Проект «Духовно – нравственное воспитание детей в ДОУ. Жизнедеятельность детей в ДОУ (Режим организации пребывания в радости, поиске и сотворчестве)
календарно-тематическое планирование по теме

Солдатова Инна Анатольевна

       

Человек(ребенок) — это часть Вселенной, и живет он по ее зако­нам. Вся его жизнедеятельность складывается из опреде­ленных ритмов: бодрствование — сон, умственная деятель­ность — физическая нагрузка и т.д.

  Для успешного разви­тия детей в ДОУ необходимо соблюдение витальных  биорит­мов.

В детском саду привычное название ритмов — режим,  т.е. точно установленный распорядок жизни, труда, отды­ха, сна, питания.

Распорядок дня — конструкция гибкая и динамичная.

Сохраняя общую продолжительность основных компо­нентов режима дня, воспитатель вправе смещать их начало в зависимости от сложившихся в группе условий, поведе­ния, самочувствия детей, климата местности. Такой кор­рекции подвергается режим ДОУ, но максимальная нагрузка на занятиях оста­ется  такой же,  на самостоятельную деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3 - 4 час.)

Тематика  по дням недели — объединение  режима дня и календарно  – тематического принципа планирования  образовательного процесса в  ДОУ,  способствует реализации задач в сооттветствии с  ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОС  в  жизнь детского сада

Жизнедеятельность детей в ДОУ                                                                                                             (Режим организации пребывания в радости, поиске  и сотворчестве)

Пояснительная записка

             Жизнь Вселенной состоит из определенных ритмов — циклов. На смену дню приходит ночь, за приливом следует отлив, за осенью — зима, за штормом — штиль и так постоянно. Ритм — это равномерное чередование, размеренность.

То есть жизнь нашей Вселенной размеренна.

           Человек — это часть Вселенной, и живет он по ее законам. Вся его жизнедеятельность складывается из определенных ритмов: бодрствование — сон, умственная деятельность — физическая нагрузка и т.д.

            Для успешного развития детей в ДОУ необходимо соблюдение таких биоритмов.

В детском саду привычное название ритмов — режим,  т.е. точно установленный распорядок жизни, труда, отдыха, сна, питания.

Распорядок дня — конструкция гибкая и динамичная.

Сохраняя общую продолжительность основных компонентов режима дня, воспитатель вправе смещать их начало в зависимости от сложившихся в группе условий, поведения, самочувствия детей, климата местности. Такой коррекции подвергается режим ДОУ, но максимальная нагрузка на занятиях остается  такой же,  на самостоятельную деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3 - 4 час.)

          Актуальность проекта:    оптимизировать режим дня, сделать его менее формализованным. Так,  к примеру,  понедельник  акцентируют  «Утром радостных встреч», а среду — «Книжкиным днём». Мы продумали  технологию всех дней недели, включая и рекомендации  авторов программы «Детство».

                                                                                                                                                                                         Тематика  по дням недели — объединение  режима дня и календарно  – тематического принципа планирования  образовательного процесса в  ДОУ.

           Этапы  проекта по дням недели:

 Вот как примерно    называются дни  недели в   ДОУ:

Понедельник — «Утро радостных встреч», «В мире прекрасного», «Здравствуй, новый день!» Вторник — «АБВГДейка», «Знайкин день», «Книжкин день»

Среда — «Почемучки»,  «Разгадайки», «Любознашки».

Четверг — «Родной край. Страна моя », « Ямал – мой дом!», «Мы – северные ягодки»

Пятница — «День здоровья», «Здоровый малыш», «Остров Здоровья»

            Целесообразно изменять тематику дней недели, акцентируясь принципом   актуальности, целесообразности,   руководствуясь содержанием  основной общеобразовательной программы      

дошкольного образования.

                                                Технология реализации проекта

                       

                                             Понедельник — «Утро радостных встреч»

                                                        «В мире прекрасного»

           Воспитатель и сотрудники ДОУ создают условия радостного вхождения ребенка в дошкольное учреждение. Ребенок не видел воспитателя и своих сверстников два дня. Его жизнь дома и в детском учреждении сильно различается. Дома ребенок получает сильный эмоциональный заряд и часто перевозбуждается: походы в гости, бесконечные мультфильмы или компьютерные игры. Ему необходимо поделиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками. Поэтому в режиме дня в часы утреннего приема уделяется время на рассказ о проведении выходного дня, а также на планирование предстоящей недели в детском саду, когда учитываются интересы детей, чем бы они хотели заняться на предстоящей неделе. Вместо традиционных занятий в понедельник детям рассказывают о произведениях искусства, появляющихся в группе на полочке красоты. Дети в этот день могут стать актерами, чтобы доставить радость младшим друзьям показом сказки.

Цель данного дня: радостное общение с друзьями, воспитание у детей умения видеть красоту окружающего мира.

Задачи:

— создавать и поддерживать у детей радостные эмоции;

способствовать формированию самосознания личности, уверенности в себе,    самостоятельности, инициативности;

развивать творческие способности детей;

формировать чувство любви к прекрасному, умение видеть красоту окружающего мира; создавать условия для формирования «Я-концепции».

Виды деятельности:

-речевое общение;

-наблюдения;

-посещение музеев, выставок и театров;

-театрализация;

-предметно-практическая деятельность.

Материальные условия: все виды театров, гостиная, картинная галерея, телевизор, магнитофон, театральные костюмы, музей скульптур, предметы народно-прикладного творчества, видеомагнитофон, картины детей, полочки красоты.

Предполагаемый результат: благодаря этому дню у детей будет развиваться умение планировать свою жизнедеятельность — необходимое умение для будущего первоклассника. Дети смогут научиться корректировать свои интересы с учетом интересов других детей. У них сформируются коммуникативные способности и умение видеть красоту окружающего мира. Участие в театральной деятельности будет способствовать развитию творческих способностей и самовыражению личности ребенка.

Технология реализации данного дня

2-я младшая группа: сюрпризы для детей (новые игрушки, поделки воспитателя, подарки для детей); мини-концерты детей; театрализация сказок с участием детей; совместные  игры по желанию детей; рассказы воспитателя о детях, какими они станут, когда вырастут;

походы в гости в другую группу; танцевальные минутки.

появление интересных вещей в разных местах, маленькие фокусы;      

 

  рисунки воспитателя для каждого ребенка: «Что тебе нарисовать?»;

подарки воспитателя детям;

музыкальные минутки;

театрализация сказок воспитателем или старшими детьми.

Средняя группа: мини-концерты;

театрализация сказок в группе и для малышей; дискотека;

дарим малышам подарки, изготовленные своими руками;

 в гостях у бабушки Загадушки (конкурсы загадок); рассказы воспитателя и, детей; экскурсии в музеи.

Старшая и подготовительная группы: совместное планирование жизнедеятельности на предстоящую неделю; посещение музеев групп  и театральных постановок  как сада так и других учреждений (школы); режиссерские игры; концерты для детей и взрослых; посиделки; рассказы об интересном (о событиях, коллекциях, прочитанных книгах, передачах); КВН; творческая мастерская; встречи с работниками искусства.

                                           Ритуал « Утро радостных встреч»

1-й вариант

По мере прихода детей в группу воспитатель здоровается с каждым ребенком и говорит: «Я очень рада видеть тебя, Оленька! Как твое здоровье? Какое у тебя настроение? Чем интересным ты занималась в выходные?» Воспитатель может рассказать ребенку, как он провел свои выходные. Он может сделать подарок ребенку — красивый камешек, ракушку, осенний листок, бабочку из фантика, открытку или предложить посмотреть новую книгу, подойти к полочке красоты и обратить внимание на то, что там изменилось. Затем дети находят дела по своим интересам.

Прием детей окончен. Воспитатель предлагает присесть всем в кружок на коврик посиделок (здесь детям читают книги, просто беседуют).

Воспитатель:

Давайте свои раскрытые ладошки протянем к солнышку и мысленно попросим тепла у солнечных лучиков, которые заглядывают в наше окошко. Почувствовали, как ладошки согрелись от тепла солнышка?

А теперь потрем ладошки друг о дружку, чтобы они стали еще теплее, и передадим тепло своим друзьям слева и справа, замкнем круг. Скажем солнышку спасибо за его тепло (дети благодарят).

Что вы сейчас чувствуете? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель рассказывает сам, что он ощущает.)

Я чувствую, как тепло через свои руки передают мне Оля и Петя, мне стало так приятно и спокойно. Через руки этих деток я передаю свое тепло и спокойствие, свою любовь к вам. Пусть у всех нас все будет хорошо!

Солнышко мне на ушко шепнуло слово, и я его передам Оле, а Оля Ване тоже передаст на ушко, и оно опять вернется ко мне (шепчет: «Лучик, мой!»).

А теперь скажем все вместе эти слова (произносят). Как светло от этих слов стало в нашей группе, да и потеплело. Ира, посчитай, сколько сегодня у нас собралось лучиков в группе?

Петя, посчитает лучиков-мальчиков, а Оля посчитает лучиков-девочек.

Вот сколько лучиков. А вот к нам заглянул солнечный зайчик (у воспитателя в руке зеркало),

он хочет поиграть с вами.

Кому он сядет на носик, тот должен сказать всем ласковое доброе слово.

Куда же исчез солнечный зайчик? Давайте его поищем (солнечный зайчик на столе).

Как вы думаете, к кому он присел? (Идет игра с солнечным зайчиком.)

Солнечный зайчик поиграл с вами, теперь он приглашает вас на завтрак. Спасибо за приглашение.

2-й вариант

После встречи дети садятся на коврик посиделок.

Воспитатель:

Чтобы стать ближе друг к другу, давайте сомкнем наш кружок и скажем всем: «Здравствуйте!» Оля, кому ты пожелала здоровья при нашем приветствии?

Я тоже пожелала здоровья всем вам и нашей Валентине Михайловне. А еще поприветствовала небо голубое, солнышко золотое и березку за окном, и птичек, сидящих на ней. Спасибо им, с ними вокруг так весело и красиво. А вы знаете, как еще можно здороваться?

У каждого народа свои обычаи приветствовать друг друга. В Японии складывают ладони на груди и кланяются. Попробуем поздороваться по-японски?

А в одном индейском племени приветствуют друг друга потершись кончиками носов. Попробуем?

А у кого брат или сестра изучают иностранный язык?

Кто знает, как на иностранном языке звучат приветствия?

А какое слово можно сказать вместо «здравствуй»? (Добрый день, доброе утро, приветствую вас.)

Какое из этих слов больше нравится вам и почему?

Когда вы просыпаетесь, какими словами приветствуют вас родители?

Ребята, завтра утром, когда вас разбудит мама, скажите ей, глядя в глаза: «Как я рад(а) видеть тебя, солнышко мое!», и запомните, что вам скажет мама. А утром мы об этом поговорим.

Дети, как вы думаете, как можно поздороваться с березкой у нашего окна?

Березка рада вашему приветствию. А знаете, что березка может лечить человека?

Когда мы выйдем гулять, я вам покажу, как можно зарядиться силой от березки (обнять березку и постоять несколько минут).

А сегодня к завтраку — сюрприз, подарок от березок — березовый сок.

ВТОРНИК - «АБВГДейка»

                 Каждый ребенок рождается гением. Станет он им или нет, зависит от того, к какому воспитателю он попадет. «Лучше не иметь учителя, чем иметь плохого» — гласит древняя мудрость. Поэтому к обучению детей раннего возраста педагогу необходимо подходить осторожно, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Доказано, что самый оптимальный возраст обучения детей грамоте — 2,5—3 года, а профессор Института Развития Ребенка (США) Глен Доман доказал, что можно учить читать детей с грудного возраста. Научив ребенка читать, мы поможем ему безболезненно адаптироваться к школе, дадим ему дополнительный источник информации и хорошего друга — книгу.

Цель дня: обучение грамоте  без принуждения по индивидуальной программе                                       (чтение — источник радостных эмоций).

Задачи:

научить читать ребенка с наименьшими для его здоровья потерями, без нервных перегрузок;

предоставить ребенку дополнительный источник информации — книгу;

развивать познавательный интерес к изучению букв и обучению чтению;

способствовать развитию радостных эмоций при обучении чтению.

Виды деятельности:

Выставка  детских книг

игра;

синтез игры и занятия;

предметно-практическая деятельность;

исследовательская деятельность.

Материальные условия: куклы АБВГДейка, фея Грамоты, фея Фонетики, панно «Царство царя Буквоведа», магнитная доска, тетради для печатания букв, журналы и газеты для вырезания букв и картинок.

Предполагаемый результат: все дети к 6 годам научатся читать без принуждения по индивидуальной программе для каждого. Некоторые дети начинают читать и с 3—4 лет. У детей будут сформированы специфические навыки, необходимые для последующего обучения в школе.

                                                   Технология реализации дня 

2-я младшая группа:

рисуем  веселые стилизованные буквы по трафарету; дорисуй букву; лепим букву;

найди такую же букву в книге; .

Средняя группа: стихи о буквах; лепка букв; допечатай букву; напечатай свое имя по образцу; чтение открытых слогов; игры со словом; работа со словариками; найди в газете букву и обведи кружком; конструирование буквы из палочек.

Старшая группа: печатание букв; печатание имени по памяти; чтение слов из двух-трех слогов; вырезаем буквы из газеты и называем их; работа в тетрадях по индивидуальному заданию; игры со словом; работа с кассой букв; допечатай слово; конструирование и лепка букв; знакомство с

разными шрифтами букв; знакомство с иностранными буквами; праздник букв.

Подготовительная к школе группа: читаем слова; печатаем предложения; делаем книгу сказок и своих рассказов; дидактические игры по обучению грамоте; составляем тексты из вырезанных букв; развлечение «Страна Буквария».

СРЕДА — «Почемучки», «Книжкин День», «Сладкий вечер»

«Почемучки» - День экспериментов

                  У каждого возраста свои «почему?», а главная наша цель — поддерживать любознательность детей, чтобы интерес к «почему» шел рядом с ребенком и в школьные годы. Для каждого возраста свои эксперименты.

                 Дети младшего дошкольного возраста любят экспериментировать со своими игрушками (шар катится по наклонной плоскости, а куб нет, почему?), кораблик плавает, а железо тонет, почему?

                 Дети 4—5 лет любят проводить эксперименты с окружающими предметами и веществами (почему снег тает, сахар растворяется, а веточка горит?). Ответы на свои вопросы они получают в уголках эксперимента.

                Дети старшего дошкольного возраста создают свои творческие лаборатории и проводят исследования: как получить изо льда воду, а из воды пар? как приготовить лимонад? как заставить железо плавать? И на все свои вопросы они получают ответы в своих опытах. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыт — словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику и творчество ребенка, позволяют наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.                                                Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на свои вопросы «как?» и «почему?». Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

              Важно, чтобы каждый ребенок проводил свои опыты. Какими бы не были интересными действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними, так как процесс внимания в дошкольном возрасте еще неустойчив. Дети должны быть активными участниками обсуждения. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой работы с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

Цель: совершенствование механизма интеллектуальной деятельности и создание условий для самостоятельной поисковой деятельности.

Задачи:

побудить детей строить догадку, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты и исследования;

развивать интеллект ребенка, учитывая индивидуальность, через различные виды исследовательской деятельности;

воспитывать бережное и любовное отношение к природе и друг к другу.

Виды деятельности:

познавательно-исследовательская;

практическая (опыты).

Предполагаемый результат: у детей будет развиваться любознательность, способность

спрашивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют эксперименты и опыты для осознания причинно-следственных связей.

Материальные условия: зоны эксперимента и творческие лаборатории, оборудование для экспериментов: сосуды, условные мерки, весы, линейки, цветные стекла, лупы, микроскоп, пинцеты, пипетки, сыпучие вещества, сосуды разного объема, термометры, тяжелые и легкие предметы, свечи, железо, деревянные предметы, глина, песок, минералы, мел и многое другое.

                                                   С чем экспериментируем

Младшие группы:                           Средние:                                               Старшие:

игрушки;                                          — вода;                                   — вода;

песок;                                                    — почва;                                  — воздух;

снег;                                                   — растения;                                — почва;

лед;                                                      — воздух.                                 — растения;

пластилин;                                                                                                — объем;

краски;                                          — сыпучие вещества;

вода;                                                                                                       — минералы;

бумага.                                                                                                          — плавление.

 «Сладкий вечер»

Это своеобразная организация приятного отдыха для уставших к середине недели детей. Благодаря созданной домашней обстановке, у детей появляется потребность делиться мыслями, переживаниями, советоваться, рассказывать обо всем, что видели нового и интересного. Дети учатся на примере взрослых (воспитателя и помощника воспитателя) вести беседу за столом, правильно и красиво сервировать стол, узнают о церемониях чаепития в разных странах, о правилах и культуре поведения за столом, об истории возникновения столовых предметов. В непринужденной беседе воспитатель может вести работу по обогащению словарного запаса детей.

Цель: приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре человеческих отношений.

Задачи:

развивать умение непринужденно вести себя за столом;

познакомить с правилами этикета и формировать умение применять их в жизни;

учить предвидеть простейшие последствия своих действий.

Виды деятельности:

познавательная деятельность;

игра;

общение.

Предполагаемый результат: этот  день способствует получению психологической разгрузки уставших к середине недели детей. Совершенствуются навыки культурного поведения. Дети познакомятся с церемонией чаепития в разных странах, научатся вести культурную беседу во время чаепития, узнают об истории происхождения посуды и столовых приборов.

Материальные условия: посуда для чаепития, столовые приборы, салфетки, цветы и вазочки для сервировки столов, картины о церемонии чаепития.

                                          Технология проведения «Сладкого вечера» 

Младшие и средние группы:    

 Старшие группы:

— обучение сервировке стола;

день рождения игрушек;

общение со взрослыми (этикет чаепития);

знакомство с историей чайной посуды;

заваривание чая совместно с воспитателем;

в гости к друзьям;

дидактические игры «Сладкие слова», «Узнай по вкусу»

подготовительная группа:

сервировка столов;

изучение этикета чаепития;

—обучение умению вести беседу во время чаепития;

знакомство с историей посуды;

в гости к друзьям;

заваривание чая;

работа над обогащением словаря;

—отмечаем дни рождения детей.

                                             ЧЕТВЕРГ — «Родной край»

                 В наше время, когда  зачастую происходит утрата многих человеческих ценностей, с раннего детства важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к природе и животному миру той местности, где проживает ребенок.

                Среда, окружающая ребенка, постоянно меняется, у ребенка возникает потребность расширять знания о социальной среде. В диалектическом развитии ребенка одной из актуальных проблем понятия «отношения в данном социуме» является установление реальных отношений и прошлых, в которых прошлые отношения — это уже история. Велика наша страна, и каждый уголок имеет свою историю. А из них складывается история нашего государства. И чем лучше дети будут знать ее, тем быстрее поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее.                                                                                                                                           Человек, любящий свою Родину, не способен на предательство.

             Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, — однако им не ограничивается. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

            В этот день знакомим детей с историей нашей малой родины — историей края, обычаями и традициями  разных народов проживающих здесь, растительным и животным миром, фольклором и играми, формируем бережное отношение к окружающему миру.

Этот день в детском саду мы еще называем Днем Малой Родины. Предлагаемая модель познания родного края проста и удобна. Историю познания своего родного края начинаем со второй младшей группы. Рекомендуемая модель познания родного края представляет собой спираль, где на каждом новом витке происходит закрепление прошлого опыта и формирование новообразований.

Модель познания родного края

2-я младшая                           группа (3-4 года)

Средняя группа                                 (4-5 лет)

Старшая                            группа (5-6 лет)

Подготовительная                                     (6-7 лет)

«Я и моя

семья»

«Родной

поселок»

«Население,                                            растения

животные»

«Население

и его культура»

1В соответствии с принципом концентричности  материал  систематично дополняется,   «нанизываются» новые знания)

                    Цель: создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитание чувства любви к ней.

Задачи:

формировать у детей основы нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм региона;

способствовать обогащению представлений о прошлом малой родины;

поддерживать познавательный интерес к окружающему миру взрослых;

знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, а также  культурой других народов;

поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру северной природы.

Виды деятельности:

познавательная деятельность;

продуктивная деятельность;

синтез занятия и игры.

Материальные  условия: мини-музеи в группах, макет в холле «Северный край », панно «Животные севера», макеты: тундра,  тайга, символика поселка и региона,  национальные одежды русских, ненцев, предметы быта.

                 Предполагаемый результат: овладев знаниями об истории  края, ребенок узнает историю своего региона, у него будет сформировано чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Он приобретет умение бережно относиться к животным и растениям, узнает, как собирать лекарственные травы, заваривать чай. Ребенок познакомится с русским  фольклором и ненецкими минимальным словарем, традициями и обычаями своего края. Он осознает себя (открытие своего Я) и этапы своего развития, научится понимать себя как часть общества. Это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину,

заботиться о ней.

                                                                       

                                                             

                                                          ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

3—4 года: «Я и моя семья»

Тема 1 «Кто ты?»

Как зовут тебя?  как ласково называют тебя дома? Как зовут твоих друзей? Чем ты похож на других детей? Чем отличаешься? Чем похож на взрослых и чем от них отличаешься?

Тема 2 «Семья»

Как зовут твоих родителей? Кто у вас есть в семье? Каких зовут? Где работают папа и мама? Как зовут твоих бабушек и дедушек? Чем они занимаются? Кто еще живет с вами? Кто о тебе заботится? А как ты помогаешь дома?

Тема 3 «Где я живу?»

В каком городе ты живешь? На какой улице? А в какой детский сад ты ходишь? Как зовут твоих друзей? Где они живут? В какие игры ты играешь с друзьями? Твоя комната и любимые игрушки.  

Тема 4 «Дом городской и деревенский»

Дом городской и деревенский: чем они похожи и чем отличаются? Из какого материала они сделаны? Для чего в городе нужны многоэтажные дома? Что строится рядом с деревенским домом? (Домики для животных — скотный баз и хозяйственные постройки.)

Тема 5. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки в деревне»

             (сюжетно-ролевая игра)

Выбираем транспорт, на котором поедем в деревню, и строим его. Бабушка рассказывает о своем деревенском доме, проводит по его комнатам. Затем рассказывает о животных, задавая детям вопросы о повадках своих животных, о том, чем их кормят. Дети оказывают помощь в сортировке зернышек для кормления домашней птицы. Потом все отправляются на кухню помочь бабушке печь бублики. После работы все пьют молоко от бабушкиной коровы с испеченными бубликами.

Тема 6 «Моя улица»

Какие дома на твоей улице? Какие деревья там растут? А есть ли цветы? Что есть интересного возле твоего дома? Что ты можешь рассказать о своем городе? Какой транспорт проезжает по улицам твоего города? В какие игры ты играешь на улице?

Тема 7 «Экскурсия вокруг детского сада»

Знакомство с ближайшим окружением.

Тема 8 «Вещи из бабушкиного сундука»

Одежда и предметы быта. Это может быть и русская  и ненецкая народная одежда для женщин и мужчин.

Чем похожа одежда бабушки на современную одежду и чем отличается? Для чего нужны предметы, которые лежали в бабушкином сундуке? Как ими пользоваться?

Аппликация «Украсим одежду бабушки».

Тема 9 «Чай бабушки  Марии».

Приготовление целебного чая из трав. Рассказ бабушки о травах: где и когда их собирала, как их сушила, чтобы сохранить целебные свойства, в какой день лучше собирать травы, в какое время и как правильно заваривать чай.

Тема 10 «Печенье бабушки Марии». Лепка

Учимся печь печенье. Из чего его пекут? Как получают муку? Для чего нужны соль, сахар, сода,

яйцо? Как получить  разную форму печенья? Угощаем мам и бабушек своим печеньем.

Тема 11 «Мы идем в гости»

Идем в гости к другу, к чьей-либо бабушке, в другую группу с концертом, новой игрой, подарками — знакомство с правилами этикета.

Предполагаемый результат: дети осознают себя, свое «Я» — у меня есть лицо, шея, руки, туловище, я похож на других детей, но и отличаюсь от них. У меня есть папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, они заботятся обо мне и любят меня. Это моя семья. Я знаю, где работают взрослые. Я хожу в детский сад, у меня есть друзья. У нас есть любимые игры. Все мы живем в поселке.

4—5 лет: «Родной поселок»

Тема 1 «Расскажи о себе»

Как тебя зовут, кто твои родители и где ты живешь? Опиши себя (внешний вид). Кто твои друзья? Чем ты любишь заниматься, когда остаешься один? Любимые игрушки. Кем ты будешь, когда вырастешь? О ком ты заботишься дома, кому помогаешь?

Тема 2 «Экскурсия по территории ДОУ, микрорайону»

Знакомство со всей территорией ДОУ и ориентирование на местности Детского сада по заданию воспитателя. Ориентирование в микрорайоне, где находится детский сад: — Сегодня у нас экскурсовод..., он ведет нас на прогулку... .

Тема 3 «Наш поселок Пурпе »

История поселка. Река, лес.. Памятники, достопримечательности,  улицы поселка.

Растения, птицы и животные.

Тема 4 «Работа родителей»

Где работают родители? Чем они занимаются на работе? Труд людей в условиях севера. Сельское и городское население. По возможности — экскурсия на работу родителей.

Тема 5 «Экскурсия в музей»

Когда не было поселка,  здесь жили ненцы. Они и сейчас живут в тундре, стойбищах.  Раньше они жили в таких домах – чумах. В чумах была вот такая обстановка. Она похожа на современную? В чем отличие? Чем пользовались ненцы  - коренные жители в своем чуме?

Тема 6 «Поселок  и Новый год»

Как готовится поселок  к встрече  зимы? Как изменилась погода? Как она повлияла на людей, растения, животных и птиц? Как украшают поселок к Новому году? Как мы готовимся к встрече Нового года дома и в детском саду?

Тема 7 «Зимние забавы »

Экскурсии в парки. Строительство снежных городков на своей площадке. Изготовление ледяных скульптур и их раскрашивание. Крещенские гадания и встреча старого Нового года.

Тема 8 «Выпечка из теста»

Как получают тесто? Рецепты из муки. Эксперимент с дрожжевым тестом. Сравнение его с песочным тестом. Выпечка из разного теста. Сравнение вкусовых качеств выпечки. Угощаем друг друга.

Тема 9 «Овощи и фрукты»

Экскурсия в овощной магазин, на рынок. Что собрано осенью в нашем крае? Как овощи и

фрукты будут хранить зимой? Покупка в магазине по заказу мам. Что привезли в наш край из

других стран? Какие овощи и фрукты ты любишь больше всего? А какие в них содержатся витамины? Изготовление овощных и фруктовых салатов.

Тема 10 «Открываем бабушкин сундук» ( может быть презентация).

Одежда казаков или старинная русская одежда. Чем она отличается от современной одежды? Как вы думаете, удобно было работать в такой одежде? Примеривание старинной одежды. Разучивание народных  песен. Экскурсия в музей школы №1.

Тема 11 «Весна на севере»

Эксперимент — весенняя капель (где она появляется и почему, какая вода получается из сосулек, наблюдение за сосульками в течение дня).

Растения и животные весной — наблюдения. Весна в произведениях поэтов и художников.  Экскурсия на опушку — сбор гербария, зарисовка весенних первоцветов. Экскурсия в парк. Поход – раскопки в земле,  наблюдения.

Тема 12 «Праздник Весны»

Развлечение для детей, которое проводит Весна.

Предполагаемый результат: происходит дальнейшее осознание ребенком своего «Я» и значимости других в его жизни. Он станет себя воспринимать как часть общества.

Закладываются основы познания истории своего края. Ребенок больше узнает о городе и что здесь было до его рождения. Познакомится с трудом сельских и городских жителей. Больше узнает о природе через наблюдения и экскурсии, отметит особенности живой и неживой природы родного края в разные сезоны.

 5—6 лет: «Население, растения, животные»

Тема 1 «Расскажи о своей семье»

Сколько в твоей семье человек? Назови их. Кто, где работает или учится? Знаешь ли ты соседей? Есть ли у тебя друзья? Во что любит играть твой друг? Почему ты дружишь с ним? Как ты проводишь свои выходные? Рассматривание семейных альбомов.

Тема 2 «Экскурсия по микрорайону». (Коммуникация, социализация, познание…)

Кто из нашей группы где живет? А где живут наши воспитатели? Мы идем в гости к ним. Рассказ воспитателя о своей семье. Рассматривание семейного альбома. Чаепитие.

Тема 3 «Поселок в котором я живу»

Знакомство с картой Пуровского района. Природа севера осенью. Экскурсия в школу.   Экскурсия в осенний парк. Население Пурпе. Экскурсия  на центральную площадь поселка.

        

«Праздник урожая» (классификация, обобщение: овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Работа с тестом.

Тема 4 «Царство растений». Растения севера.  Культурные растения. 5.Дикие растения.

Лекарственные растения. Растения и косметика. Удивительные  и прекрасные (история растений, язык цветов, растения и время). Сладкий вечер — чай из трав.

Конкурс  «Икебана из разнотравий родного края».                                                                                                        Тема 5 «Знаки вокруг нас»

Наука геральдика. Герб родного поселка, флаг, символы, флаги, знамена.

Тема 6 «Новый год на севере»

Развлечения у новогодней елки.

Рождественская неделя.

Старый Новый год.

Крещенские гадания.

Экскурсия к  поселковой и городской елкам.

Экскурсия к церкви.

Украсим елку во дворе детского сада.

Акция «Спасите елочку!»

Тема 7 «Царство животных родного края»

Домашние животные.

Дикие животные.

Удивительные рассказы о животных (чтение произведений писателей)

Составление альбома «Животные севера».

Коллективное панно «В тайге ».

Коллективная работа «Птичий двор и ферма».

 Тема 8 «Весна идет! Красота вокруг нас»

Женские образы в искусстве.

Русская народная одежда.

Экскурсия в музей.

Экскурсия в дом культуры.

Удивительное рядом. Создание коллекций   в своей группе.

Рисование с натуры природы.

Посадка клумбовых цветов (рассада в горшках).

 Народный праздник «Масленица»…….другие.

Тема 9 «Здравствуй, лето!»

Экскурсия по экологической тропе детского сада.

Длительные наблюдения за насекомыми. Зарисовки

Составление гербария «Растения родного края».

Спортивные соревнования «Ловкие  малыши, старшие  крепыши».

Развлечение «Игры ….».

Праздник «Посиделки на завалинке».

Шоу «Мисс «Колокольчик»». Защита костюма. Конкурс  песни.  Танец. Игры на ловкость.

           

 Предполагаемый результат: происходит приобщение  детей к истокам познания своего народа, своего наследия. Через знакомство с живой и неживой природой родного края формируется созидательное отношение к окружающему миру, закладываются основы для развития чувства любви к своей малой родине. Происходит дальнейшее познание своего «Я» как части мира взрослого. У детей развивается творческое воображение через различные виды продуктивной деятельности и утверждается собственное «Я» как часть общества и природы. У ребенка возникает желание передать сверстникам и взрослым собственные мысли и чувства о далеком прошлом.

6—7 лет: «Население и его культура»

Тема 1 «История родного края»

Знакомство с картами.

Карта Тюменской области, Пуровского района.

Наш поселок. Карта.

 Музей освоения Севера (экскурсия).

Изготовление макета «Наша лесотундра».

Тема 2 «Ненцы  — люди тундры»

Происхождение ненцев, быт, обычаи.

Одежда ненцев.

Произведения национальных ненецких авторов.

Создание мини-музея в дошкольном учреждении.

Тема 3 «Города Тюменской области»

Тюмень, Сургут   ……Новый Уренгой.

Составление путеводителя северных городов.

Тема 4 «Животный мир родного края»

Животные.

Птицы.

Рыба.

Красная книга животных.

Тема 5 «Растения родного края»

Деревья и кустарники.

Цветы.

Лекарственные травы.

Растения как средства косметики.

Красная книга растений.

Тема 6 «Как отдыхали в старину»

Детские игры.

Православные праздники (Пасха, Троица).

Посиделки на завалинке (совместно со старшей группой).

Изготовление макета морского или речного берега.

Заселение макета  животными и растениями.

               

 Предполагаемый результат: происходит расширение сознания за счет сведений и событий, явлений, недоступных непосредственному наблюдению. Формируется познавательное и созидательное отношение к окружающему миру природы, чувство любви к малой родине, желание познавать фольклор данного региона. Русский фольклор выступает средством самовыражения и самоутверждения ребенка в коллективе сверстников. Итог каждой темы — продуктивная совместная деятельность детей по познанию своего края.

Методы и приемы реализации программы

                                   1

Методы и

приемы

• Рассказы воспи-

тателя о детях.

• Рассказы                                          взрослых.

• Рассказы

• Рассказы

взрослых.

взрослых.

• Рассказы воспи-

• Народные игры.

• Экскурсии.

• Проблемные

тателя о себе.

• Экскурсии.

• Наблюдения.

ситуации.

• Рассказы о роди-

• Наблюдения.

• Опыты.

• Народные,

телях.

• Рассматривание

иллюстраций,

фото.

• Подвижные,

сюжетно-

ролевые игры.

сюжетно-

• Игры на сбли-

ролевые

жение.

игры.

• Встречи в семье

• Рисование.

• Пение.

• Экскурсии.

(ходим в гости).

• Конструирова-

ние.

• Художествен-

ный труд.

• Наблюдения.

• Совместные

• Встречи

праздники с ро-

• Лепка.

• Продуктивная

с интересны-

дителями

• Аппликация

деятельность

ми людьми. • Продуктивная деятельность

                                                            Модель реализации программы

Воспитатели

             

  Дети                                                                                                                    Родители

Специалисты

Формы работы

С родителями

С детьми

С педагогическими работниками

Анкетирование.

Интегрированные

Теоретические

Родительские

занятия.

семинары.

собрания.

Игры.

Консультации.

Встречи

Праздники.

      Самообразование.

с интересными

Экскурсии.

Подбор

людьми.

Наблюдения.

литературы.

Участие

Продуктивная

Перспективное

в педпроцеессе.

деятельность.

планирование.

            Составление

генеалогического древа.

Встречи

Изготовление

с интересными

пособий.

людьми.

Посещение

Семейные

Театрализация.

музеев.

альбомы.

Походы

Совместная

      Предполагаемый  результат:  ребенок - патриот и созидатель

                     

                                                   ПЯТНИЦА — День здоровья

             В День здоровья, кроме специально организованных занятий по развитию двигательной активности, проводятся познавательные занятия, целью которых является формирование привычки к здоровому образу жизни через познание собственного «Я» и движения.

«Кто я?» — этим вопросом задается каждый. И не случайно.

Призыв «Познай себя» был высечен на арке Дельфийского храма и адресовался каждому входящему в него. Мы — люди, а люди — такие существа, которые ищут причину происходящего вокруг. Рано или поздно возникает желание узнать о себе. Это случается чаще всего тогда, когда мы начинаем сами оценивать свои поступки и искать их  причины. При этом мы сравниваем себя с другими людьми, со своими товарищами, взрослыми, героями фильмов. Каждый из нас — загадочный и сложный мир, который можно сравнить разве что со Вселенной, миром, рассчитать изменения в котором порой кажется и невозможно. Разобраться в себе оказывается непросто и очень даже непросто. Педагогические разработки по теме «Познай себя» помогут не только узнать то, что кажется загадочным и необъяснимым, но научат уважительно относиться к своему телу. Когда узнаешь свои качества, непременно задумаешься, как изменить себя.

Цель: формирование привычки к здоровому образу жизни через познание собственного «Я» и движения.

Задачи:

создавать условия для формирования у детей потребности к физической культуре;

выработать сознательное отношение к своему здоровью;

развивать интерес к движениям на основе жизненной потребности быть сильным, смелым,

ловким;

развивать у детей стремление к оказанию первой медицинской помощи (умение вовремя прийти на помощь).

Виды деятельности:

познавательные занятия;

двигательная активность;

исследовательская деятельность;

практическая деятельность;

игровая деятельность;

тренировки.

Материальные условия: спортзал, спортивная площадка, спортивный инвентарь, массажеры, тренажеры, фитобар, уголки двигательной активности, спортивный инвентарь и оборудование.

                    Предполагаемый результат: ребенок узнает о функциях своего организма, осознает свои действия по отношению к нему. Дети узнают о вреде и пользе лекарств, у них сформируются представления о способах оказания само- и взаимопомощи. На познавательных занятиях детей познакомят с условиями безопасного поведения, выработают навыки самозащиты.

                                          Технология реализации программы:

Количество и длительность познавательных занятий в неделю:

возраст                    количество                     время

3—4 года:                 1                                15 мин

4—5 лет                    1                                 20 мин

5—6 лет                    1                                 25 мин

6—7 лет                           1                                30 мин

Участники контроля по реализации программы: заведующий, старший воспитатель, старшая медсестра, психолог.

                              Формы деятельности и методические приемы:

3—4 года: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, беседа, наблюдения, экскурсии, практические упражнения.

4—5 лет: познавательные занятия, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, беседа, наблюдения, практические упражнения, экскурсии, опыты.

6—7лет: познавательные занятия, моделирование, эксперимент, сюжетно-ролевая игра, экскурсии, походы, практические упражнения.

               Специально организованные познавательные занятия проводятся фронтально и по подгруппам. Источником развития является познание. В процессе познания своего организма,

своего «Я» у ребенка выработается сознательное отношение к своему здоровью, которое включает в себя:

знакомство детей с правилами личной безопасности в быту и в жизненных различных ситуациях;

-знакомство детей со строением и работой отдельных важнейших органов и систем организма;

-сознательное отношение к окружающей среде, стремление к чистоте;

-предвидение простейших последствий собственных действий.

           

      Анализ непредвиденных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения выхода из непредвиденных ситуаций с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека. Рекомендуется  такую подготовку начинать с дошкольного возраста. Тогда, познав свой организм и попав в чрезвычайную ситуацию, ребенок сможет оказать необходимую помощь себе и другому.

Разделы программы по проблеме «Познай себя»:

«Познай свое тело»:

Откуда берутся дети.

Из чего мы сделаны.

Топливо для человека.

Как мы дышим?

Кто всему голова?

Что может человек.

«Правила на всю жизнь»:                                                                                                                                                        Я дома один.

Петрушка в автобусе (о правилах поведения в общественном транспорте).

Петрушка в зоопарке.

Летние шалости и забавы на воде.

У нас в гостях электрик Лампочкин.

Забавы Прометея.

Грязнулька и Мойдодыр (о правилах личной гигиены). «Помоги себе и другому»:                                               Где на улице тебя поджидает опасность.

Джин в газовом баллоне.

Доктор Градусник, спаси! (Отравление пищей, ядовитыми веществами и лекарствами.)

Солнце лечит и калечит, а мороз ему помогает (болезни кожи).

Помоги себе и другому (ушибы, растяжения, переломы, вывихи, раны).

Если тебя укусило животное или насекомое.

Итоговое диагностическое занятие

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

ПОСЕЛОК ПУРПЕ

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» п. Пурпе Пуровского района

Проектная деятельность в ДОУ                                                                                                                   ФГОС  в  жизнь детского сада

Тема:                                                                                                «Духовно – нравственное воспитание детей в ДОУ. Жизнедеятельность детей в ДОУ                                                                                                             (Режим организации пребывания в радости, поиске  и сотворчестве)

долгосрочный проект

участники – все возрастные группы

цель: социальная компетентность воспитанников

предполагаемый  результат: ребенок – патриот и созидатель

разработала:

ст.воспитатель Солдатова И.А.

п. Пурпе

сентябрь 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА»

Данный материал к проекту "Духовно- нравственное воспитангие детей дошкольного возраста через формы фольклора" Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дет...

Проект "Духовно -нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Проект Духовно -нравственное воспитание детей дошкольного возраста...

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации региональной программы «Я живу на Самарской земле»

Цель: Создать условия для формирования  у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания ЗадачиОбучающие задачи:1.Формировать  у дош...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...

Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из се...

Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...

Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"

Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...