Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой родного края
статья

Дорофеева Наталья Михайловна

Воспитание нравственно-патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorofeeva_natalya_mihaylovna_statya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дорофеева Наталья Михайловна,

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 73» г. о. Саранск

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой родного края.

 «Что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда».

Русская пословица

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка -сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни о своем городе, усвоение нравственных норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. • В новом ФГОС в содержании дошкольного образования задачи нравственно – патриотического воспитания направлены на формирование в ребенке общечеловеческих качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения и реализация через область «Социализация». В последнее время делается акцент на нравственно –патриотическое воспитание дошкольников, т. к. самая большая опасность в нашем обществе не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.   

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей,  отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности.

Любить Родину – значит знать её, знать,  прежде всего,  свою малую Родину.

Поэтому я считаю, что моя задача и задача  родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Наиболее успешным нравственно-патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста, по мнению методистов, педагогов-практиков, происходит в процессе ознакомления с историей и культурой Родного края. Ознакомление с историей и культурой родного Края имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Мордовии. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Знания о родном городе дети в основном получают на занятии и в совместной деятельности. С этой целью мной была разработана программа по краеведению «Лейне»  по ознакомлению с родным краем.

Работа по данной теме была завершена в полном объёме. Правильность выбранной гипотезы подтверждена результатами диагностического обследования детей в конце учебного года. Цель и задачи достигнуты. Разработаны и апробированы педагогические средства, позволяющие эффективно решить поставленные задачи.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Воспитание нравственно-патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и беречь свою Родину.

Литература:

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. [текст] / Н.В. Алёшина - Москва, ТЦ Сфера, 1999.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.[Текст] / Н.В. Алёшина - Москва, ЦГЛ, 2004.
  3. Мы в Мордовии живем: пример.регион. модуль программы дошкольного образования/ [О.В. Бурляева и др.] – Саранск: морд. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
  4.  Ознакомление дошкольников с родным краем./ Е.А. Свешникова, методист кафедры дошкольного и начального образования Мордовского РИО.
  5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. [Текст] / И. Рыбалкова – Москва, Дошкольное воспитание 2003, № 6.
  6. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. [Текст] / Т.А. Якушева – Москва, Дошкольная педагогика 2006, № 6.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ.

Размещаемый материал представляет собой статью о необходимости нравственно-патриотического воспитания у дошкольников,о комплексном характере воспитательной работы,а также о взаимодействии родителей и ...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историй родного края», выступление

Муниципальный уровень, практический семинар по обмену опытом: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я»,...

Публикация "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с культурой родного края "

В статье рассматривается работа воспитателя с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию на основе использования разнообразных культурных средств. Обращается внимание на формирование у детей пр...