ДЕТСКАЯ МУЗЕЙНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТ: МИНИ – МУЗЕЙ «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №17 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
г. Коркино, Челябинской области
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ: ВОЛЬХИНА М.В.
Детская музейная проектная деятельность
Проект: Мини – музей «Наш дом – Южный Урал»
Найдёшь ли прекрасней уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах.
Здесь золотом, хлебом богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
Живут здесь умельцы-мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
Слова здесь не ценят, а ценят дела.
Чтоб дружбою крепла уральцев семья.
Здесь сказы Бажова все помнят и знают.
Рябинка листвою тихонько качает.
Любимый Урал! Недаром ты
Гордостью Родины стал!
АКТУАЛЬНОСТЬ
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Актуальность темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально- нравственной структуре личности.
Мои наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, и поэтому возникает целый ряд противоречий:
- возросшее внимание общества к традиционной культуре русского народа не всегда воспринимается современными городскими семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста;
- возрастает количество публикаций по истории культуры русского народа, но наблюдаются недостаточные, бессистемные и поверхностные знания и представления у старших дошкольников, отсутствие системных знаний у детей вызывает необходимость по их усилению, систематизации, правильной интерпретации фактов, событий, явлений.
Чтобы воспитывать в детях гордость за свою малую Родину, за свой народ, за край, в котором он живет, поддержать интерес к его истории и культуре. Для этого и создан этот проект, способствующий развитию познавательных, творческих способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывающий в детях любовь к своему краю, уважение к предкам, людям труда, мастерам земли уральской.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Как воспитывать у детей уважение к культурному и историческому прошлому Урала, к традициям?
Как помочь детям во владении практическими навыками художественно-продуктивной и игровой деятельности средствами национальной культуры?
Как донести до детей знания о прошлом и настоящем нашего края, почему Южный Урал называют «краем голубых озер»?
Какой Южный Урал сегодня?
ЦЕЛЬ:
Создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному краю, своей малой родине. Приобщение к родной природе, культуре, традициям.
ЗАДАЧИ:
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- формирование чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; бережного отношения к природе;
- прививать интерес и любовь к богатой природе Урала, ее культуре и традициям;
- продолжать знакомить детей с Великим сказочником П.П. Бажовым;
- воспитывать уважение к людям труда;
- познакомить с историей возникновения города Коркино;
- закреплять знания детей о достопримечательностях родного города;
- объединение усилий семьи по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств;
- воспитание патриотизма, уважение к культурному наследию своего края средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
- упорядочить и закрепить информацию о символике городов Южного Урала;
ВИД ПРОЕКТА:
Познавательный, творческий, открытый, групповой.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
долгосрочный (2 года).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети от 5 до 7 лет, родители воспитанников, педагог группы, муз.
руководитель.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1. ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ГИПОТЕЗА – реализация проекта в подготовительной группе через региональный компонент.
Оформление фотоальбома “Коркино –прежде и теперь»
Оформление альбома “Будущее нашего города»
Оформление альбома «Военная техника»
Оформление фотоальбома “Наш дом- Южный Урал»
Выстовка рисунков “Мой родной город», «Моя семья», «Дом где я живу».
Создание папки “Шахтёрские династии»
Создание папки “ Наши земляки-ветераны Великой Отечественной В
Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города.
Экскурсия в музей боевой и трудовой славы в городе Коркино.
Экскурсия в областной краеведческий музей г. Челябинска.
2. ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Планирование совместной деятельности.
Сбор и систематизация информации.
Распределение материала по видам деятельности.
3. ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию в группе ЗПР через следующие виды деятельности.
Ознакомление с окружающим | Творческая деятельность | Работа вне занятий |
Сентябрь -Беседа о городе Коркино -рассматривание альбома «Мой родной город» | Тематическая выставка детских рисунков «Родной край» | Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», р/н.сказки «Соловей - разбойник» |
Октябрь -Рассказ о русских богатырях Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце. -Беседа по картине В. Васнецова «богатыри» | Изготовление богатырского шлема на занятиях по ручному труду. (оригами) | Беседа по сказкам «В каких сказках упоминается о богатырях. |
Ноябрь -Экскурсии в областной краеведческий музей г. Челябинска | Рисование на тему «Я здесь родился» | Рассматривание фотоальбома «Я живу на Урале» Изготовление с детьми русской избы и башкирской юрты. |
Декабрь -Экскурсии в музей боевой славы в городе Коркино. | Лепка военной техники. | Рассматривание альбома «Они защищали Родину» |
Январь -Оформление с детьми газеты «Мой папа - защитник Отечества» -Разучивание стихотворений о Российской армии. | Закрашивание шаблонов по военной технике (танки, самолёты, корабли) | Конструирование военной технике из конструкторского набора «ЛЕГО» |
Февраль -Участие в тематическом развлечении посвящённом Дню защитника Отечества. -Беседа о защитниках Отечества с просмотром альбомов и слайдов. | Комплексное занятие, посвящённое Дня защитника Отечества (ознакомление с окружающим и конструирование (оригами)) Концерт, посвящённый Дню защитника Отечества. Оформление выставки рисунков «Наша Армия родная» | Постройка снежной крепости на участке. Изготовление подарков мужчинам. Настольно - печатная игра «Танкисты» |
Март -Разучивание пословиц, поговорок о доблести и любви к Родине | Слушание военных маршей. | С/p игра «Моряки» Чтение рассказа «Честное слово» |
Апрель -Участие в тематическом развлечении, посвящённом Дню Победы в городской детской библиотеке. | Разучивание стихов и песен на военную тематику. | Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной Войны. |
Май -Беседа о ветеранах Великой Отечественной Войны -Рассматривание альбомов «Они сражались за Родину» «Великая Отечественная Война» | Рисование на тему «Праздничный Салют над городом» Концерт для ветеранов Великой отечественной Войны. Тематическая выставка «Они сражались за Родину» | Изготовление пригласительных открыток для ветеранов войны |
Перспективное планирование работы по расширению представлений детей о традициях и обрядах народов Южного Урала, связанные с жилищем
Ознакомление с окружающим | Творческая деятельность | Работа вне занятий |
Сентябрь Занятие в русской избе «Вечерки» | Рисование на тему «Три девицы под окном» | Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне- лебеди» |
Октябрь Беседа «Мебель и утварь в старинной русской избе» | Изготовление с детьми утвари и посуды для русской избы /на занятиях по ручному труду/ | Развлечение «Капустник» |
Ноябрь Беседа «Без чего дом не бывает?» | Занятие ручной труд: изготовление старинной мебели в горницу | Рассматривание альбома «Жилище народов Южного Урала» |
Декабрь Экскурсия в областной краеведческий музей г.Челябинска (изготовление оберега «кувотка») | Изготовление «доможила» - духа дома на занятии по ручному труду | Новогодний праздник, украшение группы. Посиделки в русской избе, чтение стихотворений, загадок, пение русских народных песен |
Январь Беседа «Старинные жилища народов Южного Урала» (изба, юрта) | Комплексное занятие: изготовление скамьи из спичечных коробков для русской избы | Развлечение «Святочное веселье» (колядки матушки зимы) |
Февраль «Дом без посиделок, что церковь без народа» (рассказать детям о празднике «Масленица»), разучивание пословиц, поговорок | Развлечение «В горнице». Русские народные хороводные игры «У дедушки Трифона», «Дед Сысой» | Викторина для детей «Твои новые слова» (связанные с жильем) |
Март Посещение детской библиотеки, участие в тематической беседе «Краеведение» | Рисование «Укрась рушник» (в народном стиле) | Развлечение «Здравствуй, масленица» |
Апрель Беседа «Праздник Пасхи и весны» (разучивание стихов, песен) | Рисование «Укрась пасхальное яйцо» | Т еатрализованное представление «Пасха» |
Май Тематическое занятие «Традиции моей семьи» (с привлечением татарских семей) | Лепка «Юрта» | Разучивание татарской народной хороводной игры «Темербай», башкирской народной хороводной игры «Юрта», фольклорный праздник «Ночные гулянья» |
Поисковая деятельность детей и взрослых.
Знакомство со сказами уральского писателя П.П.Бажова.
Совместное изготовление макета «Пещера хозяйки медной горы»
Сбор коллекции «Камни Урала»
Изготовление макета «жилище народов Южного Урала»
Пошив костюмов для кукол (башкиры, русские)
Создание
4. ЭТАП – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА “Наш дом –Южный Урал»
Интегрированное занятие. Познавательное развитие и рисование. Тема: “Я здесь родился»
Презентация мини-музея “Наш дом-Южный Урал»
Итоговый фотоальбом “80 лет Челябинской области».
И на пятом этапе предполагается проведение интегрированного занятия. Познавательное развитие и рисование.
Конспект открытого тематического занятия « В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР.
Цель:
Приобщать детей к истокам культуры родного края.
Задачи:
Закреплять у детей знания сказов П.П.Бажова.
Прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину.
Развивать умения детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы.
Формировать творческие способности детей.
Развивать зрительно-двигательную и мелкую моторику рук.
Организация развивающей среды:
Макет пещеры «Хозяйки медной горы»
Выставка книг П.П.Бажова и его портрет.
Выставка иллюстраций к сказам П.П.Бажова.
Мини-музей «Наш дом- Южный Урал».
Выставка камней и изделий из самоцветов.
Ноутбук, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр.
Столы для самостоятельной деятельности детей.
Предварительная работа:
Чтение сказов П.П.Бажова, рассказывание детьми отрывков;
Знакомство с биографией П.П.Бажова;
Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок»
Знакомство с природой Урала через мини-музей «Наш дом Южный Урал» организованный в группе;
Рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий из них;
Работа с родителями: поездка на экскурсию в краеведческий музей г. Челябинска;
Подготовка детьми силуэтов из картона и пластилина ( хозяйка медной горы, каменный цветок, малахитовая шкатулка) для украшения их бисером;
Материал для продуктивной деятельности
Бисер (крупный, мелкий разного цвета), бусинки, стразы;
Пластиковые дощечки, силуэты изделий намазанные пластелином, салфетки;
Ход занятия:
(звучит фоном музыка)
Воспитатель читает стихотворение: В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит, и рядом с медью-малахиты,
Железо, мрамор и гранит, найдёшь в ней много по приметам,
Цветных камней, не только руд: рубин сияет красным цветом,
зелёным цветом изумруд, темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя, и знаменита и богата
Моя Уральская земля.
-Ребята вы обратили внимание, на то в каком костюме я сюда пришла?
(в костюме хозяйки медной горы)
-Правильно, потому что наше занятие будет сказочным. Вы будете мастерами, а я хозяйкой медной горы. Я поведу вас путешествовать по сказам уральского сказочника П.ПБажова. Готовы?
Давайте произнесём волшебные слова и очутимся в сказке:
-Раз,два,три повернись в сказке окажись.
-Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники?
Дети: (мастеровые)
-Зачем пришли, богатства мои высматривать или поучиться?
Дети (поучиться)
-Ну коли учиться, так другой разговор. Но вы я думаю, знаете, что в ученики к себе, беру не всякого. Только смелые да удалые, весёлые да умелые попадают ко мне в гору. Приглашаю вас отправиться в путешествие по сказам П.П Бажова и отгадать мои загадки: дети садятся на скамеечки.
(с показом иллюстраций)
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка.
(Дарёнка)
2. Как куклёнка, девочка
Спляшет вам с припевочкой!
Появляется в огне.
Как зовут? Скажите мне!
(Огневушка - Поскакушка)
3. Козёл тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)
4. Сироткой рос мальчишечка:
Голубенькие глазоньки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйкой медной,
Говорят в народе знался. (Данила-мастер)
5. Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса её чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза словно изумруды,
Волшебные, ясные. (Медной горы хозяйка)
"Из какого сказа эти строки? "(появляются слайды по сказкам )
1. "Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку. " ( "Синюшкин колодец")
2. "Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. " ( "Серебряное копытце")
"Ответьте правильно на вопросы"
1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)
2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)
3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)
4. Чьи это слова: "Пр-равильно говоришь, пр-равильно. " (Кошка Мурёнка)
- Молодцы ребята , знаете героев сказов П.П.Бажова.
-Интересно знают дети, что такое самоцветы?
На Урале проживая, знают дети или нет,
Что волшебным называют каждый камень самоцвет.
В царство своё приглашаю и богатством удивлю,
Малахитом усыпаю и пещеру покажу (хозяйка медной горы подводит к макету пещеры).
-Ребята давайте поиграем в мастеров горного дела , я буду загадывать загадки о камнях, а вы посоветуетесь и найдёте нужный камень.
1.Тот камень нежный с Урала. Нежным цветом зелёным манит.
Я только сегодня узнала, что камень зовут…малахит
2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит
И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит
3.Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом, Зелёным цветом …изумруд.
-Молодцы, порадовали меня знаниями, а вот теперь умения ваши проверю.
-Хочу я посмотреть, какие вы мастера-умельцы и приглашаю в мастерскую.
-Раз, два, три повернись в мастерской окажись!
(дети подходят к столам, где приготовлен необходимый материал для творческой деятельности)
-Ребята посмотрите ,какая красота, так и хочется что-то сделать с этим замечательным материалом.
-А вы знаете, что изготавливают в моих мастерских?
-Ответы детей (вазы, шкатулки, бусы).
-Посмотрите на мои изделия. (просмотр слайда)
-Сегодня вы у меня в гостях, и вы мои подмастерья, я предлагаю сделать свои изделия
-Может кто-то хочет изготовить новый наряд хозяйки медной горы.
Или каменный цветок.
А может малахитовую шкатулку.
(Фоном звучит музыка, самостоятельная деятельность детей).
-Как вы работали быстро да умело, вот это настоящие мастера, полюбуйтесь, что у вас получилось.
-Ну, что ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились и за это я награжу вас своими самоцветами. (угощает конфетами в цветных обёртках).
Прощается и уходит.
Создание мини-музея в нашей группе – это итог работы по проекту.
СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.
1. Природа Урала
Знакомство детей с растительным и животным миром северного края.
Прививать экологически целесообразные нормы поведения.\
2. Материальная культура.
Знакомство с родным городом, его улицами, зданиями, культурной жизнью.
Транспортные средства.
Труд шахтёров.
3. Духовная культура.
Народные обычаи, обряды, праздники.
Народное творчество (сказки, детские игры, музыка, загадки, пословицы).
Искусство (песни, танцы, литература, предметы декоративно-прикладного творчества).
ФОРМЫ РАБОТЫ.
занятия, интегрированные занятия;
экскурсии;
целевые прогулки;
изодеятельность;
игры;
чтение худ. литературы;
рассматривание картин;
слушание музыки;
ручной труд;
разгадывание загадок;
разучивание стихов;
наблюдения.
Мини-музей мы разместили в группе, доступном месте для детей. Это значит, что в течение дня дети имеют возможность знакомиться с экспонатами музея, задавать вопросы воспитателям, развивать свои познавательные интересы, потребности и способности. Экспонаты музея созданы руками родителей, детей, воспитателей, пом. воспитателей. Материал в мини-музее используется на занятиях и в повседневной жизни. В музее размещены фотоальбомы, папки, выставка изделий из дерева, макет хозяйки медной горы, символы района – герб и флаг, флаг России, карта региона.
Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка; умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Дети имели возможность получить новые знания в разных сферах окружающей действительности. Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Мини - музей "Драконов"
Цель данного проекта: создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями....
Опыт работы в проектной деятельности. Мини-музей "Транспорт"
Создание в группе музейного пространства, выставка экспонатов (различные виды транспорта): начиная от "ступы Бабы-яги" до современного....
Проектная деятельность. Мини-музей "Русская изба"
Проектная деятельность в детском саду для старшего дошкольного возраста.Раздел программы: социализация. Представлена интеграция с другими образовательными областями программы. Перспективный план мероп...
образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»
Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного ...
Экскурсия в групповой мини - музей "Мой дом - Южный Урал".
Цель данной экскурсии - прививать интерес к культуре и традициям родного края. В ходе экскурсии дети знакомятся с предметами старины....
Детская музейная проектная деятельность. Проект мини - музей "Русская изба"
Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа п...
ПОЛОЖЕНИЕ о музейной комнате, уголке, мини – музее .
Настоящее положение определяет цели, задачи, основные направления, содержание, методы деятельности музейной комнаты, уголка, мини – музея в МБДОУ ДС «Радуга» г.Сурска (далее – ...