Главные вкладки

    Проект "Через года, через века - помним"Фрагменты игры
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Рыженко Светлана Ивановна

    Фотографии фрагментов проекта "Через года, через века помним". Проект имел большое место в воспитании гражданской позиции дошкольников. Был представлен на районном методобъединении, заслужил высокую оценку. В основе проекта сюжетно-ролевая игра "После боя", инсценировка стихотворения А. Твардовского "Рассказ танкиста", танцевальные композиции "Синий платочек", "Журавли", слушание и пение песен военных лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Foto_k_proektu_Cherez_goda-pomnim.doc710.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Беседа перед сюжетно-ролевой игрой о подвигах солдат, защитников России

    Фрагмент игры «Подготовка к бою». У танка.

    Ура! За Родину! Вперёд!

    Бой за деревушку!

    Фронтовые прачки

    Кипит работа у полевой кухни – надо сытно накормить всех солдат!

    Потерпите, раненый, сейчас перевяжу вашу рану!

    Щи да каша – пища наша! Вкусно всё из солдатского котелка!

    В минуты после боя лирический танец «Синий платочек»

    Письмо родным о военных буднях. Олег написал: «Мы победим!»

    Солдатская песня «В землянке» звучит на привале.

    Служу России!

    Композиция «Журавли» памяти погибшим за Родину!

    Через года, через века помним! Помним, о тех, кто уже никогда не вернётся домой! Помним!

    Проект

    «Через года, через века помним!»

    Цель:

    развитие у дошкольников  активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

    Задачи:

    1. расширять представления детей дошкольного возраста о значении бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны;
    2. познакомить с бытом, внешним обликом  солдат и людей  в военное время;
    3. развивать у детей речь, интерес к художественной литературе, творческие способности в ходе инсценирования стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста», сюжетно-ролевой игры, исполнения танцевальной композиции;
    4. воспитывать уважительное и бережное отношение к ветеранам, к доблестной истории своей Родине; знакомить с историческим праздником днем Победы
    5. приобщить к подготовке проекта старшее поколение: родителей, дедушек и бабушек;

          собрать свидетельства очевидцев того времени, используя  беседу, интервью, статьи

           газет, награды, предметы быта, одежды, оружие; создать мини-музей о военных годах;

    Материалы и оборудование: фотовыставка с изображением военных лет, мини-макеты военной техники, детские поделки, выполненные детьми совместно с родителями, реконструкции «боевых действий» сражения  за деревню, описанную в стихотворении А.Твардовского,  плакаты  с изображением городов- героев, детские рисунки о войне.

    Предварительная работа: чтение произведений художественной литературы о войне, заучивание стихов, пословиц, поговорок; рассматривание тематических картин, плакатов, предметов, игрушек; организация сюжетно-ролевых игр с военно-патриотической направленностью, рисование по прочитанным книгам, конструирование танков, самолётов и т.п.

    Участники проекта:

    Старший воспитатель Рыженко С.И.(идея, подбор и оформление материала проекта, режиссёрская и координаторская работа).

    Воспитатель старшей логопедической группы Панина Г.А. (подготовка и проведение занятия-игры, создание мини-музея о войне, идея инсценировок, разработка сюжетных линий игры, оборудование занятия костюмами, предметами быта военных лет, организация работы с родителями по пошиву костюмов, сбора атрибутов и т.п.)

    Музруководитель Никитина Т.В.  (подбор музыкального оформления, танцевальная композиция  под песню «Синенький платочек», песня «Землянка»)

    Инструктор по физкультуре Лебедева О.Ф. (танцевальная композиция «Журавли»)

    Родители и дети.

    Ход занятия:

    Под военный марш дети, одетые в стилизованную военную форму,  входят в оформленный зал, садятся врассыпную на «полянку».

    Воспитатель:

    Я недавно смотрела старый фильм о войне
    И не знаю, кого мне спросить:
    – Почему нашим людям и нашей стране
    Столько горя пришлось пережить?

    Дети детство узнали в руинах домов,
    Эту память вовек не убить,
    Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
    А мечта – до Победы дожить.

    Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, полями, лесами, но защитить себя сама она не может.

    Поэтому защита Отечества, родной земли – святой долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.

    -Как называем мы нашу страну?

    Дети:- Родина, Отчизна, отчий дом, Родина-мать, родимая сторона,  Россия,

    Воспитатель:  Россия! Мы гордимся ею! Почему?

    - Она самая большая, она самая богатая, красивая!

    Воспитатель:  Верно вы сказали! Поэтому нашу страну многие хотели захватить, ограбить, поработить миролюбивый русский народ!

    Звучит голос диктора Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского союза!Голос Левитана (запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача). 

    Воспитатель:

    22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну.

     Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества – германским фашизмом. Наступил новый период в жизни нашего государства – период Великой Отечественной войны.

    В октябре 1941 г немцы начали наступление на Москву.  У фашистов было много солдат и много военной техники: самолётов, танков, пушек, кораблей. Немцы рвались к нашей столице, но на пути у них встали не только солдаты, но и женщины, старики, даже дети.  

    Война… Жестокая война
    Не первый месяц длится.
    Жизнь, как струна, напряжена,
    В опасности столица.
      Советским командованием было принято твердое решение: Москву не сдавать! И 7 ноября 1941 года в осажденной Москве состоялся парад Красной армии. Отсюда, с Красной площади, после парада, воинские части уходили прямо на фронт... наши доблестные солдаты отстояли Москву,  и враг не прорвался в столицу. Почему?

    Скажите, как можно описать русского солдата, какими словами?

    Дети: Русский солдат мужественный, стойкий, смелый, храбрый, сильный, умелый в бою, доблестный, отважный, выносливый, закалённый..

    Воспитатель: Я говорила вам, что весь русский народ встал на защиту своей Родины. Советские войска, показывая чудеса героизма и стойкости, дрались за каждый город…

    Сейчас мы проведём инсценировку стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста», в котором описан бой за маленькую деревушку.

    Инсценировка стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста».

    Оборудование (макеты русская печь, колодец, дом, танк), атрибуты военных действий (пистолеты, автоматы, гранаты, миноискатель, бинокль и т.п., военная игровая форма (плащ-палатки, гимнастёрки, пилотки и т.п.)

    Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

    И только не могу себе простить:

    Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

    А как зовут, забыл его спросить.

    Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

    Мы прорывались к площади вперёд.

    А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

    И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

    Тут угадай-ка, за каким домишкой

    Он примостился, - столько всяких дыр,

    И вдруг к машине подбежал парнишка:

    - Товарищ командир, товарищ командир!

    Я знаю, где их пушка. Я разведал...

    Я подползал, они вон там, в саду...

    - Да где же, где?.. - А дайте я поеду

    На танке с вами. Прямо приведу.

    Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

    И вот мы катим к месту вчетвером.

    Стоит парнишка - мины, пули свищут,

    И только рубашонка пузырём.

    Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

    Заходим в тыл и полный газ даём.

    И эту пушку, заодно с расчётом,

    Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

    Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

    От дома к дому шёл большой пожар.

    И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

    И руку, как товарищу, пожал...

    Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

    И только не могу себе простить:

    Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

    Но как зовут, забыл его спросить.

    Сценка «Мы военные» С. Михалкова.

    Телефонист (с телефоном).    Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.

    Почти совсем не слышно вас.

    Мы с боем заняли село,

    А как у вас, алло, алло.

    Автоматчик.      Вот я забрался на чердак.

    Быть может, здесь таится враг.

    За домом очищаем дом,

    Врага повсюду мы найдем.

    Рядовой                     Я пехотинец молодой.

    С фашистом дрался под Москвой.

    Не раз в разведку я ходил,

    Меня полковник наградил.

    Командир танка (смотрит в бинокль). На горизонте самолет.

    По курсу полный ход, вперед!

    Готовься к бою, экипаж!!!

    Танкист                                         Отставить, истребитель наш.

    Медсестра                                 Что вы стонете, раненый!

                                            Потерпите немного, сейчас перевяжу!

                                            И рана у вас неглубока,

                                            Заживёт наверняка.

    Воспитатель: Жестокий бой закончился победой наших храбрых солдат.

    Сюжетно-ролевая игра «На привале».

    Сюжет 1         Повар разжигает костёр и варит кашу.

    Сюжет2        Рядовой носит воду из колодца для кухни, прачечной и т.п

    Сюжет 3        Прачки стирают, развешивают бельё

    Сюжет 4        Парикмахер стрижёт бойцов

    Сюжет 5         Бойцы отдыхают: чистят оружие, пишут письма, общаются

    Сюжет 6        Минёры разминируют окрестности.

    Сюжет 7        Все подходят к кухне, получают еду в котелки.

    Воспитатель:

    Какие песни фронтовые
    Минувшей созданы войной!
    В них чувства трепетно-живые
    Встают безудержной волной.

     (звучит песня « Синий платочек» дети исполняют танцевальную композицию)

    После танца девочки переодеваются на композиции «Журавлик», остальные дети садятся в кружок, на привал и поют песню «Землянка» слова А. Суркова, музыка К. Листова

    Бьется в тесной печурке огонь,
    На поленьях смола, как слеза.
    И поет мне в землянке гармонь
    Про улыбку твою и глаза.

    Про тебя мне шептали кусты
    В белоснежных полях под Москвой,
    Я хочу, чтобы слышала ты,
    Как тоскует мой голос живой.

    Ты сейчас далеко, далеко,
    Между нами снега и снега...
    До тебя мне дойти не легко,
    А до смерти - четыре шага

    Пой, гармоника, вьюге назло,
    Заплутавшее счастье зови!
    Мне в холодной землянке тепло
    От моей негасимой любви.

    Воспитатель:  Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали повсюду. Вот как мы с вами солдаты сидели у костра или в землянках и перекидывались пословицами, поговорками, меткими словцами.

    На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Давайте их вспомним. Назовите их!

    Дети:

    • Русский солдат не знает преград.
    • Солдатское дело – воевать храбро и умело.
    • Друг за друга стой и выиграешь бой.
    • Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.
    • С родной земли умри – не сходи!
    • Где смелость, там и победа.
    • Кто дрожит, тот и от врага бежит.
    • Умелый боец – везде молодец.
    • Один  в поле не воин.
    • Один за всех и все за одного.
    • Щи да каша – пища наша.

    Победа! Победа! Великое слово,

    В нем слава Отчизны и слава бойца,

    Да здравствует русский прославленный воин!

    Народу великому грянем «Ура»!

    Звучит песня "Журавли" (поет М. Бернес). Дети танцуют (девочки в белых юбочках и белых спортивных купальниках, мальчики в военной форме). В конце песни дети встают на колено, и замирают, музыка звучит тихо.

    Минута молчания для всех.

    Ветераны войны, вы России солдаты,
    В сорок пятом с Победой вернулись домой.
    И с тех пор навсегда имена ваши святы,
    Ветераны войны, вам поклон наш земной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Через года, через века - помним"

    Знакомство дошкольников с подвигом советских солдат проходит через деятельность, близкую детям - сюжетно-ролевую игру. Большая предварительная работа по чтению произведений А. Твардовского, С.Михалков...

    "Через года, через века, помните"

    Литературно-музыкальная композиция для детей подготовительной группы к Дню Победы...

    Проект «Через года, через века помним!»

    Проект направлен на  нравствено-патриотическое воспитание. Ознакомление детей с ВОВ....

    Образовательный проект: "Через года, через века - помните!"

    В материале проекта прослеживаются  виды детской деятельности через образовательные области....

    Методическая разработка вечера памяти «Помните! Через года, через века,- помните!»

    Цели: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет; стихотворений; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, гордость за ратн...

    Проект "Через года, через века помним"

    Цель проекта: развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям ст...

    Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы «Помните! Через года, через века, помните»

    Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне....