Растили хлеб, сажали фруктовые деревья, выращивали овощи, разводили домашний скот, торговали пушниной, медом. Мужчины плотничали, возили пассажиров на лошадях, охотились, а женщины шили одежду, готовили пищу, работали в саду и на огороде, растили детей. Все жили дружно, старшие заботились о младших, младшие уважали  своих родителей, помогали им во всем. А в час отдыха пели народные песни, водили хороводы. Давайте и мы с вами отдохнем.(Дети водят хоровод)

Незнайка: Ой, как здорово! Как я много узнал!

Воспитатель: Наша прогулка заканчивается. Вам, дети, она понравилась? Что вы узнали нового? Что было для вас интересно?(ответы детей) Это не последняя наша прогулка по родному Подольску.

Незнайка: А меня возьмете с собой в следующий раз? Я вам много сделаю фотографий..

Воспитатель: Конечно, возьмем! Правда, дети?

Незнайка: А мне пора! До свидания! Как только соберетесь в путешествие, позовите меня!

Воспитатель: Дети, отдыхайте, а я провожу Незнайку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект занятия на тему "Овощи" Занятие 1.

Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников....

"На реке Пахре городок стоит"

Совместная деятельность в краеведческой области  расширяет горизонт детского познания, помогает  ребятам глубже проникнуть в тайны окружающего мира....

"Пусть живёт и здравствует Село наше Красное!" Праздник, посвящённый 300-летию г. Красное Село

"Пусть живёт и здравствует Село наше Красное!"  Праздник, посвящённый 300-летию г. Красное Село...

Проект "Моя малая Родина - мой край Подолье"

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие ...

Мой успешный проект «Наше село - чистое село»

Организатор проекта:Воспитатель старшей группы Оюн Марина Маадыр-ооловна Участники проекта:Родители и педагоги детского сада, воспитанники старшей группы  Сроки реализации проекта:...

Проект «Моё село - село мое родное»

Знакомство с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина...