Главные вкладки

    консультация "Особенности игровой деятельности детей раннего возраста"
    консультация (младшая группа) по теме

    игра  - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения......

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_detey_rannego_vozrasta.docx19.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

    Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного нравственного, эстетического развития.

    Данные науки говорят об огромных потенциальных возможностях раннего возраста, что дает основание для поиска рациональных методов воспитания, направленных на стимулирование деятельного творческого познания ребенком окружающей деятельности.

    По этому вопросу существует хорошо разработанная методическая литература. Детальное изучение и собственные наработки позволяют изложить проблему следующим образом.

    В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно- игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

    Игра  - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения из различные действиям, способам и средствам общения.  В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми, в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

    Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребенок, умывает куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем и четвертом году при благоприятных условиях ( то есть при условии правильного руководства играми) он уже способен заменить в игре развернутые, детальные действия обобщенным – жестом, обозначающим умывание, или, не производя действий, заменить его словом  («Кукла уже сама умывалась»).

    Переход  от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а, следовательно, и о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сфере.

    Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом – игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

    Эта деятельность младенца весьма скоро (к 5-6 месяцам) меняет свое содержание: обследование, направлено теперь на выявление особенностей предмета – игрушки и поэтому перерастает в ориентировочные действия – операции.

    Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игр: для нее характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного результата. Это кульминационный момент  развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

    В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребенок на практике узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру.

    На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно – отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно - опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождается предпосылки сюжетно – ролевой игры.

    В дошкольном возрасте нередко индивидуальные или совместные режиссерские игры. По своей сути они сходны с сюжетно- ролевой, так как, с одной стороны, отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среды, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой своеобразную форму  размышления детей над тем, что близко их интересам.

    Что же дает режиссерская игра в плане психологического развития? Активизирует воображение. Учить придумывать сюжет, соединять детали, предметы, игрушки по смыслу. Взрослый в режиссерской игре – восхищающийся зритель, который может задавать вопросы, удивляться, радоваться или печалиться.

    К трем годам малыш приобщается к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой… в помещении группы  - «поплавать», «походить на лыжах» и т.д.

    Для образно-ролевой игры необходимо иметь маленькое зеркальце, перед ним проводить с детьми игровые упражнения типа: «Покажи, как можно рассердиться, рассмеяться». Следует задействовать уголки, ряженья. Процессу перевоплощения ощутимо помогают юбки, платки, сарафаны, сказочные наряды.

    Какова же позиция взрослого в игре? Он использует свои выдумки, фантазии, показывать инсценировки песенок, потешек. К концу года можно привлечь к этой увлекательной деятельности детей.

    К трем годам у малышей должно быть сформированы зачатки сюжетно- ролевой игры – основного вида деятельности дошкольника. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связывать несколько задач. Дети охотно принимают для игры предлагаемые взрослыми предметами – заместители. Играя, они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.

    Постепенно ребята становятся более самостоятельными и инициативными. Тут-то и появляются первые игровые замыслы: «Давай поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник» .Теперь игровые задачи решаются совместно всеми участниками ( строят дом, играют в семью), то есть в подлинно коллективной игре. Хорошая игра – залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.

    В работе дошкольных учреждений  большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

    Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

    Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению речи, формированию элементарных математических представлений.

    В дидактической игре учебные, познавательной задачи взаимосвязаны  с игровыми, поэтому в нее обязательно нужно вносить элементы занимательности.

    При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками.

    Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ.  Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.

    В играх – занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей. Придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры – занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует восприятие, мышление, речь и т.д.

    Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилии, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

    В нашей группе мы постарались создать все условия для полноценного физического т психического развития детей, тщательно продумали размещения игр, пособий, игрушек в групповой деятельности.

    В кукольном уголке поставили мебель. Кукольные кроватки обеспечили комплектами постельного белья. На кухне – столовая посуда, кастрюли, сковородка, мисочки; комплекты посуды: чайники, тарелочки, чашечки. В группе есть ванночка для купания кукол, наборы для стирки и глажения белья, игрушечный  телефон и будильник.

    У одной стены выделили место для моторно-двигательных, спортивных и сюжетных игрушек. На открытых полках шкафчиков разложили крупные и мелкие строительной материал. В книжном уголке дети могут посмотреть иллюстрации, предметные и сложные картинки, книг. Книги подбираем так, чтоб в них  было много картинок и мало текста и изображения были понятны детям. Наши малыши любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, рассказывают потешки, поют песенки. А еще мы украсили группу комнатными цветами.

    Мы учли, что игровые уголки имеют свою специфику: в одних проходят шумные игры, в других – спокойные. Поэтому расположили уголки так, чтобы дети, играя, не мешали друг другу. Строительный и моторно-двигательной уголки находятся рядом, так как при «строительстве» дома нужен «транспорт». Игры для  развития сенсорики и мелкой моторики разложили на полках.

    Для полноценного физического развития детей в группе устроили физкультурный уголок с широким набором спортивных игрушек. В играх спортивными игрушками движения наших ребятишек приобретают точность, ловкость, силу, легкость, грацию, изящество. Подвижные игры помогают вырабатывать быстроту реакции, решительность, упорство, смелость, и многие другие ценные качества.

    Воспитание детей в нашей группе проводиться по программе «От рождения до школы» с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровая деятельность детей раннего возраста

    Игра ведущий вид деятельности дошкольников. Детям надо дать возможность прожить игру, и прожить игру вместе с ними....

    «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»

    Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко прявляются особенности мышления и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении....

    Статья «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста».

    В статье изложен материал по формированию игры у  детей раннего возраста. Игра-  это  процесс многоплановый. Сложность заключается в том, что психологический механизмы, необходимы...

    Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

    Цели и задачи:  ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...

    Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

    Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки"....

    Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

    Цели и задачи:  Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями,...