НОД "Символы России" Познание ФЦКМ
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Семенова Елена Викторовна

Символы России. Старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_nasha_rodina.doc56.5 КБ
Файл simvoly_rossii._semenova_e.v.2012.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

НОД. Познание ФЦКМ.

Старший дошкольный возраст

Символы России

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

«Социализация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкально - художественная.

Цель: 

Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России. Расширять представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении обобщить понятие «Родина»; развитие эмоционально- патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству; воспитание познавательного интереса и уважения к символам России

 Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Словарная работа: Государственный гимн, флаг, символы, государство, могущество, щит, двуглавый орел, скипетр, держава

Предварительная работа:  разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов; чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе; рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;  прослушивание музыкальных произведений патриотического характера.

Планируемые результаты: имеет представление о символах России; гербе и флаге родного края, города; проявляет интерес к новым знаниям и умениям; активно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; умеет формулировать ответы на вопросы педагога; умеет отгадывать загадки.

Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютер.

Ход занятия:

В космосе бескрайнем
Что-то вдруг случилось…
Ярким-ярким светом
Солнце засветилось!
Осветило звезды,
Разные кометы…
И согрело маленькую,
Круглую планету.
На планете этой
Есть леса и горы,
Океаны синие,
Бескрайние просторы!
На планете этой
Мы живем, друзья
.И гордо называем
Мы ее… (Земля).

Мальчики и девочки! Мы с вами живем на большой и прекрасной Планете. Она называется Земля. На Земле много красивых, интересных мест, но для каждого человека есть особенное …

Будем в школу мы ходить

И сидеть за партой,

И указкою водить

Над широкой картой.

Посмотрю на карту я:

Где тут Родина моя?

Вот она — моя страна,

Хорошо видна она!

Карта мира — это такой большой рисунок, а точнее, чертеж. На нем в виде разноцветных пятен изображены все страны, которые есть на Земле. Большие пестрые пятна — это материки, огромные участки суши. Голубые пространства между ними — океаны. Разноцветные лоскутки, из которых состоят материки, — это страны.

 Россия — самая большая страна в мире. Ее легко найти на карте.

В России есть высокие горы. В России есть глубокие озера. Самое большое — озеро Байкал, глубже него нет на всей планете. А сколько в России длинных рек, речек, речушек! Всех не перечесть.

 Попробуйте представить себе, какая она огромная, необъятная, наша Россия: на севере идет снег, трещит мороз, люди ходят в шубах, северные моря скованы льдом, а на юге в это же самое время цветут цветы, летают бабочки, можно купаться в море и загорать на солнышке. Когда на одном конце страны (на западе) наступает утро, и малыши только проснулись и, собираются идти в детский сад, на другом конце страны (на востоке) уже вечер, ребята уже пришли домой из детского сада, ужинают и готовятся спать. Правда, все это похоже на сказку? Вот такая она удивительная и необычная, наша страна Россия!

А сейчас я вас приглашаю в международный аэропорт.

Игра «Путешествие»
В России живут – Россияне

В Англии живут – Англичане

Во Франции живут – Французы

В Японии живут – Японцы

В Италии живут – Итальянцы

В Америке живут – Американцы

В Китае живут – Китайцы

В Испании живут – Испанцы

Для того чтобы стать настоящими достойными гражданами этой великой страны, надо хорошо знать ее, любить и гордиться ею.

Сейчас я прочитаю волшебное стихотворение:

Ручеек заливисто журчит,

Одуванчик ярко золотится,

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы.

И, на воле весело играя,

            Я скажу вам: нет прекрасней края!

На первый взгляд это обычное стихотворение. Но давайте произнесем первые звуки каждой строчки: Р-О-С-С-И-Я. Слышите? У нас получилось название страны, в которой мы живем, - Россия!

Народы России

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ —

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России?

 Больше ста восьмидесяти. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак — жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

1. Главное богатство в России живет.
Великий, могучий российский…(народ).

2. Нет богатства драгоценнее на свете.
Это большие и малые…(дети).

Воспитатель: Молодцы вы правильно ответили. А сейчас я приглашаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота»

Игра «Золотые ворота»

Руководители России

В волшебных сказках часто рассказывается о царе, о царском сыне — храбром царевиче, о царской дочке — прекрасной царевне. Помните: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь...»? Царь — это главный человек в тридевятом государстве, человек, который правит страной. Много лет назад и у нас в России был царь. Но теперь в России, как и во многих других странах мира, главный человек — это президент. Президента выбирают все взрослые граждане страны, и он руководит страной четыре года. Потом опять назначаются выборы.

У него серьезный вид —

 Он страной руководит

Во главе Державы,

Избранный по праву

На четыре года

Волею народа.

Самый главный документ

Нам подпишет ПРЕЗИДЕНТ

Флаг России

У каждой страны есть свой флаг. Российский флаг состоит из трех полос: верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете.

Флаг России

Белый цвет – берёзка.

Синий  - неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

            В. Степанов

Я вам расскажу сказку о том, как природа выбирала цвет для флага.

Встретились снег, вода и солнце.
– «Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет», – сказал Снег. И на флаге появилась белая полоска.
Вода собрала своих друзей – моря, большие и малые реки, океаны, озера.
Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появился синий цвет.
Утром встало солнце. «Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет», – сказало Солнышко. И третья полоска стала красной.

Так российский флаг стал трехцветным.

Три полоски флага — это неспроста:

Белая полоска — мир и чистота,

Синяя полоска — это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска — подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак

Доблестный трехцветный наш российский флаг

Государственный флаг — главный символ, то есть отличительный знак, страны. Защищать честь флага — значит защищать честь своей Родины, Отчизны.

У нас в стране есть и другие прославленные флаги. Под красным флагом наш народ одержал победу над фашистами в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Мы называем этот флаг знаменем Победы. Военно-морской флот России имеет свой особый флаг, под которым одерживались славные победы на морях и океанах. Это Андреевский флаг — белое полотнище с двумя ярко-синими перекрещенными полосами.

Запомните, как выглядят государственный флаг России, знамя Победы и Андреевский флаг.

Воспитатель: – А где можно увидеть Государственный флаг?

Дети: Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, автомобиле Президента, боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.

Воспитатель: Внимание на экран. Пожалуйста, найдите и назовите под каким номером расположен российский флаг…. Молодцы!


Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

                            В. Степанов

Герб, так же как и флаг, — главный символ (отличительный знак) страны. Герб России — величественный и красивый. На красном поле мы видим золотого орла с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орел — царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар — державу.

В самой середине герба вы видите щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копье в страшного дракона. Кто же этот смелый герой? Это святой Георгий Победоносец. В давние-давние времена в озере жил чудовищный змей, который требовал, чтобы ему на съедение приводили юношей и девушек. Однажды к змею привели царскую дочку. Но вдруг появился святой Георгий, убил змея и спас прекрасную девушку. Георгий Победоносец — небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом.

Запомните, как выглядит государственный герб России.

На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно.
Над главами короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.

У всех городов России есть свои собственные гербы.

А на гербе нашего города что изображено… ( дети рассматривают изображения, отвечают на вопросы)

Гимн России

Первый отличительный знак страны — это флаг. Второй отличительный знак — герб. И третий — гимн. Гимн — это музыкальное произведение, торжественная песнь, в которой кого-нибудь и что-нибудь хвалят, прославляют. Такие песни появились очень-очень давно, намного раньше, чем гербы и флаги. Гимны сочиняли еще в Древнем Египте. В Древней Греции гимны звучали в исполнении хора или отдельных певцов и сопровождались танцами.

Государственный гимн страны — это торжественная песня, в которой каждый народ прославляет свою Родину. В государственном гимне России поется о том, как велика, могуча и прекрасна наша страна.

Гимн исполняют в особо торжественных случаях. Например,, когда российские спортсмены побеждают в больших международных соревнованиях и получают золотые медали. Каждый день ровно в шесть часов утра гимн можно услышать по главному российскому радио. С его исполнения начинается новый день страны.

Государственный гимн принято слушать стоя. При его исполнении мужчины и мальчики должны снять головные уборы.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил,
Гимн слушаем стоя и молча всегда
Его нам включают в момент торжества!


Воспитатель: – Ребята давайте послушаем Государственный гимн России.
Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.

(слушаем аудиозапись)

Воспитатель: Сегодня вы узнали много нового, давайте вспомним на какой планете мы живем?

Как называется наша страна? Наш город? Назовите символы России. Что они обозначают?

Молодцы, вы многое запомнили.

Что  же мы представляем когда произносим слово Россия?

Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже.
У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!

Песня ……

Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем (торжественно):

«Если дружба велика – будет Родина крепка!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символы России

Слайд 3

Р учеек заливисто журчит, О дуванчик ярко золотится, С олнце так развесило лучи, С ловно крылья радужной жар-птицы. И , на воле весело играя, Я скажу вам: нет прекрасней края!

Слайд 7

Белый цвет – березка. Синий -неба цвет. Красная полоска- солнечный рассвет

Слайд 10

1 2 3 4 5 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Познание"(ФЦКМ)«Золотая Осень»

Образовательная область "Познание"(ФЦКМ) для детей старшей группы. Цель: закрепить  представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект образовательной деятельности в области "Познания" на тему:"ФЦКМ. " Игрушки.Знакомство с русской матрёшкой""

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим.Тема "Игрушки. Знакомство с русской матрёшкой"- из цикла интегрированных занятий на тему: "Матрёшка"...

Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы

Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...

тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа

тема: «Путешествие по родному краю»   Программные задачи:    Продолжать учить пользоваться как  краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству. «Наш дружок – петушок» Вторая младшая группа.

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству.        «Наш дружок – петушок»...

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству. «Наш дружок – петушок» Вторая младшая группа.

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству.        «Наш дружок – петушок»...