Публикация "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с культурой родного края "
статья (младшая группа)

Пирмагомедова Фарида Мусаибовна

В статье рассматривается работа воспитателя с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию на основе использования разнообразных культурных средств. Обращается внимание на формирование у детей представлений о добре, формировании духовности, нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный социально-гуманитарный университет»

СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ

В ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Коломна 2021

УДК37(075.8)        Рекомендовано к изданию

ББК74 я 73        редакционно-издательским С56        советом ГОУ ВО МО «ГСГУ»

                                                  Рецензенты:

  • Байкова Лариса Анатольевна, доктор пед. наук, профессор ФГБОУ ВО

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

  • Ильичѐва Ирина Михайловна, доктор психологических наук, профессор ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»

С56 Современные векторы в образовании: теория и практика: материалы II   Всероссийской   научно-практической   конференции, 24 декабря 2020 г., Коломна / под общей редакцией дпн, проф. С.А. Ермолаевой.     Редакционная     коллегия:     Г.С.     Вяликова, А.В. Камышов – Коломна: ГСГУ, 2021. – 329 с.

ISBN 978-5-98492-499-3

В сборнике представлены материалы II Всероссийской научно-практической конференции на тему «Современные векторы в образовании: теория и практика», которая прошла 24 декабря 2020 года по инициативе кафедры педагогики ГОУ ВО МО

«Государственный социально-гуманитарный университет». В сборнике содержатся статьи, раскрывающие актуальные научные проблемы педагогической науки, тенденции развития системы образования, вопросы обучения и воспитания на уровнях дошкольного, школьного и вузовского образования. Интерес представляют публикации ведущих учѐных и педагогов- практиков (руководителей образовательных организаций, учителей, воспитателей).

Сборник статей рекомендуется учѐным, преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам, учителям, воспитателям.

УДК 37(075.8)

ББК 74 я 73

ISBN 978-5-98492-499-3

© Кафедра педагогики, 2021

© Государственный социально- гуманитарный университет

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с культурой родного края

 

Ф.М. Пирмагомедова  

  воспитатель высшей квалификационной категории,  МОУ Лицей №23 г. Белоозѐрский, структурное подразделение дошкольные группы «Василек»  

 

Аннотация. В статье рассматривается работа воспитателя с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию на основе использования разнообразных культурных средств. Обращается внимание на формирование у детей представлений о добре, формировании духовности, нравственных качеств.

Ключевые слова. Духовно-нравственное воспитание, нравственные представления, нравственные качества, средства воспитания.

 

В период обновления дошкольного образования значительно возросла роль патриотического воспитания. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, состоит сегодня в разрушении духовности личности. Ныне материальные ценности в обществе доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, о милосердии, гражданственности и патриотизме.

 В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе изучения традиций русского народа и других народов РФ, их истории и культуры. Постановка данной проблемы является своевременной, а работа над этой проблемой осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса. Путь решения проблемы – это приоритет культурологического и компетентностного подхода к воспитанию и развитию каждого дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям своего народа, к истории малой родины.

Актуальной проблемой для каждой образовательной организации на сегодняшний день стало создание поликультурной среды, которая максимально отвечала бы задачам приобщения воспитанников к мировой и к своей национальной культуре.

В ходе работы по проблеме организации духовно-нравственного воспитания в условиях ДОУ нами проводилось изучение нормативной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме, методики выявления уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников. Проблемой выступала правильная постановка целей, задач и моделирование процесса духовно-нравственного воспитания с учѐтом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

В ходе работы над проблемой проводилась работа по планированию этапов и апробация последовательных циклов организации специальной деятельности для старшей и подготовительной группы, обеспечивающей формирование духовно-нравственных качеств личности детей. Применялись разные технологии воспитания и оценивалась эффективность их применения.

Особое внимание уделялось созданию развивающей предметно-пространственной среды, способствующее духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Для достижения выбранной цели были определены следующие задачи:

  1. Обогащать представления детей о культурном наследии родного края, о его историческом прошлом.
  2. Воспитывать у детей чувство национальной гордости за свою принадлежность к русскому народу.
  3. Развивать интерес к русским народным праздникам, обычаям, приметам народного календаря.
  4. Воспитывать уважение к защитникам русской земли и чувство благодарности за их подвиги.
  5. Формировать экологическое сознание, стремление бережно относиться к природе родного края.
  6. Способствовать формированию  понятия «семейные ценности».
  7. Систематизировать и обогащать знания детей и их родителей об истории и культуре родного края.  

По результатам проведѐнных исследований с детьми и родителями, было принято решение по разработке плана по взаимодействию дошкольного учреждения с семьями воспитанников по использованию культурного наследия русского народа, как эффективного средства по воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.

Воспитательная работа была построена на следующих принципах:  

  1. Гуманизации воспитательной работы с детьми. Этот принцип ориентирует педагогов и родителей на – это интересы развития личности каждого ребѐнка, обеспечение его свободы и достоинства. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
  2. Принцип целостности педагогического процесса. Данный принцип обеспечивает единство воспитания, обучения и развития ребѐнка.
  3. Принцип деятельностного подхода к воспитанию, который предусматривает необходимость включения детей во все основные виды детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
  4. Принцип сотрудничества педагога и родителей. Этот принцип основан на необходимости тесного взаимодействия педагогов и родителей, когда родители выступают как партнѐры, активные участники воспитательного процесса.  

В процессе создания системы работы по данной теме была выдвинута гипотеза о том, что формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, в ходе специально организованной образовательной деятельности и на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Также  были определены три основных направления работы. Первое направление – это работа с воспитанниками, которая была представлена следующим формами работы: работа с народным календарем; предпраздничные посиделки, праздники; познавательные беседы; комплексная непосредственно образовательная деятельность; чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества; изучение народных игр; экскурсии, целевые прогулки по улицам родного села; оформление в детском саду мини-музея совместно с родителями группы №4 «Ягодка»; оформление наглядной и стендовой информации.

Работа с детьми была начата с детьми младшего дошкольного возраста, с 3-х лет. Использовались более простые формы устного народного творчества, доступные для их понимания (колыбельные песенки, потешки при умывании, при взаимодействии с предметами, простейшие подвижные и пальчиковые игры и т.д.).  Детей постепенно знакомили с пословицами, поговорками, прибаутками. К старшему дошкольному возрасту, дети осваивали более сложные пословицы и поговорки, приметы народного календаря, а также - такой песенный жанр как частушки.

После новогодних каникул наряду с обычным календарем природные уголки старшей и подготовительной  группы дополняются детскими народными календарями. Следует отметить, что такой календарь воплощает в себе многовековой опыт русского народа и отражает особенности его менталитета. Это календарь, по которому русский человек испокон веку жил, работал и созидал. Изучая его, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих народных праздниках. Далее с помощью взрослых дети составляют познавательные буклеты, в которых раскрывается содержание, история возникновения и особенности каждого народного праздника. Это значительно расширяет кругозор воспитанников.

Народные праздники – календарные, фольклорные, обрядовые, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общими эмоциями, переживаниями, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре. Праздники в нашем детском саду  начинаются с осени. С октября готовятся традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник — «Осенний праздник», затем – «Новый год», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха». Праздник является как бы итогом работы по определѐнной теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными участниками праздника. Вместе с детьми они делают костюмы, водят хороводы, играют на народных инструментах.

После праздника обычно проводится итоговая познавательная беседа по тематике праздника. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственно-эстетическое отношение к народным традициям, к национальному и историческому наследию. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.

Совместная образовательная деятельность способствует формированию у детей основных духовно-нравственных качеств: доброту, отзывчивость, умение сострадать и сопереживать ближнему и т.д. Приоритет мы отдавали организации практической творческой деятельности. На занятиях дети не только знакомились с историей родного края, но и могли сразу применить свои знания в практической или продуктивной деятельности. Дети лепили и разрисовывали посуду из глины в стиле того или иного народно-прикладного промысла, рисовали сюжеты из русских народных сказок, иллюстрировали потешки и пословицы. В ходе совместной деятельности звучали народные песни, и разыгрывались бытовые сцены из жизни русских людей, и происходило овладение ремеслом. Всѐ это сопровождалось русскими пословицами и поговорками.

Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество. Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок. Детство и фольклор – понятия неразделимые.

За двухлетний  период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений: пословиц, поговорок, потешек, пестушек, русских народных сказок. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей. Оно прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Неотъемлемой частью приобщения детей к истокам русской культуры является их знакомство с русскими народными играми. Наиболее полюбившимися детям стали такие игры, как: «Ручеек», «Садовник», «Гусилебеди», «У медведя во бору», «Медведь», «Огородник», «Краски», «Бабка Ёжка», игры Белгородского региона - «Каравай», «Свинья», «Селезень», «Барашек» и т.д. Эти игры не только способствуют физическому развитию дошкольников, но и обогащают их словарный запас, знакомят с устаревшими словами и их значением.

Активно используем и такую форму работы, как экскурсии, целевые прогулки по родному городу, наблюдения за природными явлениями. Экскурсии и целевые прогулки организовывались совместно с родителями воспитанников, а также представителями социальных институтов села: библиотека, школа, Дом культуры. На прогулках особая роль отводилась наблюдениям за изменениями в природе, установлению связей одних явлений с другими.  

Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх, используемые авторов в совместной деятельности с детьми, очень часто упоминаются предметы народного быта, я использовала  некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе.  

Второе направление системы взаимодействия – это работа с родителями воспитанников. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей. Нелегко было повернуть сознание родителей, обратить их взор в далекое прошлое нашего края, чтобы понять и принять веками накопленный опыт наших предков.  

Цель нашей работы с родителями определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с русской народной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Поэтому педагогом были выбраны следующие формы работы с родителями:

  1. Консультации для родителей (индивидуальные и групповые) – «Пословица не мимо молвится», «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Как правильно знакомить детей с русскими народными сказками» и другие;
  2. Папки-передвижки,         информационные         стенды         –         «Приметы

народного календаря», «Традиции русских праздников» и т.д.;

  1. Совместные праздники, посиделки – «Осенние посиделки», «Масленица широкая» и т.д.;
  2. Проведение совместных выставок сотворчества с детьми – «Дочки - матери», «Мой папа - солдат»; книжки-малышки по произведениям устного народного творчества; иллюстрирование пословиц и поговорок, макеты города Белоозерский;
  3. Оформление альбомов «Рецепты традиционной русской кухни», «Я и моя семья»;
  4. В течение года организуются и проводятся акции: «Сохраним елку - красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистый город».  

Совместно с родителями разрабатывается оформление уголков, заинтересованные родители сами и совместно изготавливаются разнообразные дидактический материал по пословицам и поговоркам, раздаточный и наглядный иллюстративный материалы для совместной деятельности с детьми.  

Перечисленные мероприятия позволили укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно-нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьѐй.

Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможности. Работа с социальными и культурными организациями – это третье направление системы взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Экскурсия в библиотеку, Дом Культуры, школу с проведением бесед, показа кукольных спектаклей, викторин, встреч с интересными людьми – интересные для воспитанников формы познавательной деятельности. Совместная работа предполагает:

  • организацию выставок произведений устного народного творчества, народных игрушек из глины, из дерева;  
  • использование фонда библиотеки для организаций НОД с детьми;
  • совместное проведение мероприятий для детей и родителей;
  • проведение выставок детских работ по прочитанному материалу;  
  • участие детей и сотрудников детского сада в работе творческих объединений;
  • оформление стенгазет для родителей о проделанной работе.  

Таким образом, взаимодействие с разными организациями способствует формированию личности дошкольника с высокими нравственными качествами, которая чувствует себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.

Проведѐнная работа показала, что духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:

  1. комплексное использование разных групп педагогических методов:

словесных, наглядных, практических, в их взаимодействии в условиях реализации деятельностного подхода;

  1. тесное взаимодействие с умственным, эстетическим, физическим и другими направлениями воспитания ребѐнка;
  2. создание предметной среды, способствующей введению ребѐнка в мир народной культуры, быта и традиций.

 

Список используемой литературы:

  1. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. / М.И.Богомолова. - Тольятти, 2008. - 71 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка / Л.С.Выготский // Психология личности: Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. - М., 1982. – 326 с.
  3. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду / И.Г.Гаврилова. – СПб: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2008.
  4. Ермолаева С.А. Феноменологический подход к исследованию проблем духовно-нравственного воспитания / С.А.Ермолаева // Психолого-педагогический поиск. – 2018. - №3 (47). – С.29-36.
  5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А.Козлова. - М., 1988. - 276 с.
  7. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г.В.Лунина. - СПб, 2005.
  8. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ / И.Ф.Мулько. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  9. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2004.
  10. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду:

принципы построения, советы, рекомендации / Н.В.Нищева. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2009г.

  1. Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с. 23.
  2. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера», 2005.
  3. Система         патриотического         воспитания         в         ДОУ         /Авторы-составители

Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.

 

Ермолаева С.А.          

Тенденции развития методологических подходов к исследованию          

проблем духовно-нравственного воспитания обучающихся          121

 

Ганина Т.В.          

Ценностные ориентации современных школьников          127

 

Обернибесова М.Г.          

Коррекция детской застенчивости у дошкольников в условиях          

ДОУ           132

 

Ашурова С.А.          

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе ДОУ           138

 

Пирмагомедова Ф.М.          

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста          

через знакомство с культурой родного края          142

 

Тельнова Н.А.          

Народные праздники как форма сотворчества          149

 

Сенина Д.А.          

Национальные         ценностные         ориентиры         как         составляющая          

содержательного компонента русского языка при изучении его          

как иностранного         153

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ.

Размещаемый материал представляет собой статью о необходимости нравственно-патриотического воспитания у дошкольников,о комплексном характере воспитательной работы,а также о взаимодействии родителей и ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем.

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем."...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историй родного края», выступление

Муниципальный уровень, практический семинар по обмену опытом: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»,...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой родного края

Воспитание нравственно-патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина....