Проект «Через года, через века помним!»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Порвина Светлана Владимировна

Проект направлен на  нравствено-патриотическое воспитание. Ознакомление детей с ВОВ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Через года, через века помним!»

Цель:

создать условия для активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей у дошкольников.

Задачи:

  • расширять представления детей дошкольного возраста о значении бессмертного подвига    народа   в годы Великой Отечественной войны;
  • познакомить с бытом, внешним обликом  солдат и людей  в военное время;
  • развивать  интерес к художественной литературе;
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к ветеранам, к доблестной истории своей Родине; знакомить с историческим праздником днем Победы
  • приобщить к подготовке проекта старшее поколение: родителей, дедушек и бабушек;
  • собрать свидетельства очевидцев того времени, используя  беседу, интервью, статьи;
  • газет, награды, предметы быта, одежды, оружие; создать мини-музей о военных годах.

Материалы и оборудование: фотовыставка с изображением военных лет, мини-макеты военной техники, детские поделки, выполненные детьми совместно с родителями, реконструкции-проект «боевых действий» сражения  за деревню, описанную в стихотворении А. Твардовского,  плакаты  с изображением городов - героев, детские рисунки о войне.

Предварительная работа: чтение произведений художественной литературы о войне, заучивание стихов, пословиц, поговорок; рассматривание тематических картин, плакатов, предметов, игрушек; организация сюжетно-ролевых игр с военно-патриотической направленностью, рисование по прочитанным книгам, конструирование танков, самолётов и т.п.

Участники проекта:

Старший воспитатель

Воспитатели подготовительной группы  (подготовка и проведение занятия-игры,  разработка сюжетных линий игры, оборудование занятия костюмами, организация работы с родителями, сбора атрибутов и т.п.)

Родители и дети.

Ход занятия:

Под военный марш дети, одетые в стилизованную военную форму,  входят в оформленный зал, садятся врассыпную на «полянку».

Воспитатель:

Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

– Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, полями, лесами, но защитить себя сама она не может.

Поэтому защита Отечества, родной земли – святой долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.

-Как называем мы нашу страну?

Дети:- Родина, Отчизна, отчий дом, Родина-мать, родимая сторона,  Россия,

Воспитатель:  Россия! Мы гордимся ею! Почему?

- Она самая большая, она самая богатая, красивая!

Воспитатель:  Верно, вы сказали! Поэтому нашу страну многие хотели захватить, ограбить, поработить миролюбивый русский народ!

Звучит голос диктора Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского союза! Голос Левитана (запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

Воспитатель:

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну.

 Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества – германским фашизмом. Наступил новый период в жизни нашего государства – период Великой Отечественной войны.

В октябре 1941 г немцы начали наступление на Москву.  У фашистов было много солдат и много военной техники: самолётов, танков, пушек, кораблей. Немцы рвались к нашей столице, но на пути у них встали не только солдаты, но и женщины, старики, даже дети.  

Война… Жестокая война

Не первый месяц длится.

Жизнь, как струна, напряжена,

В опасности столица.

  Советским командованием было принято твердое решение: Москву не сдавать! И 7 ноября 1941 года в осажденной Москве состоялся парад Красной армии. Отсюда, с Красной площади, после парада, воинские части уходили прямо на фронт... наши доблестные солдаты отстояли Москву,  и враг не прорвался в столицу. Почему?

Скажите, как можно описать русского солдата, какими словами?

Дети: Русский солдат мужественный, стойкий, смелый, храбрый, сильный, умелый в бою, доблестный, отважный, выносливый, закалённый..

Воспитатель: Я говорила вам, что весь русский народ встал на защиту своей Родины. Советские войска, показывая чудеса героизма и стойкости, дрались за каждый город…

Сейчас мы посмотрим слайды по стихотворению А. Твардовского «Рассказ танкиста».

Показ слайдов сопровождающееся музыкой.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Воспитатель: Жестокий бой закончился победой наших храбрых солдат.

Сюжетно-ролевая игра «На привале».

Сюжет 1         Повар разжигает костёр и варит кашу.

Сюжет2        Рядовой носит воду из колодца для кухни, прачечной и т.п

Сюжет 3        Прачки стирают, развешивают бельё

Сюжет 4        Парикмахер стрижёт бойцов

Сюжет 5         Бойцы отдыхают: чистят оружие, пишут письма, общаются

Сюжет 6        Минёры разминируют окрестности.

Сюжет 7        Все подходят к кухне, получают еду в котелки.

Воспитатель:

Какие песни фронтовые

Минувшей созданы войной!

В них чувства трепетно-живые

Встают безудержной волной.

(звучит песня « Синий платочек» дети исполняют танцевальную композицию)

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти - четыре шага

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Воспитатель:  Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали повсюду. Вот как мы с вами солдаты сидели у костра или в землянках и перекидывались пословицами, поговорками, меткими словцами.

На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Давайте их вспомним. Назовите их!

Дети:

•        Русский солдат не знает преград.

•        Солдатское дело – воевать храбро и умело.

•        Друг за друга стой и выиграешь бой.

•        Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.

•        С родной земли умри – не сходи!

•        Где смелость, там и победа.

•        Кто дрожит, тот и от врага бежит.

•        Умелый боец – везде молодец.

•        Один  в поле не воин.

•        Один за всех и все за одного.

•        Щи да каша – пища наша.

Победа! Победа! Великое слово,

В нем слава Отчизны и слава бойца,

Да здравствует русский прославленный воин!

Народу великому грянем «Ура»!

Минута молчания для всех.

Воспитатель: Нам нужен мир

На голубой планете.

Его хотят

И взрослые и дети.

Им хочется, проснувшись

на рассвете,

Не вспоминать,

Не думать о войне!

Нам нужен мир, чтоб строить

города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир

Навеки! Навсегда!

Девочки танцуют на песню «Аист на крыше».

Проект «Жить – Родине служить!»

Цель:

создать условия для знакомства детей с историей Российской армии и ее ролью в современном обществе, воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.

Задачи:

познакомить с былинными и сказочными богатырями, рассказать о том, что объединяет их с людьми военных профессий, живущими в настоящее время.

Научить гордиться воинами, защищавшими нашу Родину в разные периоды ее истории.

Познакомить с особенностями службы моряков, летчиков, танкистов, пехотинцев, связистов, пограничников, ракетчиков и их подготовки к защите Отечества (воспитание трудолюбия, смелости, храбрости, физическая подготовка, обучение управлению сложной техникой).

Подвести к обобщению: наша армия защищает всех детей, наша армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.

Совместная работа с родителями.

1.        Проведение бесед с папами с целью подготовки встреч с детьми, для ознакомления их с различными родами войск.

2.        Оформление стенда «Наши защитники».

3.        Помощь в подготовке спортивно – игрового праздника «День защитника Отечества».

Совместная работа детей и родителей.

1.        Чтение художественной литературы на темы «Армия вчера и сегодня»;

2.        Заучивание и подбор стихотворений по данной тематике.

3.        Подбор фотографий, открыток, иллюстраций для оформления стенда, альбома «Наша армия родная».

4.        Посещение памятников, мемориалов, участие в качестве зрителей на параде посвященному Дню Победы.

Перспективный план работы

с детьми по проекту.

Январь.

1.        Беседа о русских богатырях, рассматривание иллюстраций в книгах и картины В. Васнецова «Богатыри».

2.        Чтение народных сказок и былин «Каша из топора», «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

3.        Просмотр мультфильмов «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

4.        Рисование по народным былинам.

Февраль.

1.        Просмотр мультфильмов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Князь Владимир».

2.        Викторина по былинам, сказкам, мультфильмам «Сказочная Русь»

3.        Изготовление поздравительных открыток – аппликаций к празднику.

4.        Встреча с папами, служивших в разных родах войск.

5.        Рассматривание иллюстраций с изображением техники.

6.        Беседа «Наша Армия родная»

7.        Чтение художественной литературы Л. Обухова «На заставе»

8.        Спортивно-игровой праздник «День защитника Отечества»

Март.

1.        Беседа о родах войск, о флаге и знамени, о почетном карауле у воинского знамени, о воинском долге и чести.

2.        Чтение художественной литературы Е. Воробьев «Незабудка»

3.        Беседа о военных профессиях

4.        Изготовление бумажных солдатиков разных родов войск. (ручной труд)

5.        Экскурсия в библиотеку

6.        Участие в детской Спартакиаде ГТЗО

Апрель.

1.        Чтение художественной литературы С. Алексеев «Последний штурм»

2.        Занятие ко дню космонавтики

3.        Конструирование из бумаги «Ракета»

4.        Экскурсия в краеведческий музей

5.        Рассматривание фотографий, открыток с изображением памятников воинам, обелисков.

Май.

1.        Подготовка к празднику День Победы, заучивание стихотворений, прослушивание песен военных лет.

2.        Оформление стенда «Наши защитники»

3.        Проект  «Через года, через века помним!»

4.        Экскурсия в краеведческий музей.

5.        Тематическое занятие «Дети войны»

6.        Экскурсия к мемориалу, возложение цветов

7.        Рисование «Салют над городом в честь Праздника Победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Через года, через века - помним"

Знакомство дошкольников с подвигом советских солдат проходит через деятельность, близкую детям - сюжетно-ролевую игру. Большая предварительная работа по чтению произведений А. Твардовского, С.Михалков...

Проект "Через года, через века - помним"Фрагменты игры

Фотографии фрагментов проекта "Через года, через века помним". Проект имел большое место в воспитании гражданской позиции дошкольников. Был представлен на районном методобъединении, заслужил высокую о...

Образовательный проект: "Через года, через века - помните!"

В материале проекта прослеживаются  виды детской деятельности через образовательные области....

Проект "Через года, через века помним"

Цель проекта: развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям ст...

Педагогический проект «Через года, через века, помните!»

Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам....

Педагогический проект «Через года, через века, помните!»

      Проект рекомендуется проводить при подготовке к праздничному мероприятию, посвященному Дню Победы с детьми старшего дошкольного возраста...

проект «Через года, через века – помним!»

Формирование представлений о Великой Отечественно войне,память участников ВОВ, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста....