Проект Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.
проект (старшая группа)

Смирнова Галина Петровна

В настоящее время в период нестабильности в обществе, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, устоям, морально- нравственным ценностям.

 Нравственно-патриотическое воспитание детей многогранно. Я, работая с детьми в дошкольном учреждении, выделила для себя основные приоритетные направления в этой деятельности:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу.

- Развитие интереса к  народным традициям, обрядам и праздникам.

- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к  сверстникам, ко всем людям.

- Формирование бережного и заботливого отношения ко всему живому, к природе  родного края.

- Воспитание эстетически-нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

-Установление доверительных контактов с семьями воспитанников;  вовлечение членов семьи в педагогический процесс

 

   Данные задачи  я старалась решать   во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Начиная с младшего возраста я детей своей группы знакомила с потешками,  народным фольклором, играми.  В группе стоял макет Русской избы с печкой, лавками, половиками, сундуком. И утварь и лапти- ко всему дети могли прикоснуться. И в этой  тёплой атмосфере  русской избы мы читали русские народные сказки, пели песенки и потешки. Наряжались в народные одежды, водили хороводы.     Через устное народное творчество , в котором ,как нигде, сохранились особенности черты русского характера,  дети   получали представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания.

    Основной из своих задач патриотического воспитания  я поставила перед собой установление доверительных отношений с семьями воспитанников .Детки, очарованные  русскими сказками вместе с родителями изготавливали макеты к сказкам из разнофактурного материала.  Ребятишки с восторгом и   гордостью показывали, рассказывали о выполненных поделках. Какое же чувство единения с семьёй, радости от совместно выполненной работы испытывали дети.

  А еще ребятишки  в младшей группе показали родителям сказку

« Теремок», родители шили костюмы, изготавливали декорации.. А в средней  и старшей группе группе детки показали сказку « Самая лучшая мама» ,

« Дело мастера боится». Родители шили костюмы, изготавливали декорации. Сколько теплоты и взаимной любви приносят такие встречи родителей и детей.

Несомненно, чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками- все это Родина.

 Каждый день ребёнка в детском саду  стараюсь  наполнить  улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми.   В группе создан уголок Любви , Доброты и Вежливости. Там альбомы детей « Моя семья» ,  « Мои добрые дела. Хорошие добрые  книги.  Мирилки.  Светофор настроения. Ребятишки не равнодушны к настроению сверстника. А если немного грустно, на  Волшебном стульчике назовут много хороших слов  товарищу.   И становится легко и хорошо, ведь равнодушных - нет! Ребятишки  защищали  проекты: «Миром правит доброта» ; « Что такое доброта…» . В результате дети получают уроки нравственности, которые  будут направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа.

 Играем в коммуникативные игры,  которые  направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, развитие  эмоциональной сферы.   У детей   формируется позитивная жизненная позиция.   Провели « Праздник Доброты и вежливости» , показали сказку « Белочка и ёжик». Ребятишки, сами показывая сказку, учатся уступать, помогать.  Ребятки любят  находиться в своей группе, любят свой детский сад.   Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины. Ребятки собирали материал об улицах г. Миасса,  о его достопримечательностях,  предприятих,  красивых местах. И ко Дню рождения Миасса подготовили интересный, насыщенный материал о своём городе. Читали красивые стихи и пели песни о любимом городе. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство Родины…

Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы,   беречь и охранять её, желание узнать больше об особенностях края.   Ребятишки в летнее время наблюдали за насекомыми и птицами Южного Урала и подготовили интересные проекты. В течение года эта работа продолжилась. Детки собрали много разнообразной информации о животных и растениях  нашего края.  На участке и  территории детского сада проложили Экологическую тропу и наблюдали  за природным миром  ,  гуляли,  экспериментировали ,ухаживали за растениями.  Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.

  Некоторые родители группы - большие любители природы , энтузиасты приходят на встречи с детьми, рассказывают о своих путешествиях по родному краю: его необыкновенных горах, ущельях, пещерах и озёрах. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

 

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Приобщаю детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Проводим такие исконно русские народные праздники, как Колядки, Масленица. Многие традиции появились совсем недавно. Например, такие праздники как День народного единства (4 ноября) и День независимости России (12 июня).   С детьми старших групп неизменна  традиция чтить память погибших воинов в Великой Отечественной войне..  Посещаем Памятник Скорбящей матери  и Вечный огонь в нашем городе.   .Дети должны знать  о страшных страницах истории страны. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая страшные рассказы о войне, не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а явятся началом патриотических чувств.
 

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит  от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей.

Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся встречи: « Традиции и хобби  моей семьи» ;

  В течение года родители приходили в группу и   вместе со своими  детьми показывали, рассказывали об увлечениях, хобби , традициях своих семей.

  На одной из встреч детки увидели  разнообразные куклы- обереги, самодельные игрушки из самых необычных материалов, изготавливаемые своими руками. Загадывали загадки, играли в игры,  в которые любят играть в этой семье.

  Другие  показывали  свои работы по вышивке ,знакомя  при этом с разнообразными используемыми   материалами , процессом изготовления. Дети  посмотрели    прекрасную выставку  разнообразных предметов с вышивкой : портреты, пейзажи, амулеты, браслеты.  Мама одного из ребятишек провела   мастер- класс по изготовлению заколок, ободков.  Ребятишки с восторгом рассматривали  и выбирали необходимую фурнитуру и  сами  делали заколочки для подарков маме или сестрёнке.

 Очень тепло прошла встреча , где папа одного из воспитанников пел,  рассказывал о свих увлечениях спортом и туризмом, пчеловодством.   Подобные встречи    способствуют единству и духовной близости   детского сада и непосредственно родителей детей. Традиции семьи, привычки, уклад своей семьи  жизни ложится в основе любви к Родине, к Отчизне.

 

- Родители группы активно участвуют  в реализации творческих и исследовательских семейных проектов на разнообразную тематику:

 « Традиции моей семьи» ; « Домашние питомцы моей семьи» » ; « Лучок- мой дружок»; « Мои любимые виды спорта»: « Мир кошек»;

 « Мир динозавров»  и др.  

  Организуются выставки рисунков, поделок,фотографий«У моей мамы руки золотые»«Моя семья»«Самая лучшая бабушка» и др.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.

     Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края

Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и си...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой и народным творчеством»

Духовное воспитание дошкольников, позволяет правильно сформировать у детей мировоззрение, семейные ценности и нравственные понятия....

Публикация "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с культурой родного края "

В статье рассматривается работа воспитателя с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию на основе использования разнообразных культурных средств. Обращается внимание на формирование у детей пр...

Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...

Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.

В наше непростое время особенно важно развивать у детей патриотические чувства, любовь к своей малой родине, своей земле, культуре. В группе « Капельки» целый год велась плодотворная ...