Семинар - практикум "Защита прав и прававое воспитание ребенка"
материал по теме

Костенко Ольга Николаевна

закрепить знание педагогов по проблеме "Защита прав и прававое воспитание ребенка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

                  «Защита прав и правовое воспитание ребёнка»

Цель: закрепить знания педагогов по проблеме «Защита прав и правовое воспитание ребенка».

Задачи:

- используя знания, систематизировать материал;

- упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов;

- совершенствовать коммуникативные умения;

- формировать способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.

                                               Ход семинара:

Уважаемые коллеги!  Сегодня мы поговорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника. Желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб».

О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? Нужно было придумать что- то такое, что было бы посильнее государства. Что же придумали люди, мы можем узнать, позвонив в справочное бюро.

Итак, организуем справочное педагогическое бюро. Все интересующие нас ответы на вопросы мы можем получить в четырех кабинах.

Вопрос регулирования прав детей в России возник еще во второй половине 19 века. К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детства в силу тех или иных причин в тот период не получили поддержки и дальнейшего развития.

- Скажите, пожалуйста, какая организация была первым защитником прав детства? Когда она была создана?

Ответ: В 1919 году Лига наций создала комитет детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи сиротам и беспризорникам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

- Какой документ стал первым правовым международным документом по охране прав и интересов детей?

Ответ: В 1924году Лигой Нации была принята Декларация прав ребенка.

- Какой важнейший международный документ был разработан на основе Декларации прав ребенка. В каком году он разработан?

Ответ: 20 ноября 1959 года на основе Декларации была разработана Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает за каждым ребенком юридические права.

- Назовите пять прав ребенка, которые возможно и необходимо соблюдать в ДОУ?

Ответ: Право на охрану здоровья, на образование, на участие в играх, на сохранение своей индивидуальности, на защиту от всех форм психического и физического насилия.

Мы видим, что сложилась достаточно, управляемая система защиты прав, но она требует глубокого изучения.

Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.

Разбор ситуаций (см. приложение)

                                       Блиц-опрос по сказкам:

- Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (право на жизнь)

- Почему, обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок», обижали гадкого утенка? (он был не похож на других)

- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность жилища)

- Какое право нарушили лиса Алиса и кот Базилио, хитростью выманив у Буратино пять золотых монет? (право на личную собственность)

- Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»? (правом на бесплатное образование)

- Какое право нарушила злая волшебница, украв малолетнего принца? (право жить со своими родителями)

- Каким правом пользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница»? (правом на свободное передвижение)

- Какое преступление совершили гуси-лебеди, украв братца? (похищение детей)

- В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? (12 месяцев)

- В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? (Золушка)

- Какое право царевны, нарушил Кащей бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак? (вступать в брак по обоюдному и свободному согласию)

- Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост?   (право на личную неприкосновенность).

- Сказки вы хорошо знаете и с заданием справились. Посмотрим, как вы знаете песни.

                    Звучит запись песни «Ничего на свете лучше нету».

- О каких правах в этой песне поется? (право на свободу передвижений)

                                    Звучит песня «Учат в школе»

- О каких правах в этой песне идет речь? (право на образование)

                                Звучит песня  «Всем нужен дом»

- О каких правах поется в этой песне? (право на жилье)

                    Задание «Разгадай кроссворд» (см. приложение).

                     Обзор  дидактических игр по правам ребенка.

Итог семинара: Дошкольное детство - это не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности; это еще период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжелым последствиям. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.

Родителям и педагогам трудно осознать и принять то, что ребенок - равноправный с ними человек, который имеет на собственное мнение и поступки, что его права, как и права любого человека, должно уважать и нельзя нарушать.

Приложение 1

                                  Задание «Разгадай кроссворд»

 По горизонтали:

1.      Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-либо или чего-либо.

2.      Маленький мальчик или маленькая девочка.

3.      Группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами.

4.      Вводная, разъясняющая часть какого-либо международного документа, закона или иного правового акта.

5.      Самостоятельный раздел, параграф в юридическом документе.

6.      Соблюдение равных прав.

7.      Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.

8.      Основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

9.      То, что принято в результате обсуждения.

10.     Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения.

Слово по вертикали: Официальное провозглашение каких-либо принципов, положений от лица государства, партии, международной организации, а также документ, в котором они изложены.

По горизонтали:

1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой.

2.    Систематизированный свод законов.

3.    Сознание своих человеческих прав, своей личностной ценности; уважение к себе.

4.    Отдельный человек.

5.  Обещание, подлежащее непременному выполнению.

6.    Взаимное согласие.

7.    Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее четкую структуру и определенные задачи, программу действий.

8.        Защищающая сторона в судебном процессе.

Слово по вертикали: Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу

Приложение 2

Ситуация 1.

Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!» - «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает мальчик. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь апельсин, он полезней для твоего организма!» « А я не буду! - протестует внук - не хочу».

Вопрос:   Права ли бабушка? Как бы Вы   вышли из этой ситуации?

Ситуация 2.

«Ира, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем надо напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее! Прекрати болтать ногами... Что за привычка! Не копайся,ешь.!»

Вопрос: Оцените стиль общения с пятилетней девочкой? Как вы думаете, с каким настроением придет ребенок в детский сад?

Ситуация 3

Пятилетняя Катя хочет умыться, просит маму согреть воду. Папа (по профессии врач), услышав просьбу Кати, заметил: «Надо, Катенька, умываться холодной водой: это полезно для здоровья» Катя ответила: «Мама всегда умывает меня теплой водой, от холодной воды можно простудиться» Мама неодобрительно посмотрела на отца:

 -О чем ты говоришь? Катя у нас слабенькая, ее надо беречь.

 - Катя совсем не слабенькая. Ее рост, вес вполне соответствует возрасту. Ребенка следует закалять, чтобы не болел.

- У нас с тобой разные мнения на этот счет.

-Ты видимо, забываешь, что я врач, а ты с медициной не знакома.

- Я разбираюсь не хуже тебя, давай на этом разговор закончим.

Вопрос: Как вы считаете, кто из родителей прав?

Ситуация 4

К учителю обратился одиннадцатилетний мальчик. Родители этого ребенка являются членами секты адвентистов седьмого дня. Мальчика заставляют насильно ходить на собрания секты, хотя он и сопротивляется. За непослушание его наказывают.

Вопрос: Какие права ребенка нарушают родители? А может быть родители правы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленьким детям - большие права!" сообщение из опыта работы по прававому воспитанию дошкольников

Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей -  является важнейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше вре...

семинар "Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье"

Семинар состоит из двух занятий. На одном из которых педагоги знакомятся с документами "Декларация прав ребенка", "Конвенция о правах ребенка", на другом занятии обсуждают какие формы и методы работы ...

Правила позитивного семейного воспитания ребенка дошкольного возраста

Многие родители вечно хныкающего ребёнка не задумываются о том, что причиной этого является их поведение, а вовсе не малыш. Как же воспитать позитивное настроение?Вы скажете, что нужно любить ре...

Семинар-практику "Роль отца в воспитании ребенка"

Конспект семинара-практикума "Роль отца в воспитании ребенка". В материале представлены практические упраженения для проведения практикума с папами детей дошкольного возраста....

Семинар – практикум «Влияние отца на воспитание ребенка»

Папа – это сложные умственные процессы, тонкая душевная организация и свои «тараканы». С папой ребенок иначе общается и другими средствами добивается своего. Если маме достаточно уви...

Семинар для родителей "Духовно нравственное воспитание ребенка посредством сказки"

Сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыт...

Семинар-практикум «Темперамент и методы воспитания ребенка»

Семинар-практикум«Темперамент и методы воспитания ребенка»...