Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"
проект (старшая группа)

Вайцель Алёна Викторовна

Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и перспективы возможного дальнейшего развития. Вторая часть  -  подробное содержание работы: тема недели, цель и содержание различных видов деятельности в течение недели.  Написание проекта «Воспитание души» обосновано значимость нравственного воспитания дошкольников и эффективностью проектного метода для реализации задач в этом направлении. В основу содержания проекта легла книга «Начало мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» авторы:  А. Лопатина, М. Скребцова.  Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, рекомендован к применению педагогам дошкольных учреждений и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Мотыгинский детский сад «Белочка»

комбинированного вида старшая группа «Лучики»                                              

 воспитатель: -  А.В. Вайцель, высшая кв. категория;

 

                       

Проект    духовно -  нравственного воспитания

  детей старшего дошкольного возраста

Паспорт проекта

название проекта

«Воспитание души»

автор - разработчик

Воспитатель А.В. Вайцель

аннотация

  Написание проекта «Воспитание души» обосновано значимость нравственного воспитания дошкольников и эффективностью проектного метода для реализации задач в этом направлении. В основу содержания проекта легла книга «Начало мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» авторы:  А. Лопатина, М. Скребцова.  Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, рекомендован к применению педагогам дошкольных учреждений и родителям.

 актуальность

     Важным  вопросом   современного    дошкольного  образования является духовно-нравственное воспитание детей. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души.

      В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России,  государство вновь возвращается к вопросам  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Приоритет  этого направления   закреплён  законом  «Об образовании в Российской Федерации»  и  ФГОС ДО.  

     В связи с этим задача воспитателя – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Формировать доброе,   уважительное,   вежливое отношение к окружающим.   Воспитывать   отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки, любовь и бережное отношение  к людям и  природе.  

 Одна из привлекательных и результативных форм  работы в этом направлении воспитания детей дошкольного возраста – это проектная деятельность. Организация проектной деятельности позволяет осуществлять   интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество, творчество, познание.  

   Актуальность выбранной темы проекта «Воспитание души»  не вызывает сомнения, так как формирование   основ духовности и нравственности имеет   исключительно важное   значение в становлении   личности ребёнка старшего дошкольного  возраста.

участники и исполнители

дети старшей группы «Лучики», воспитатели, родители

вид проекта

 - по направленности – информационно – творческий,  практико-ориентированный;

 - по составу  участников – групповой;

 - по продолжительности – долгосрочный.

цель

Создание условий для  воспитание духовно -  нравственных ценностей  

задачи

1.Формировать этические представления о доброте, дружбе, вежливости,  гостеприимстве, любви и бережному отношению к природе.

2. Формировать навыки нравственного поведения. Учить играть дружно, разговаривать вежливо, проявлять заботу и внимание к окружающим. Продолжать формировать у детей представление о сопереживании и сочувствии к другим людям. Воспитывать чувство взаимопомощи.

3.  Развивать творческое воображение.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственном воспитании детей.

структура и содержание

    Место проекта в образовательном процессе старшей группы «Лучики» определено перспективным календарно - тематическим планированием (далее КТП). Основной принцип КТП в соответствии с ФГОС ДО   -   объединение комплекса различных видов   детской деятельности вокруг единой «темы». Этим обоснована структура проекта «Воспитание души» - в течение пяти недель дети старшей группы раскроют пять нравственных тем.

     В ходе реализации проекта предусмотрены разнообразные формы работы с детьми: индивидуальная, групповая, фронтальная. Виды деятельности привлекательны для детей. Они  состоят из сказок, стихов, игр, бесед и творческих заданий, направленных на формирование нравственных представлений через глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей.   Ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах, ставить спектакли, рисовать, взаимодействуя со сверстниками, воспитателями, родителями. Задачи проекта решаются  не только в рамках  непосредственно-образовательной деятельности, но и в совместной деятельности в утренние и  вечерние часы.

Приложение 1. Содержание проекта «Воспитание души».

сроки  реализации проекта

один учебный год  

этапы реализации проекта

Этапы проекта

 сроки  реализации этапа

содержание реализации проекта

на данном этапе

организационный

сентябрь

- изучение методической литературы;

-  выбор темы проекта, определение её актуальности;

- постановка цели и задач проекта;

- выбор содержания;

- планирование и написание проекта.

основной

октябрь - май

реализация тематических недель проекта в соответствии с КТП

обобщающий

IV неделя мая

подведение итогов: анализ результатов, оценка эффективности проекта, планирование дальнейшего развития проекта.

ожидаемый результат

 

дети имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

-  у дошкольников сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;

-  бережное отношение детей к миру природы и к окружающему миру  в целом;

- понимание родителями значимости  нравственного  воспитания детей и повышение их педагогической компетентности по этому вопросу.

Продуктом проектной деятельности является:

- создание «Книги добрых дел».

дальнейшее развитие проекта

При наличии положительных результатов проект может быть продолжен в подготовительной группе.

Литература

  1. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с
  2. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2014
  3. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Амрита Русь, 2007. – 304 с. – (Серия «Образование и творчество»). https://azbyka.ru/katehizacija/nachala-mudrosti-50-urokov-o-dobrykh-kachestvakh.shtml
  4. Конспекты занятий  по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

 на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2013. - 351 c.

Приложение 1

Содержание проекта «Воспитание души».

дата, неделя,  месяц

тема недели

цель

содержание деятельности

 по дням  недели

I неделя  октября

«Гостеприимство».

Воспитание у детей положительных качеств характера,  способствовать сплочению формированию желания и умения принимать гостей и быть гостем.  

Понедельник

утро: Ситуативный разговор «Что такое  гостеприимство»?  

Вторник

 НОД: Художественное творчество. Лепка «Угощения для гостей»    

Среда

НОД:  Восприятие художественной литературы. Чтение сказки «Как ёжик стал гостеприимным» М. Скребцова

Четверг

 вечер:  Игра «Гостеприимные цветы»

Пятница

 утро:  Игра «Гостеприимный теремок»

вечер: Итоговое мероприятие.  Театрализованная игра «К нам гости пришли»!

III  неделя ноября,

13 ноября  - «Всемирный день доброты».

«Школа добрых дел».

Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать

детей на совершение добрых поступков

Понедельник

утро:

1.Ситуативный разговор «Что такое доброта»? 

2.Мультимедийная презентация «Притча о доброте».

вечер: Творческое задание «Доброе дело»

  

Вторник

 утро:   Творческое задание «Сердце-цветок».  

вечер: Игра «Доброе сердце».

 

Среда

Утро: Ситуативный разговор о празднике «Всемирный день доброты», который отмечают 13 ноября.

 НОД: Восприятие художественной литературы и фольклора.

Тема:   Чтение сказки «Даром ни одно доброе дело не пропадает» А. Неелова  

вечер: Чтение сказки «Добрый доктор Айболит»! К.И. Чуковского.

  

Четверг

НОД: Интегрированное (развитие речи и рисование), творческое занятие. Тема: «Дерево доброты».

вечер: Игра «Добрый дождик». 

 

Пятница

утро:  Дидактическая игра «В мире добрых сказок»

вечер: Ситуативный разговор. Тема: «Чему мы научились в «Школе добрых дел»?    

Коллективная работа. Из рисунков и творческих работ детей создать  книгу «Добрых дел».

 Итоговое мероприятие. Выставка художественного творчества «Страницы книги добрых дел».

I неделя декабря

«Школа  вежливости».  

Воспитание у детей желания быть вежливым, способствовать формировать навыки вежливого

Понедельник

утро: Игра «Школа  вежливости».  

Вторник

 утро:   Дидактическая игра  «Вежливые слова»

Среда

 НОД: Восприятие художественной литературы. Чтение  «Вежливое слово»  Э. Мошковская

Четверг

 утро: Чтение  «Доброе утро»  М. Скребцова

Пятница

 вечер:  Итоговое мероприятие.   Разыгрывание ситуации «Приветливые люди»

   

II  неделя февраля

«Школа   дружбы».

Формирование у детей представления о нравственном понятии - дружба.

Воспитание у детей  дружеские чувства к окружающим, умение быть настоящим другом, готовым в любое время прийти на помощь

Понедельник

утро: Игра «Школа дружбы».  

вечер: Творческое задание «Сказочные друзья»

Вторник

 утро:  Игра «Колечко дружелюбия»

Среда

 НОД: Восприятие художественной литературы. Чтение  «Настоящий друг» А. Лопатина

Четверг

 утро: Чтение  «Хозяин леса» А. Лопатина.

Пятница

вечер: Итоговое мероприятие.  Творческое задание. Коллективное  Рисование  «Дерево дружбы» совместно с родителями.

III  неделя мая

«Учимся  беречь природу»

Способствовать формированию знаний о бережном отношении к природе, развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь

Понедельник

утро: Игра «Мир природы».  

вечер:  Чтение «Почему плачет лужок»? М. Скребцова

Вторник

 вечер:    Восприятие художественной литературы. Чтение  

«Майский жук» А.  Неелова

Среда

 НОД: Художественное творчество. Рисование  «Поможем деревьям»

Четверг

 вечер: сценка «Разговор цветов»  

Пятница

вечер: Итоговое мероприятие проекта.  Фото отчёт «С любовью к природе»! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...

Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в приобщении детей к творчеству Габдуллы Тукая"

Проект направлен на приобщение дошкольников к творчеству Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэт...

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Цели:Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...