Волшебный сундучок
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Путешествие – викторина по  разделу социализация  для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл departament_obrazovaniya.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Комбинированного вида «Золотой ключик»

Волшебный сундучок

(Путешествие – викторина по  разделу социализация  для детей старшего дошкольного возраста)

Разработала:

О.А.Носова,

воспитатель

Ноябрьск

2013

Программное содержание.

  • Систематизировать представления детей об устном народном творчестве в России.
  • Продолжать приобщать детей к истории и культуре своей страны.
  • Учить использовать багаж знаний на практике.
  • Упражнять в умении понимать обобщенное значение пословиц и поговорок; понимать переносное значение слов и словосочетаний; умение вести диалоги со сказочными персонажами, используя разные формы общения.
  • Развивать  интонационную выразительность речи в процессе исполнения фольклора;  память, внимание, восприятие, речевую активность, фонетический слух и речевое дыхание; ориентировку в пространстве при работе с план-картой; согласованность движений с текстом игр, загадок.
  • Воспитывать уважение к старшим, любовь к устному народному творчеству.

Словарная работа.  Активизация словаря  по теме «Устное народное творчество» - потешки, скороговорки, загадки, былины (название), сказки (название русских народных сказок), считалки, дразнилки, прибаутки, колыбельные песни, народные песенки; сундучок, колокольчик, клубок, волшебные силы, дружба, план-карта.

Обогащение словаря – Бабушка-загадушка, Старушка-веселушка, Волшебница.

Оборудование.  Ширма для театра, куклы театра би-ба-бо (Бабушка-загадушка, Старушка-веселушка, Волшебница), колокольчик, сундучок, воздушный шарик, клубок, три части одной план-карты, сборник устного народного творчества, ребус со скороговоркой, маски животных (козла, медведя, волка), д./и.»Собери сказку и былину»,

Предварительная работа.  Чтение и разучивание фольклора; экскурсия в кабинет  «Русской избы», создание в группе уголка книг, рисование по теме (сказки, былины, народные песенки, пословицы и поговорки); рассматривание иллюстраций по теме «устное народное творчество»; беседы, ситуации.

Ход  занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей в группу. Дети останавливаются на ковре. Внимание детей привлекает воздушный шарик с конвертом. Воспитатель настраивает детей на приятное сообщение, обследуя обнаруженный предмет вместе с детьми, выслушав их соображения и домыслы. Подсказывает  детям слова, чтобы высказать мысль. Наконец, дело доходит до послания детей.

Воспитатель читает:

  • За горами, за лесами

           Сундучок есть

           С чудесами…

Опять идет обсуждение: какие чудеса, где тот сундучок и, наконец, что за план – карта на листе.  В результате обсуждения дети приступают действовать согласно части план – карты на листе. Дети отправляются в путь. На пути их маршрута возникает препятствие в лице сказочного персонажа, Бабушка-загадушка (кукла театра би-ба-бо).

Бабушка-загадушка. Здравствуйте девчонки и мальчишки! Куда путь держите?

Дети.  …Ищем сундучок…

Бабушка-загадушка. Слышала, слышала о сундучке. Только найти его и просто, и трудно. Тут он совсем рядом, но охраняют сундучок волшебные силы. И не всем дано эти силы победить. А вы сможете одолеть силу?

Дети. Постараемся…

Бабушка-загадушка. Назначу-ка я вам первое испытание. И проверю, как вы умеете отгадывать загадки.

( Дети усаживаются на стулья. Бабушка-загадушка проводит игру «Покажи отгадку»).

  • «Покажи отгадку»

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка,

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

Петушок.

Руки на поясе. Высоко поднимаем колени, с прямой спиной имитируют походку петушка.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

Кошка.

Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях.

Хвост пушистый, шерсть ярка,

И коварна, и хитра.

Знают звери все в лесу

Ярко-рыжую…

Лису.

Мягкий шаг с полуприседаниями, носки вытягивать вперед, руки полусогнуты в локтях, прижаты к туловищу.

Кто зимой холодной

Бродит по лесу голодный?

Волк.

Твердая походка, сердитое выражение лица.

Он в дупло засунул лапу

И давай рычать, реветь.

Ох, какой же ты сластена,

Косолапенький…

Медведь.

Ходьба вперевалочку (все тело переносится с одной ноги на другую, ноги на ширине плеч, носки смотрят друг на друга).

Блещут в речке чистой

Спинкой серебристой.

Рыбки.

Лечь на живот, руки сведены ладонями и вытянуты вперед. Движения ладонями вправо-влево.

Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленую квакушку-

Кто это?..

Лягушка.

Ноги на ширине плеч, колени разведены в стороны, руки согнуты в локтях и разведены в стороны. Прыжки.

Прыг-скок,

Прыг-скок.

Длиноушка-

Белый бок.

Заяц.

Руки на поясе. Прыжки.

Бабушка-загадушка. Молодцы, справились. А сказки русского народа и былины  вы знаете? Назовите их.

Дети. …»Лиса и волк», «Ловись, рыбка, и мала и велика», «Лиса и тетерев», «Заюшкина избушка», «Царевна лягушка», былина об Илье Муромце и т.д.

Бабушка-загадушка. Тогда пора следующее испытание проходить. А вы готовы?

Дети. Да

(Дети подходят к столу. На столе находятся разрезные картинки из серии «Народные сказки». Бабушка-загадушка проводит игру  под музыкальное сопровождение « Собери картинку к сказке»).

Бабушка -загадушка. Справились и с этим заданием. Молодцы. Возьмите за это гостинец.

(Она вручает детям часть план-карты, на которой указан дальнейший путь).

  1. Воспитатель. Ребята, перед  дальней дорогой нам надо размяться, да силы набраться.

  • Танцевать он всем велит,

Песни петь заставит.

Всех подряд он веселит,

Устали не знает.

Он века у нас живет,

Дружный, шумный…

Дети. Хоровод.

(Дети, взявшись за руки, образуют хоровод. Воспитатель проводит русскую народно-хороводную игру «Ай, дили-дили-дили»).

  • «Ай, дили-дили-дили…»

Ай, дили-дили-дили,

Мы кого-то видели.

Дети двигаются по кругу,

останавливаются, поворачиваются в круг лицом.

Может это был козел?

Ребенок в маске козла выходит в круг, имитирует движения и повадки животного и голос животного. Останавливается в центре круга.

Может это волк пришел?

Ребенок в маске волка выходит в круг, имитирует движения, повадки  животного и голос животного. Останавливается в центре круга.

 Или это был медведь?

Ребенок в маске медведя выходит в круг, имитирует движения, повадки  животного и голос животного. Останавливается в центре круга.

Не смогли мы рассмотреть

Он сидел под кустом

Тихо щелкал языком.

Мы немного испугались

Дети продолжают произносить слова игры, обращаясь к детям в масках животных.

Дети говорят слова шепотом, разводят руками друг перед другом.

И по группе разбежались

Дети убегают от «животных». Дети в маске догоняют игроков.

(Воспитатель вместе с детьми продолжает поиск по план-карте. На своем пути они встречают Старушку-веселушку /куклу театра би-ба-бо/. Садятся на стулья).

Старушка-веселушка. Здравствуйте ребятишки! Куда путь-дорогу держите?

Дети.  …Ищем сундучок…

Старушка-веселушка. Слышала, слышала о сундучке. Только найти его и просто, и трудно. Тут он совсем рядом, но охраняют сундучок волшебные силы. И не всем дано эти силы победить. А вы хотите чтобы я вам помогла?

Дети. Да…

Старушка-веселушка. Тогда старушку-веселушку повеселите, порадуйте да в игру поиграйте.  

Воспитатель. А давайте, ребята споем русскую народную песенку  «Как на тоненький ледок» (или Заинька, где ты был-побывал»)

(Дети встают в круг и поют песенку).

  • «Как на тоненький ледок»

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок,

Выпал беленький снежок.

Ехал Ванюшка-дружок.

Ехал Ваня, поспешал,

С ворона коня упал.

Он упал, упал – лежит,

Никто к Ване не бежит…

Таня с Маней увидали –

Прямо к Ване подбегали,

Прямо к Ване подбегали,

Да за обе руки брали.

Они брали, поднимали,

На коня его сажали.

В путь дорогу провожали:

- Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам.

Старушка-веселушка. Спасибо, порадовали. А вы дружные ребята?

Дети. Да…

Старушка-веселушка. Какие вы знаете пословицы, поговорки о дружбе?

Дети: За дружбу дружбой платят; Человек без дружбы – что дерево без корня; Крепкую дружбу и топором не разрубишь; Один за всех, а все за одного; Не имей сто рублей, а имей сто друзей и т.д.

Старушка-веселушка. «Ученым везде дорога». Вот вам и вознаграждение. А теперь прощайте.

(Дети и воспитатель рассматривают последнюю часть план-карты.  Продолжают свое путешествие. Встречают Волшебницу /куклу театра би-ба-бо/).

  1. Волшебница. Какая беда-печаль привела вас ко мне?

Дети. Ищем сундучок…

Волшебница. Слышала, слышала о сундучке. Только найти его и просто, и трудно. Тут он совсем рядом, но охраняют сундучок волшебные силы. И не всем дано эти силы победить. А вы хотите чтобы я вам помогла?

Дети. Да.

Волшебница. Постараюсь. Мне должны помочь двое ребят.

Воспитатель. Чтобы вы не поссорились, давайте посчитаемся при помощи считалок.

(Дети встают в круг. По цепочке передают колокольчик и произносят слова считалки).

  • Тучи-тучи-тучи-тучи.

Черный конь большой могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не видел – выйди вон!

  • Шла бабка с заморья,

Несла кузовок.

В том кузовочке лежали грибочки.

Кому – гриб,

Кому – два,

А тебе – три,

Води!

Волшебница. Вот вам ребус. Попробуйте его разгадать. Разгадаете – молодцы, а не разгадаете тогда – храбрецы!

(Звучит музыка. Дети вместе с воспитателем разгадывают ребус. Для этого надо расположить слова по порядку и прочитать фразу).

Скороговорка:

Купили  Егорке

           Салазки для горки.

           Всю зиму, Егорка,

           Катайся на горке!    

(Дети и воспитатель произносят скороговорку в разном темпе. Допускается согласованность движений хлопков рук и слов скороговорки).

Волшебница. Вы справились со всеми трудностями. Поэтому и вознаграждение по заслугам.

(Волшебница вручает детям сундучок. В сундучке находится «Сборник произведений устного народного творчества» /или другой литературный источник, который относится к разделу устного народного творчества/. Дети прощаются с Волшебницей).

 

Итог занятия.

Воспитатель. Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

Дети. Загадки, потешки, прибаутки, колыбельные, дразнилки и т.д. Уточняют значение и  их  назначение для человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"

Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....

Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»

Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1.      Закрепить умения различать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

"Поиск волшебного сундучка"

Сценарий празднования дня рождения в детском саду....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...

Необычные волшебные приключения.(Волшебный сундучок.) Сценарий осеннего праздника для старшей группы

Необычные волшебные приключения (Волшебный сундучок) Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы...